Девальвация заставила поднять даже стоимость машин, которые собирают в Украине, в результате эксперты ожидают рекордного падения продаж и переориентации покупателей на подержанные авто
За последний месяц гривня по отношению к доллару упала уже больше чем на 10 процентов, однако эксперты успокаивают: девальвация хотя и бьет по карману украинцев, но помогает развитию экономики, дает рабочие места. Дескать, импорт дорожает, значит, люди начинают покупать больше отечественных товаров. На поверку все вышло не так.
После обвала гривни украинский автопроизводитель «пересчитал» цены быстрее, чем многие… импортеры. К примеру, базовую версию самого продаваемого (и наиболее дешевого) отечественного автомобиля ЗАЗ «Сенс» еще не так давно можно было приобрести за 57 тысяч гривен. Теперь на ценнике — 63 тысячи 600 гривен. В салонах поясняют, что подорожание вызвано модернизацией машины — она стала «более безопасной и комфортной». Чуда не произошло — подушек безопасности или антиблокировочной системы у «Сенса» так и нет, зато на боковых зеркалах у новых моделей теперь красуются… мигающие повторители поворотов! Кроме того, на дверях появились черные пластиковые молдинги, предохраняющие кузов от царапин.
Цена «Ланоса» без кондиционера и гидроусилителя руля «стартует» отныне с 76,9 тысячи гривен, машина с климатической установкой обойдется почти на 10 тысяч гривен дороже. В утешение покупателям предлагают новые бесплатные опции — боковые зеркала с подогревом и регулировку руля по высоте. Также на «Ланосы» будут ставить колесные диски не 13-го, а 14-го радиуса. В более дорогих комплектациях появятся противотуманные фары. По словам специалистов, это, безусловно, «приятные мелочи», однако они никак не объясняют такой скачок цен.
— Пять-шесть тысяч гривен — сумма, слишком ощутимая для покупателя со скромным достатком, — отмечают эксперты, — стоит учитывать, что будущему автовладельцу придется ставить машину на учет в ГАИ, а это еще около двух тысяч гривен.
Новая цена «Виды» в базовой комплектации без кондиционера — 97,7 тысячи гривен. Скидок на прошлогодние машины нет, дешевле примерно на пять тысяч гривен предлагают только автомобили 2012 года выпуска (но остались только средние и топ-комплектации).
Тем временем основной конкурент ЗАЗов — китайский Geely, который с прошлого года собирает свои машины в Кременчуге, еще распродает модели прошлого года, угрожая «в самые ближайшие дни» поднять стоимость автомобилей не меньше чем на десять процентов. Большинство импортеров уже это сделали, причем многие продавцы начали привязывать цены к стоимости доллара на межбанковском рынке. Часто в рекламе, на сайте автоцентра и даже на ценнниках в салоне стоимость машины (как того требует законодательство) указывается в гривнях, однако по факту покупателю высчитают цену в зависимости от текущего курса гривни по отношению к американской или европейской валюте. Любопытно, что некоторые импортеры продолжают заманивать клиентов продолжением новогодних акций и «неслыханными» скидками на машины 2013 года, забывая указать, что это скидка уже с новой, поднятой на десять процентов цены.
По мнению экспертов, тотальное подорожание приведет к рекордному снижению продаж новых автомобилей (в прошлом году падение спроса составило десять процентов), а большая часть автолюбителей переориентируется на подержанные авто. Многие поставщики уже начинают к этому готовиться, придумывая специальные «антикризисные» предложения. Скажем, в продаже недавно появилась супербюджетная модификация популярного румынского седана Renault Logan. Кроме двух подушек безопасности и пепельницы с прикуривателем, в машине нет никакого дополнительного оборудования. Даже стеклоподъемники «ручные», как в советских «жигулях». Зато цену удалось снизить на 8 тысяч гривен — до 115 тысяч.
Интересно, что кризис — причем не экономический, а политический — уже ощутили на себе продавцы супердорогих автомобилей. За январь в Украине не продали ни одной машины класса люкс (Bentley, Aston Martin и тому подобных) — богатые люди не хотят рисковать и обзаводиться дорогой собственностью в стране, балансирующей на грани серьезного гражданского конфликта.