Вчера российские военные и крымские боевики захватили несколько кораблей Военно-морского флота Украины. В частности, 20 вооруженных людей на баркасе захватили новейший корвет «Тернополь», и наши моряки никак этому не воспрепятствовали. Тем не менее военные эксперты возлагают вину за случившееся не столько на самих военных, сколько на пассивность высшего руководства отечественных Вооруженных сил.
«В принципе по уставу наши моряки должны были стрелять по агрессорам или объявить, что корабль заминирован и в случае захвата будет потоплен. Но одно дело — рассуждать об этом в кабинетах в Киеве, а другое — все время находиться под прицелом, да еще и без каких-либо вразумительных команд из центра», — рассказал «ФАКТАМ» директор военных программ Центра им. Разумкова Николай Сунгуровский. Именно поэтому, по его словам, в большинстве случаев командиры наших частей на Крымском полуострове, «принимают решение сами, исходя из сложившейся ситуации».
Кроме того, считает эксперт, на боевой дух украинских военных повлияло принятие закона о временных оккупированных территориях, коим Украина обозначила свое отношение к Крыму. «До принятия этого документа присутствие наших военных на полуострове являлось свидетельством того, что это территория Украины. А теперь возникает вопрос о целесообразности их пребывания на полуострове: зачем оставлять людей на явную гибель? Это было оправдано во время Второй мировой войны, когда для руководства СССР человеческая жизнь ничего не стоила, а сейчас такие жертвы не имеют никакого смысла», — говорит Сунгуровский.
«Нужно понимать, что военные всегда ориентируются на приказы и команды вышестоящего руководства. Если сказано „защищать корабль“, то они его защищают, сказано топить — топят. И тут нужно признать, что на протяжении всего конфликта, кроме запрета на применение оружия и команды решать все мирным путем, четких приказов нашим военным из Киева не поступало. Что и сформировало у них надежду только на себя и свои силы, — высказывает свое видение ситуации военный эксперт Сергей Згурец. — А приказ о применении оружия, последовавший только после референдума, запоздал. Если бы он был дан раньше, то ситуация сейчас могла бы быть другая. А кроме того, не стоит забывать, что у многих военных семьи в Крыму. Поэтому не нужно обвинять командиров наших частей и кораблей в том, что они не пошли на применение оружия. Не нужно делать из них крайних, ведь они действовали по обстоятельствам, в условиях отсутствия четких указов и директив из центра».
Между тем в отечественном оборонном ведомстве считают целесообразным пребывание украинских военных на территории Крыма. Об этом сегодня на брифинге сообщил заместитель министра обороны Леонид Поляков: «Наша позиция состоит в том, что, даже не обращая внимания на материальные потери, определенные потери политического имиджа, мы все равно должны сделать все, чтобы, с одной стороны, сохранить наших людей — это прежде всего, а с другой стороны, держаться там в Крыму настолько, насколько это целесообразно».
По мнению замминистра, еще не исчерпаны все политические и дипломатические механизмы разрешения ситуации в Крыму. При этом Леонид Поляков признал, что из-за смены руководства страны и силовых ведомств приказы и указания военнослужащим в Крыму поступают с определенной задержкой.