Украина

«Если курс установится на отметке 10 гривен за доллар, литр бензина А-95 будет стоить около 13 гривен»

19:00 — 4 марта 2014 eye 1818

Украина на прошлой неделе пережила не только обвал национальной валюты, но и связанный с этим скачок цен на нефтепродукты. Вчера литр бензина А-95 В среднем по стране стоил 12 гривен 38 копеек, а дизельного топлива — 11 гривен 12 копеек. Но теперь на топливный рынок, помимо экономических факторов, влияет и политика: Украина фактически оказалась в состоянии войны с Российской Федерацией. Как известно, эта страна является одним из крупнейших поставщиков нефти на мировой рынок. Поэтому многие люди боятся, что военное противостояние приведет к коллапсу на топливном рынке Украины.

Прокомментировать сложившуюся ситуацию «ФАКТЫ» попросили директора «Консалтинговой группы А-95» Сергея Куюна.

— Зависит ли Украина от России в вопросах поставки горючего?

— Уникальность и большое достижение отечественного топливного рынка заключается в том, что за последние годы мы фактически избавились от российской зависимости в нефтяной сфере. В частности, с 2012 года Украина перестала закупать в РФ нефть. Хотя сейчас доля российских нефтепродуктов в общем балансе отечественного рынка дизтоплива все еще составляет около 20 процентов. Это в основном низкокачественное горючее. Отказаться от него Украина может быстро и безболезненно. На рынке это никак не отразится, поскольку сейчас есть много других источников. В частности, увеличатся поставки из Беларуси, а также из Европы танкерами по морю.

Кстати, с начала нынешнего года уже идет процесс сокращения закупок топлива в России и увеличение поставок из Беларуси. В целом проблем нет, рынок нефтепродуктов открыт, диверсифицирован, и, в отличие от газового, мы имеем возможность наполнять его из многих источников. Это подтверждается тем фактом, что с 2005 года, когда еще была сильная зависимость от России, в нашей стране ни разу не было ресурсного кризиса.

— Россия имеет определенное влияние на Беларусь. Что будет с отечественным топливным рынком, если Путину удастся вынудить Александра Лукашенко прекратить поставлять горючее в Украину?

— Думаю, что такой сценарий маловероятен, поскольку белорусы имеют хороший и стабильный доход от продажи топлива в Украину. Поэтому, чтобы заставить их прекратить поставки в нашу страну, Россия должна предложить адекватную финансовую компенсацию. Ведь украинский рынок для белорусской нефтеперерабатывающей промышленности самый важный, так как они продают нам большие объемы топлива по наиболее выгодным для них ценам.

Но даже если предположить, что Россия каким-то образом заставит Беларусь уйти с украинского рынка, все равно у нас остается достаточно возможностей для закупки топлива за рубежом. Поставщиков достаточно. Пути есть и морские, и железнодорожные. Отечественный рынок быстро перестроится.

— Какова сейчас ценовая ситуация на топливном рынке?

— На прошлой неделе и нефтетрейдеры, и потребители пережили шок. В феврале стоимость горючего выросла на 10 процентов, причем основной рост пришелся именно на последнюю неделю месяца. Причина очевидна — резкое падение гривни. Курс достигал 11 гривен 70 копеек за доллар. В результате оптовый рынок топлива полностью остановился. Никто не хотел продавать крупные партии нефтепродуктов, опасаясь, что завтра курс изменится и придется терпеть убытки.

Надеюсь, что ажиотаж уляжется и курс доллара снизится. Как только нефтетрейдеры увидят, что курс держится длительное время в определенных рамках, цены на заправках стабилизируются.

Учитывая то, что ситуация на внешнем рынке не меняется, можно сделать такой прогноз: если курс установится на отметке примерно 10 гривен за доллар, литр бензина А-95 будет стоить около 13 гривен, а дизельного топлива — 12 гривен. При курсе 9 гривен 50 копеек за доллар цены на горючее будут копеек на 40 ниже. При стабилизации гривни полноценно заработает и оптовый топливный рынок. Это очень важно в преддверии весенних полевых работ. Ведь в этот период потребление топлива возрастает, а значит, завозить его нужно уже сейчас.