Культура и искусство

Илья Ноябрев: «В тяжелые 90-е Толя Дяченко подрабатывал сборщиком мебели и неплохо получал»

8:00 — 26 марта 2014 eye 8200

Известному украинскому актеру, телеведущему Анатолию Дяченко исполнилось бы 55 лет

Анатолий Дяченко стал популярен уже после 40. Любовь зрителей принесли ему поистине народные телепрограммы — «3 на 4» и «Золотой гусь», а также мюзиклы «За двумя зайцами», «Сорочинская ярмарка», «Вечера на хуторе близ Диканьки». Жизнь актера и телеведущего оборвалась, когда ему было всего 46 лет. Вместе со своим другом, актером Владимиром Ямненко, он возвращался домой с удачной рыбалки. Рыбачили на Киевском море, куда друзья приехали на большом джипе Дяченко. Возвращались домой поздно вечером. Буквально в получасе езды от дома Анатолия Дяченко, недалеко от Вышгорода, произошла страшная авария. Джип актера на полной скорости врезался в грузовик. Владимир получил сотрясение мозга, а Анатолий погиб на месте. Близкий друг Дяченко продюсер и режиссер Илья Ноябрев говорит, что Анатолий ушел на пике славы и в самый счастливый год своей жизни…

«Я лишь удивлялся, как Толик мог заказать более 50 блюд и все это съесть»

— С именем Анатолия Дяченко связывают огромное количество невероятных и смешных историй. Одна из них произошла во время «оранжевой революции», когда Дяченко пришел на эфир «5-го канала» и заявил, что он «буржуазный националист».

— Помню-помню. Мы слушали этот эфир вместе с Валерием Чигляевым. От заявления Толи пришли в такой шок, что чуть не попадали со стульев. На следующий день, встретившись, сразу ему заявили: «Толян, давай сверим наши идеологии». А он смутился: «Понимаете, ну мне надо было что-то сказать». Вообще, Толя любил периодически надевать на себя, как я это называл, серьезную маску. Дескать, он такой специалист по широкому кругу вопросов. Причем это могло касаться не только театра, кино, телевидения, но и экономики, политики и даже самолетостроения! Однажды во время какой-то из посиделок Дяченко вдруг во всех подробностях начал описывать конструкцию летательных аппаратов. Я только удивлялся, откуда он мог все это знать.

*Илья Ноябрев признается, что слово «смерть» с Анатолием Дяченко совершенно не вяжется

— Вы познакомились с Анатолием в Театре эстрады, где к тому времени уже играли Валерий Чигляев и Виктор Андриенко.

— Да, это было в 1982 году. Я работал там актером и режиссером, а Толик только вернулся из армии. Не поверите, он был с копной черных кудрявых волос, без усов и стройный, как тополь. Через два года я, Чигляев и Андриенко ушли из театра, а Толик продолжал трудиться. Потом, правда, таки согласился переехать в Одессу, где я работал в театре миниатюр «Шарж». А позже мы вместе вернулись в Киев.

— Честно говоря, не могу себе представить худого кучерявого Анатолия Дяченко.

— Толя округлялся постепенно. Уже в Одессе, когда работал у меня в «Шарже», начал прибавлять в весе. Мне кажется, причиной этого стали два события. Он начал принимать гормональные препараты и бросил курить. На самом деле, Толик особо не зацикливался, хотя его вес достигал 150 килограммов. Правда, периодически вдруг становился одержим идеей срочно похудеть. При этом, сбросив пять килограммов, хвастался перед всеми и показывал свои рубашки, которые на нем якобы уже висели. Но эти несколько кило особо ничего не меняли при его весовой категории. Толя так и не избавился от привычки что-то все время жевать, правда, у него едой это не называлось. Он был большим знатоком столичных ресторанов и как только в городе появлялся новый, Толик тут же ехал дегустировать блюда. При этом часто захватывал большую компанию. Между собой мы называли Дяченко санитаром стола. Я лишь удивлялся, как он мог заказать более 50 блюд и все это съесть! Но, собственно, в этом заключалась вся натура Дяченко. Он все делал по максимуму, и если уж брался за что-то, его невозможно было остановить. Это касалось практически всех дел его жизни: работы, еды и женщин.

«Смерть унесла моего друга в тот момент, когда он был, наверное, самым счастливым человеком»

— Говорят, Анатолий Дяченко пользовался большой популярностью у слабого пола.

— Он был очень влюбчивым человеком. Если кто-то ему нравился, это сразу было заметно окружающим. Толя, что называется, распускал хвост. Он умел красиво говорить, дарить цветы, ухаживать. Девушки, конечно, на это велись. Правда, частенько его увлечения приводили к большим разочарованиям, тогда Толя в очередной раз звонил со словами: «Ну где были мои глаза?» Но это не останавливало его перед следующим увлечением. Он мог прийти в компанию с незнакомой девушкой, совершенно ничего из себя не представляющей, и возвести ее в ранг королевы. У Толи было три жены. Первая — актриса Наталья Долгая, они прожили совсем недолго. Вторая супруга Наталья работала программисткой у меня на фирме. У них родился сын Андрей. Кстати, вылитый отец. С третьей супругой Ольгой Толя познакомился буквально за год до смерти. Он признавался, что это был один из самых счастливых годов его жизни. Они встретились в Крыму совершенно случайно. Оля туда приехала на конференцию медиков. Буквально за один месяц они обвенчались и поженились. Признаюсь, мы, его близкие друзья, были в шоке от такой поспешности. Дяченко устроил роскошную свадьбу за городом. Молодожены были веселы, счастливы. Жаль, что это продлилось так недолго.


*Анатолий Дяченко был большим, теплым, солнечным человеком (фото из архива «ФАКТОВ»)

— Правда, что во времена экономических трудностей в начале 90-х Дяченко халтурил сборщиком мебели?

— В 1991 году, как известно, все рухнуло. По крайней мере, то, что касалось театра и кино. Этот период я называю оголтелым бизнесом. Каждый начал искать какую-то возможность заработать копейку. Знаю, что Толя на пару с другом ездил на машине в Польшу торговать бытовыми товарами. Тогда это было очень популярно. Правда, больших денег ему это не принесло, по-моему, он даже на чем-то прогорел. Я в то время организовал фирму, которая занималась сбором и установкой офисной мебели. Так вот, Дяченко у нас подхалтуривал. Просто он был единственным в нашей компании, кто умел держать отвертку. Толя устанавливал мебель и неплохо на этом зарабатывал. При этом говорил: «Вот накоплю капитал и уеду жить в Австралию». Почему-то из всех стран он выбрал именно ее. Слава Богу, этот тяжелый период длился недолго. Через какое-то время мы вновь вернулись в искусство. Толя тогда стал заниматься программой «3 на 4: самое смешное домашнее видео». Это был один из его самых любимых проектов. Когда он закрылся, Толик страшно тосковал, говорил: «Понимаешь, я же был на телевидении и вдруг — пустота…»

— Наверное, «Золотой гусь» стал для него спасением.

— Дяченко был абсолютно органичен в этом проекте: вальяжный, добродушный, юморной. Правда, Толик тогда грешил тем, что рассказывал чужой анекдот, выдавая его за свой. Но при этом он так искренне всех уверял, что историю он услышал буквально на днях. Признаюсь, на него невозможно было сердиться.

— Это правда, что незадолго до смерти Дяченко хотел уйти из проекта?

— К тому времени «Золотой гусь» выходил уже шесть лет и, честно говоря, надо было принимать какое-то решение о его дальнейшей судьбе. Я предлагал кардинальные реформы, а Толик действительно хотел уйти из проекта. Мы должны были все решить в середине июля. Но 13 июля 2005 года Толи не стало. Я прилетел в Киев из Турции ровно за два часа до страшной аварии. Стояла ужасная жара. Только зашел домой, как мне позвонили по телефону и сказали, что Толик и Вова Ямненко попали в автокатастрофу возле Киевского моря. Честно говоря, когда услышал, что Толика с нами больше нет, долго не мог поверить в реальность этих слов. Страшное слово «смерть» с Толей совершенно не вязалось. Это было как удар под дых. Смерть унесла моего друга в тот момент, когда он был, наверное, самым счастливым человеком…

Виктор Андриенко: «Толя мог целый день просидеть с удочкой в полной тишине, глядя на поплавок»

— Я познакомился с Толей на вступительных экзаменах в Киевский театральный институт имени Карпенко-Карого, — вспоминает актер и сценарист Виктор Андриенко. — Его всем нам, абитуриентам, показывали как первого человека, получившего пятерку по актерскому мастерству на вступительных экзаменах. Мы смотрели на него с восхищением. Судьба распорядилась так, что четыре года мы вместе с ним учились в одном вузе и часто сидели за одной партой. В 1980 году именно я привел Толю Дяченко в киевский Театр эстрады. Просто одному мне идти было как-то неудобно. Толю взял для компании, а получилось, что нас вместе пригласили на работу. Нас взяли сразу, как шутил Толя: «Мы с тобой были слишком талантливы, чтобы нам отказать». Когда Толе пришла повестка в армию, он, ни минуты не сомневаясь, пошел. Служил в Хабаровске, в ансамбле песни и пляски. Когда вернулся в Киев, позвал его на работу в картину Давида Черкасского «Остров сокровищ». Толя был счастлив, потому что это оказалась его первая большая роль в кино. Затем мы еще раз встретились на съемках у Давида Черкасского в картине «Сумасшедшие макароны». Но, знаете, мне кажется, что самой яркой ролью Толи стало его участие в программе «Золотой гусь».

— Он и сам в этом признавался.

— Толю все называли душой «Гусака». Когда Толика не стало, весь этот проект потерял стержень. Поэтому я извинился перед Аликом Ноябревым и всей нашей командой, сказав, что после Дяченко не буду сниматься в «Гусе». Толя был большим, теплым, солнечным человеком, с ним всегда было комфортно и уютно.

— Говорят, он потрясающе готовил.

— Даже не знаю, где он этому научился. На Подоле в его старой квартире была крохотная кухонька, на которой он главенствовал. На кухне стояло полно каких-то технических приспособлений: яйцерезка, ножи, выковыривающие глазки у картошки… Когда он обустраивался в новом доме, то его главной заботой было оснастить кухню и сделать все так, чтобы максимально облегчить работу по приготовлению пищи. Из самых простых продуктов он мог сделать потрясающее блюдо. Талант. При этом готовка сопровождалась всевозможными историями, которые Толя рассказывал с блестящим юмором, я его называл «мешочек смеха». Но это совершенно не значит, что Толя не мог проявить характер. Если кто-то пытался его обидеть, Дяченко тут же пресекал этого человека, причем достаточно жестко. Хама он моментально ставил на место.

— Говорят, особой страстью Дяченко была рыбалка.

— В этом отношении он был просто сумасшедший. Честно говоря, я никогда не понимал этого его увлечения. Толя мог целый день просидеть с удочкой в полной тишине, глядя на поплавок. При этом ни плавание, ни шашлык его не отвлекали от рыбалки. Видимо, это был особый вид психологической разгрузки. Видите, увлечение рыбалкой сыграло в его жизни роковую роль. Ведь Толи не стало, когда он возвращался вместе с другом с рыбалки. Смерть унесла только его жизнь. Жизнь настоящего, не по званию, народного артиста.