Происшествия

Серебряный призер по плаванию олимпиады-2000 в сиднее денис силантьев: «свои медали не считаю, а взвешиваю. Сколько всего набралось? Больше 35 килограммов»

0:00 — 26 марта 2009 eye 1220

Самый титулованный пловец национальной сборной объявил о завершении спортивной карьеры

Ветеран украинской сборной по плаванию Денис Силантьев стал первым в истории независимой Украины обладателем олимпийского «серебра» (2000 г. ) и «золота» чемпионата мира (1998 г. ). В спортивной коллекции 32-летнего спортсмена из Запорожья — награды всех крупнейших международных соревнований, в том числе 17(!) медалей европейских первенств на «короткой» и «длинной» воде. Участник четырех Олимпиад, отдавший спорту 25 лет, принял решение уйти из спорта. В рамках проходящего в эти дни в Харькове зимнего чемпионата Украины состоялось торжественное чествование знаменитого спортсмена.

«Чтобы родители не заподозрили, что я сачкую тренировки, втихаря мочил плавки в ванной»

К Играм в Пекине Денис Силантьев готовился под руководством нового тренера — Нины Кожух и имел все шансы вновь стать олимпийским призером. Но обострившаяся за месяц до Олимпиады травма спины помешала спортсмену удачно выступить в Китае.

- Денис, ты, по-моему, был самым старшим среди участников нашей сборной по плаванию?

- Что это вы меня сразу в старики записываете? — улыбается Денис Силантьев.  — Были и постарше ребята. Например, днепропетровец Сергей Сергеев, отец двоих детей, в 36 лет еще выступал за сборную. В Пекине я серьезно настраивался взять медаль. Но, видно, не судьба. За месяц до Игр меня так скрутило… Грыжа позвоночника. Боль адская! Кололи обезболивающие. А я так надеялся, что еще покажу себя в спорте. Время-то идет, все меняется, новое поколение пловцов на пятки наступает. Выходил на старт, а все соперники моложе меня минимум на десять лет. Чувствовал себя среди этого молодняка каким-то ископаемым.

- Как впервые в бассейн попал, помнишь?

- В шесть лет. Я еще в садик ходил. Часто болел ангинами. Врач сказал родителям, что, если они не хотят, чтобы сын вырос дистрофиком, его надо обязательно отдать на плавание. Мама еле договорилась с тренером, чтобы меня взяли в секцию. Ведь в те времена детский спорт активно развивался, группы были переполнены. Когда первый раз зашел в бассейн, то чуть не задохнулся от запаха хлорки. Темно-зеленая вода посреди бассейна как бездна морская… Первые полгода тренировок провисел на дорожке, так боялся воды, волн. Как у моей бабушки хватило терпения уговаривать меня ходить на тренировки, не знаю. Я плакал, говорил, что у меня ничего не получается…

Плавание мне совершенно не нравилось! Через три года меня перевели в спецкласс. Хитрил, как умел, лишь бы только на тренировку не идти. Собирал вещи, как будто иду на плавание. Дедушка провожал меня до пешеходного перехода. А я постою пару минут, дождусь, пока он уйдет, а потом — хоп и с пацанами в футбол играть. Или в спортзал — на борьбу. Родители догадались, что я сачкую плавание — плавки-то сухие. Так я стал втихаря плавки мочить в ванной. Но родители опять заподозрили неладное. Мол, почему это у тебя, Денис, плавки хлоркой не пахнут?..

В классе девятом мой первый наставник решил уйти с тренерской работы, пошел работать на завод. Настали тяжелые времена — кризис 90-х годов. Меня отдали другому наставнику — Сергею Гусеву, с которым я отработал 17 лет. Он настоящий мастер своего дела, крепко за меня взялся, и у меня пошли результаты. Родители, кстати, разрешили мне бросить тренировки. Но мне уже самому стало интересно плавать.

Я специализировался на стиле баттерфляй, его еще называют «дельфин». Каждая тренировка мне так тяжело давалась! К тому же плавал двухсотметровку. Эта дистанция требует большой выносливости.

- Свой первый крупный успех помнишь?

- В 1991-м, когда распался Советский Союз, я выступил на последнем в истории юношеском чемпионате СНГ. Занял третье место. Для меня это был шок, ведь раньше я даже не попадал на подобные соревнования. Через год выполнил норматив мастера спорта. Тогда еще мой тренер поспорил с кем-то на ящик коньяка, что я проплыву чуть быстрее норматива, а его коллега — что покажу меньшее время. В результате без коньяка остались оба спорщика: ведь я показал результат норматива с точностью до сотой доли секунды.

В середине 90-х родителям было непросто. Их отправили в отпуск за свой счет, как сейчас делают со многими. Но я был материально независимым от родных и даже немного им помогал. Мне платили зарплату, давали талоны на питание.

«В приметы не особо верю. Ну, может, татуировка орлиного пера на спине помогала»

- Какую первую крупную покупку сделал на заработанные деньги?

- На чемпионате мира-94 в Риме я единственный из украинских пловцов попал в финал. Спонсор соревнований вручал финалистам призы. Мне дали тысячу долларов. Отдал процент тренеру, а на оставшиеся деньги купил видеомагнитофон «Сони» и телевизор «Шарп». Да вы что, это ж было так круто!

- Какая из четырех Олимпиад запомнилась больше всего?

- Конечно, Игры в Сиднее. Меня переполняли противоречивые чувства: радость от награды и разочарование, что упустил «золото». В Австралию ехал только за победой. Когда понял, что занял второе место, был просто в шоке. Несколько дней ходил как в воду опущенный, не мог в это поверить. Ребята надо мной подтрунивали: мол, другим за счастье стоять на олимпийском пьедестале, а тебе «серебро» не в радость…

- Счет наградам ведешь?

- Давно уже сбился со счета. Когда переезжал с женой в Киев, решил взвесить мешок с медалями. Получилось больше 35 килограммов. Раньше все медали хранились в квартире бабушки и дедушки. Они занимались учетом моих наград, вешали их на стену. Потом начали складывать в шкаф. Как-то бабушка решила переложить мою олимпийскую медаль. Завернула в полиэтиленовый пакет, а потом забыла, в какое место этот пакет спрятала. Как-то телевизионщикам понадобилось снять мою олимпийскую награду. Я искал, искал, да так и не нашел. Как сквозь землю провалилась! Расстроился. Пропажа обнаружилась вот только недавно.

- В приметы веришь?

- Да не особо. Разве что, может, помогает татуировка на лопатке. Сделал еще в 1998 году изображение орлиного пера.

- Чем планируешь заниматься после завершения спортивной карьеры?

- У меня любящая жена, у которой есть куча планов. Да и у самого много задумок. Хотелось бы заниматься тем, в чем разбираюсь лучше всего. Чтобы мой бизнес был связан со спортом. В прошлом году мы с Яной Клочковой создали Фонд поддержки молодежного и олимпийского плавания. В ноябре 2008 года провели первый международный турнир по плаванию на Кубок Дениса Силантьева «Мистер Баттерфляй». Ездим с Яной по Украине, проводим мастер-классы. Будем делать все возможное, чтобы популяризировать плавание.

- Чем занимается твоя супруга?

- Она бизнес-вумен и к спорту не имеет ни малейшего отношения. Инна очень красивая и очень умная. У нее гремучая смесь в крови: папа — таджик, мама — украинка. Старше меня на четыре года. Впервые ее увидел в банке. Понравилась она мне с первого взгляда. Там с ней и познакомился. Прямо мистика какая-то, но в тот же вечер увидел Инну в бассейне. Я тренировался, а она привела сына на плавание. Инна не знала, что я известный в спорте человек, ей об этом позже рассказали подруги. Год встречались, а в 2002-м сыграли свадьбу.

- Тебя не смущало, что у будущей супруги есть взрослый сын от первого брака?

- Абсолютно. Хотя если бы в прежние годы холостяцкой жизни мне сказали, что жена будет старше меня, да еще с ребенком, ни за что бы не поверил. Но в жизни случаются чудеса, которых и в сказках не бывает.

- Сколько же лет вашему сыну?

- Он уже учится в институте (смеется). Я старше его на 12 лет. Мы с ним друзья.

- Какой бизнес у супруги?

- Она занимается вопросами поставки модной женской одежды в бутики. Кстати, когда мы познакомились, Инна сказала, что у меня хороший стиль и вкус.

- В Киев уже окончательно перебрались?

- Инне здесь предложили хорошую работу. Да и мне лучше заниматься вопросами фонда в столице. Продали все в Запорожье. Купили в Печерском районе квартиру. Новоселье? Вот как обставим квартиру, так и пригласим на новоселье.

- В бассейн иногда ходишь?

- Жена заставляет. Говорит, что нельзя так резко спорт бросать. Нагрузки должны быть. Проплываю по три-четыре километра несколько раз в неделю. «За что ты меня так не любишь? — говорю Инне в шутку.  — Мне этот бассейн за столько лет уже так осточертел!.. »