Единственная подлодка украинского флота «Запорожье» оказалась заблокированной в севастопольской бухте Стрелецкой вместе с другими кораблями ВМС Украины. В таких условиях возникли трудности с обеспечением продовольствием экипажа, несущего круглосуточную службу. Как выяснилось, севастопольская компания, занимающаяся поставкой продуктов для моряков в мирное время, отказала субмарине в своих услугах.
- Наш город шефствует над подводной лодкой «Запорожье», и мы всегда помогали и будем помогать ее экипажу, — заявил запорожский городской голова Александр Син. — Мы выяснили у командира подлодки, какая помощь сегодня нужна. Оказалось — продовольственная.
И горожане — как предприниматели, так и рядовые граждане — в кратчайшие сроки собрали около тонны «гуманитарного» груза: консервы, шоколад, макароны, крупы, а также медикаменты. Сопровождал микроавтобус к месту назначения советник городского головы, глава общественной организации «Протект» Александр Кобзарюк.
- Зная, что на дорогах выставлены посты военных подразделений, поддерживающих пророссийский курс Крыма, мы никаких обозначений на транспорте не указывали, старались минимально привлекать внимание и только по прибытии на место прикрепили к борту микроавтобуса листки с текстом «Подводной лодке „Запорожье“ от запорожцев», — рассказал «ФАКТАМ» Александр Кобзарюк. — Надо было во чтобы то ни стало довезти передачу, потому что это был вклад многих горожан. У нас были все товарно-транспортные накладные и маршрутный лист, полный пакет документов, по которому мы везли продукты и товары в сетевые магазины, которые на самом деле обслуживаем.
— Тем не менее микроавтобус по дороге подвергался досмотру?
- Да. Всего пришлось преодолеть четыре блокпоста: два — так себе, а два — серьезные. Например, на Чонгаре проверяющий минут 15−20 обследовал в кузове упакованные и заклеенные скотчем коробки с продуктами, вероятно, выискивая, не везем ли мы оружие. Коробки стояли вплотную, потому он лез прямо по ним.
— Что вы испытывали в этот момент?
- Там же процедура какая? Каждая машина подъезжает по очереди, когда ей махнут. А машет он не просто рукой, а автоматом, у которого внизу подствольный фонарик (мы подъехали ночью). Спереди стоят два «беркутовца» с автоматами и сразу р-раз! — автоматы навели на всякий случай. И по бокам два человека тоже настороже. «Доброй ночи. Куда следуем?» — то есть, вроде как, и вежливо, но жестко. Ни оскорблений, ни угроз не было, но жесткое отношение напрягало, понимал, что тут не до шуток, надо максимально держать себя в руках.
Еще один, тоже серьезный и экзотический блокпост был на въезде в Севастопольский район: дорогу преградили мужички с бородами до пояса (такие я только в фильмах-сказках видел). Среди разномастных знамен заметил одно со словами «За веру, Отечество…» на голубом фоне. Предполагаю, что это донские казаки. В папахах черных с малиновым верхом и настоящих овечьих черных бурках, из-под которых видно шашки. И так со старорусским акцентом обращались: «Здра-а-авствуйте, откуда едете?». Хотелось смеяться в этот момент, но было не до смеха. Фотографировать казаков я не решился, но видеорегистратор их захватил немножко.
— Как вас встретили наши моряки?
- Радостно. На тот момент мы были единственным городом-шефом, который смог пройти этот путь. Разгрузили ребята из экипажа автомобиль быстро — выстроились в цепочку и передавали друг другу коробки. А вот фотографировать этот момент мы не стали. Командир подводной лодки Роберт Шагеев показал мне, что рядом с субмариной стоит русский сторожевой корабль, с которого фиксируется каждое действие, проводимое на «Запорожье» и возле него. Там же находится и «глушилка»: разговаривать по телефону совсем невозможно — идет такое «бу-бу-бу-бу…». Мы не успели на территорию заехать, как там засуетились все — а вдруг мы оружие подвезли, торпеды? Очень напряженная ситуация. Возможно, у нас по дороге домой могли быть какие-нибудь проблемы или неприятности из-за этого, но все обошлось.
— Каков моральный дух подводников?
- У меня создалось впечатление, что наши моряки там реально брошенные, потому что центральная власть про них реально забыла. Тем не менее они продолжают честно служить Родине. Всего в экипаже 90 человек — это две смены, потому что боевое дежурство там идет круглосуточное. Мы побывали на утреннем построении, присутствовала при поднятии украинского флага. Командир заверил нас, что команда находится в бодром расположении духа и будет верна украинскому народу до конца, как бы ни было тяжело. Он же рассказал, что экипажу подлодки восемь (!) раз предлагали перейти на сторону противника, причем первый раз — в ультимативной форме. Однако все моряки, не раздумывая, сделали шаг в сторону капитана, когда он спросил, кто остается с Украиной и с ним. Здесь готовы к любым провокациям, вплоть до того, что придется экстренно погружаться.
*Фото на память
Но мы планируем продолжить помощь подшефным — у них слишком старое обмундирование, и у нас уже есть планы, как обновить их форму. Так что в скором времени предстоит еще один визит на подлодку «Запорожье».
Кстати, раньше на озере Донузлав базировался и минный тральщик «Мелитополь», с командой которого шефы из Мелитополя Запорожской области также поддерживали крепкие шефские отношения. Но распоряжением Кабмина от 17 октября 2013 года 10 технически устаревших кораблей были выведены из состава Военно-морских сил. Среди них морской транспорт вооружения «Джанкой», морской катер «Острог», рейдовый катер «Конотоп», ну и минный тральщик «Мелитополь»…
Фото предоставлено Александром Кобзарюком