Культура и искусство

Народная артистка ссср людмила чурсина: «в детстве я любила играть на кладбищах. Выбирала могилу и… Оплакивала ее»

0:00 — 26 марта 2009 eye 1381

На одном из украинских телеканалов начинается показ нового сериала «Две стороны», где знаменитая актриса сыграла главную роль

В свое время Людмилу Чурсину называли и секс-символом отечественного кино, и советской Мэрилин Монро, на что она даже обижалась. Популярная актриса — единственная (не считая Сергея Бондарчука), кто, не получив звание заслуженной артистки, сразу стала народной артисткой СССР. В свои 67 лет Людмила Алексеевна замечательно выглядит. По-прежнему много снимается, играет в театре. В обычной жизни улыбчивая и милая, несмотря на закулисные разговоры о том, что характер у Чурсиной не сахар.

«Евгений Леонов сказал: «Как же я с этой жердиной сниматься буду?»

- Потрясающе выглядите, Людмила Алексеевна! Наверное, секрет вечной молодости знаете?

- Спасибо, жизнь обязывает. Скорее, это наследственность, плюс хорошая косметика. Недавно снималась в сериале «Райские яблочки», где в первых 12 сериях должна была играть 35-летнюю женщину, у которой пятилетняя дочь. Я режиссеру Нонне Агаджановой сказала: «Вряд ли потяну на этот возраст». А она: «Ну, вы поделайте какие-нибудь процедуры». Я раз пять сходила в салон и поняла, что у меня очень благодарный организм. Чуть-чуть ему внимания, тепла, и он тут же откликается. Правда, я переубедила режиссера: «Давайте скажем, что у моей героини поздний ребенок, ей лет сорок».

- После омолаживающих процедур о пластической операции не задумываетесь?

- Мне предлагали, но считаю, что лицо — это мысль природы и Бога, поэтому нужно быть с ним очень осторожным. Другое дело, что женщина, тем более актриса, должна хорошо выглядеть. Но когда десятый раз завязывают на затылке кожу бантом, это уже перебор. В любом возрасте есть своя лирика.

Меня иногда спрашивают: «Ты на какой диете сидишь?» Отвечаю честно, что пока нет необходимости сидеть на диете. Мой отец был худой, я, наверное, в него. А мама — наоборот. В молодости у нее была потрясающая фигура. Когда мы жили в Тбилиси, грузинские мужчины, увидев ее на улице, восхищались: «Вах, вах, вах!»

- Вы себе всегда нравились?

- Что вы! У меня был страшный комплекс гадкого утенка. Безумно стеснялась своего высокого роста. В школе на уроке физкультуры стояла первая в строю, да и в театральном институте будущие герои-любовники были ниже меня ростом. Я сутулилась. Забивалась в угол, а о каблуках даже не мечтала. В пятом классе у девчонок был тридцать пятый размер ноги, у меня — тридцать восьмой. Поэтому обувь покупалась на два размера меньше. Я мучалась ужасно, но терпела.

Помню, на съемках картины «Донская повесть» моим партнером был Евгений Леонов. Евгений Павлович был небольшого роста, а я каланча. Он сразу сказал: «Как же я с этой жердиной сниматься буду?» Я посоветовала ему скамеечку заказать. И когда начались съемки, Евгений Павлович мне иногда мстил за скамеечку. Появляюсь в кадре — вижу вырытую яму. «В яму становись, будешь ниже меня ростом», — отвечал Леонов. Он был большим балагуром.

- Вы много снимаетесь в сериалах, что за героиня вам на сей раз досталась?

- Не считаю сериалы чем-то постыдным. Главное, насколько серьезно отдаешься работе. Нынешняя роль мне очень нравится, потому что она созидательная. В конце фильма моя героиня даже влюбляется, как говорится, «прощальный луч мелькнул в ее жизни… »

- Любви все возрасты покорны. Вы трижды были замужем, сейчас так же влюбчивы?

- Влюблена! Мне Господь посылает так много интересных людей! У любви ведь много ипостасей. Хотя цистерна чувств, как сегодня говорит молодежь, любви к другому полу, наверное, утихомирилась.

- Ради любви приходилось делать безумные поступки?

- Приходилось. Я любила фантазировать, потому что не переношу постное состояние души. Сейчас оно случается, но я пытаюсь не впадать в отчаяние. Нужно ценить каждое мгновение бытия, потому что все уже на грани. Не имею в виду себя. Человечество в своей алчности, желании нефти и газа практически пришло к экологической катастрофе. Сегодня все хочется делать сознательно и разумно, бороться со своими подчас возникающими агрессивными состояниями и раздражением…

«Очень много хожу. Может, поэтому и пребываю в хорошей форме»

- У вас бывают приступы агрессии?

- Ну конечно, хотя я борюсь с этим. Мне даже дали специальный рецепт. Бывает, человек не успевает ничего сообразить, как из него выплескивается целый фонтан эмоций. Но если есть хоть доли секунды, надо про себя, прежде чем что-то сказать, посчитать до десяти. За это короткое время приходит совершенно другое состояние. Можете попробовать.

- Говорят, посуду бить помогает…

- Вообще, полезно иногда давать выплеснуться своим чувствам. Мы часто цепляем чужую энергетику, порой очень агрессивную. Надо уметь защищаться.

- А что вас может вывести из себя?

- ХАМСТВО — и молчаливое, и озвученное. Оно сейчас везде, но привыкнуть нельзя. У меня есть подруга, народная артистка России Ольга Волкова. Потрясающая актриса, такой «Чаплин в юбке». Она обладает острейшим природным умом, ТАК умеет отбрить. Но перед хамством пасует. Потом мобилизуется и может послать… Очень аристократично ругается матом. Она единственная, кому я прощаю мат. Даже люблю иногда послушать.

- Сами ругаетесь?

- Бывает, проскользнет. Хотя пытаюсь мат перевести в «еханый бабай» или «ё-к-л-м-н».

- Неужели и вам хамят?

- Иногда в метро обращаются: «Девушка… » Я поворачиваюсь и слышу: «Простите, бабушка». Всегда на это отвечаю: «Спасибо. Диапазон мне нравится: от девушки до бабушки». Важно с юмором относиться ко всему, ведь люди несовершенны.

- Вы в метро ездите?

- Это единственный способ везде успеть, минуя пробки. На спектакли машину присылают из театра. А в обыденной жизни стараюсь больше ходить пешком. Я очень быстро хожу. Может, это и держит меня в хорошей физической форме. Коллеги, которые обзавелись машинами, как-то начинают дряхлеть.

- Машину водите?

- Права есть, но обязанности мешают (улыбается). Пока не сдала на права, отдала свои «Жигули» друзьям. Они поставили машину под домом, и на нее сосулька упала. Так и вернули машину с дыркой в крыше. Впервые за руль села во время съемок фильма «Обещание счастья». Посадила в машину Олега Ефремова, Юру Яковлева, и мы из Питера поехали в Тверь. Но особого желания водить машину нет.

- Вас в общественном транспорте узнают?

- Все настолько сейчас озабочены тем, как выжить, что людям не до меня. Бывает, кто-то всматривается, потом подходит: «Вам говорили, что вы очень похожи на одну артистку?»

- Людмила Алексеевна, вы только в кино сыграли больше 60 ролей. Благодаря им чему-то научились?

- Многому. К примеру, корову доить, на лошади скакать, управлять тачанкой. А еще умею месить хряпу — это когда в больших деревянных корытах корм для скотины толчешь, забираясь туда с ногами. И стадо пасла, хотя боюсь коров с быками. На съемках «Донской повести» я попыталась впервые проехаться верхом, а лошадь понесла.

Правда, в «Приваловских миллионах» моя героиня Зося Лиховская была прекрасной наездницей, поэтому я специально занималась в конно-спортивной школе. Меня тренировал легендарный всадник Иван Кизимов. Он почему-то решил, что я очень талантлива. Поставил три препятствия и сказал: «Брать». На третьем препятствии я слишком рано подняла лошадь. Она сломала шею и меня всем телом практически накрыла. Лежу, трясусь от шока. Тренер меня вытащил из-под животного, ощупал мою грудную клетку и велел привести другую лошадь. Поставил цель и сказал: «Брать». И я практически в бессознательном состоянии сделала это. Кизимов сказал: «Если бы вы не сели на лошадь сейчас, уже никогда бы к ней не подошли, а вам ведь сниматься».

«Слезу из меня выжать сложно»

- Кино — экстремальный вид искусства.

- В фильме Олега Фесенко «Бабушка Ада» я играла обезумевшую от горя мать. Снимали в Черногории, где узенькие улочки, мощенные булыжниками. Я должна была с горы бежать и не смотреть под ноги, а как бы взлетать в небо. Бегу, а режиссер кричит: «Дальше, дальше!» И вдруг я впендюриваюсь ногой в острый булыжник. От боли в глазах потемнело. А Фесенко говорит: «Еще раз». В состоянии шока я сыграла эту сцену повторно. Рентген показал, что пальцы на ноге сломаны. Несколько недель ходила с костылем.

- По гороскопу вы Рак — самый эмоциональный из знаков Зодиака. Вас легко до слез довести?

- Выжать слезу из меня сложно. Но из-за несправедливости могу заплакать. Иногда Господь дает слезы в храме. Я бесконечно благодарна, ведь плач — омывание души. Вообще, я человек действия. Если возникают проблемы у кого-то из друзей, близких, не буду сидеть сложа руки. Тут же начинаю что-то предпринимать.

- Прямо железная леди…

- Скорее произвожу такое впечатление. Всякий раз, когда беру помощницу по дому, в результате сама становлюсь домработницей: «Посиди, я тебе чайку принесу», «Ничего, ничего, я сама сделаю… »

- Сейчас у вас есть домработница?

- Нет, управляюсь сама. Раньше очень любила постоять у плиты. Хорошо готовила борщи, грузинские блюда. Для меня главное — чистота. Люблю вымыть каждый уголочек, потом принять душ, наложить крем на лицо, выкурить сигарету и взять любимую книгу или поговорить с кем-то из друзей. Их ведь остается все меньше. У каждого свои проблемы.

- В последнее время очень модно с головой уходить в веру…

- Меня крестила бабушка. Я всегда любила ходить в храм. Своими словами просила: «Боженька, сделай так, чтобы бабушка, мама были здоровы… » Еще очень любила бывать на кладбище. Выбирала какую-то могилу, особенно молодого человека, садилась и оплакивала.