Культура и искусство

Рустам Сагдуллаев: «Во время съемок „Стариков“ Быков научился управлять самолетом. Все трюки он выполнял сам»

8:30 — 19 апреля 2014 eye 10065

35 лет назад трагически погиб легендарный украинский актер и режиссер

Жизнь известного украинского актера и режиссера Леонида Быкова оборвалась, когда ему было всего 50 лет. Находясь за рулем собственного авто, Леонид Федорович попал в страшную аварию на трассе Минск — Киев. Он умер мгновенно. К тому времени остались не завершенными съемки фильма «Пришелец». Две предыдущие режиссерские работы «В бой идут одни «старики» и «Аты-баты, шли солдаты» принесли Быкову признание и успех. Оба фильма давно стали классикой украинского кино.

«На площадке режиссер никогда не требовал от нас строго следовать написанному тексту»

— Леониду Быкову меня «продал» Родион Нахапетов, — вспоминает Ромео из фильма «В бой идут одни «старики», актер Рустам Сагдуллаев. — Они встретились на одном из кинофестивалей в Баку, и Леонид Федорович спросил: «Не посоветуешь парнишку-узбека для моей новой картины?» И тут Родион вспомнил обо мне, поскольку мы вместе снимались в картине «Влюбленные». Буквально через неделю в Ташкент прилетел помощник режиссера фильма «В бой идут одни «старики». А я в это время уже начал съемки в картине «Мой добрый человек». Я пошел к режиссеру Равилю Батырову и сказал, что меня приглашает сниматься Леонид Быков. «Быков? Конечно, соглашайся», — ответил Равиль. По сюжету ленты «Мой добрый человек» у моего героя длинные волосы. Поэтому в первой половине «В бой идут одни «старики» мне приходилось играть в шлемофоне. Когда съемки в Ташкенте закончились, я постригся, примчался в Киев, и Быков был очень доволен, что наконец-то может снимать меня без головного убора.

*Рустам Сагдуллаев и сейчас любит надевать военную форму. В ней он чувствует себя молодым, как во время съемок легендарного фильма

— Помните первую встречу с Леонидом Федоровичем?

— Я не спал ночь накануне нашего знакомства. Очень нервничал. Быков был моим любимым актером. В то время я уже несколько раз пересмотрел его работы в «Максиме Перепелице», «Укротительнице тигров», «Добровольцах». Мы встретились на Киностудии имени Довженко. Помню, в первые минуты не мог вымолвить и слова, лишь горячо жал Быкову руку. Но Леонид Федорович был удивительно располагающий к себе человек. С ним сразу становилось легко и комфортно, будто знаешь его уже много лет. Никакого пафоса. Мы проговорили несколько часов, а в конце беседы Быков сказал: «Все, вы утверждены на роль Ромео. Даже не буду вас пробовать». Я раскраснелся от удовольствия и лишь попросил: «Леонид Федорович, пожалуйста, не называйте меня на «вы».

С той встречи и началась моя работа над легендарным фильмом «В бой идут одни «старики». Это было сумасшедшее и удивительное время. Я мотался между Ташкентом и Киевом, меняя площадки и картины. Постоянно возил в Киев дыни, а в Ташкент — «Киевские» торты. В аэропорту «Борисполь» меня встречали Сергей Иванов, Женя Симонова и Вано Янтбелидзе. Пару раз тащил такие большие сетки, что дыни выпадали из них прямо на трапе. Но я знал, что одну для Леонида Федоровича должен довезти обязательно. Он был большим сладкоежкой.

— Правда, что Быкову очень тяжело давалась картина?

— Ему постоянно вставляли палки в колеса. Сначала чиновники слишком долго принимали сценарий, потом шел длительный отбор актеров. За время съемок в фильме сменились три директора, и каждый из них каким-то образом мешал рабочему процессу: то срывалась массовка, то не вовремя доставлялись декорации. В общем, фильм полностью на себе вытянул Леонид Быков. Это была его давняя мечта — снять картину о подвиге летчиков из поющей эскадрильи. Ведь она во время Великой Отечественной войны существовала на самом деле. Быков рассказывал, как однажды мальчишкой сам попал на один из таких концертов в Краматорске.

— Он же с детства и сам мечтал стать летчиком.

— Да, но из-за небольшого роста и юного возраста в свое время его не приняли в летное училище в Ленинграде. Я видел, с каким восторгом Леонид Федорович следил за полетами самолетов, когда мы снимали на аэродроме в Черниговской области, где занимались летчики ДОСААФ. Кстати, во время съемок Быков и сам неплохо научился управлять самолетом. В воздух, конечно, машину не поднимал, но весьма умело выруливал по аэродрому. Леонид Федорович принципиально отказывался от дублеров и все трюки выполнял только сам.

— С Леонидом Федоровичем легко было работать на площадке?

— Я никогда не слышал, чтобы он на кого-нибудь повысил голос. Быков всегда разговаривал негромко, заставляя к себе прислушиваться всех собравшихся. Знаете, в чем секрет успеха фильма «В бой идут одни «старики»? Там никто ничего не играл. И сам Леонид Федорович был настоящим, таким, как в жизни. Когда мы приходили на съемочную площадку, он никогда не требовал строго следовать написанному тексту. Говорил, что мы можем импровизировать. На площадке была удивительная атмосфера, она чувствуется до сих пор, когда пересматриваешь картину. Это феномен Быкова. Ему удалось передать жестокость войны с помощью обычных человеческих чувств.

— За излишнюю сентиментальность картина даже попала в немилость госчиновников.

— Фильм не понравился представителям министерства культуры Украины и был на какое-то время отправлен «на полку». Тогда за работу Быкова вступились известные военные ветераны и сам маршал авиации, Герой Советского Союза Павел Кутахов. Картину разрешили показать на всесоюзном фестивале, где она получила первую премию. Только после этого лента вышла на широкий экран. Кстати, в этом году исполняется 40 лет этому фильму. «В бой идут одни «старики» оказался на четвертом месте в десятке самых кассовых фильмов 1974 года в Советском Союзе.

— Говорят, у каждого из героев легендарной ленты были прототипы.

— Леонид Быков об этом нам сам рассказывал. Прототипом Смуглянки был друг его детства, который погиб в конце войны. Дважды Герой Советского Союза Виталий Попков стал прообразом Кузнечика. Был реальный прототип и у Вано. Мой герой Ромео — образ собирательный. Сложнее всего дался Леониду Федоровичу поиск актера на роль Кузнечика. Изначально его должен был играть Владимир Конкин. Он вроде бы и согласился, но параллельно снимался в картине Николая Мащенко «Как закалялась сталь», и режиссер его не отпустил. Так на съемочной площадке появился Сережа Иванов. Вернее, он изначально должен был сниматься в составе второй поющей эскадрильи, но, узнав, что нет актера на роль Кузнечика, сам себя и предложил Быкову. По-моему, лучше сыграть никто бы не смог.

— Леонид Федорович любил принимать участие в актерских посиделках?

— Нет, он держался всегда в стороне. Если выезжали на съемки в другой город, то обычно жили в гостинице, а по вечерам собирались в холле, где стоял телевизор. Вели разговоры, шутили, пили кофе или чего покрепче. Быков иногда приходил к нам, но всего на несколько минут. Посидит, вслушиваясь в разговоры, чему-то улыбнется и уходит. Мне казалось, он как отец следил, чтобы в его семье все было хорошо. Тогда и ему спокойнее. Я хорошо помню последний съемочный день «В бой идут одни «старики». Признаюсь, настроение у всех было грустное. Закончив работу, некоторые плакали. Леонид Федорович, приступив к съемкам «Аты-баты, шли солдаты», позвонил мне и сказал: «Ромео (всегда так называл), я не приглашу тебя в свою новую картину. Хочу, чтобы в памяти зрителей ты остался романтичным героем из фильма «В бой идут одни «старики». Знаете, и я его понял. Даже не обиделся.

Николай Засеев-Руденко: «Волга» со стороны водителя была выгнута буквой «С». Конечно, выжить в такой аварии невозможно»

— Мне не довелось встретиться с Леонидом Быковым на съемочной площадке, но мы хорошо знали друг друга, работая на Киностудии имени Довженко, — вспоминает украинский режиссер Николай Засеев-Руденко. — Более того, в моей картине «Слушать в отсеках» ассистентом режиссера работал сын Леонида Александр. Вообще, фамилия Быков для украинского кино стала легендой. При жизни Леня был любим не только зрителями, но и властями. Мне кажется, от государства он получил что хотел: стал народным артистом, удостоился ордена Октябрьской революции, имел шикарную квартиру в совминовском доме. Именно на Киностудии имени Довженко Быков стал настоящим режиссером, потому что его «Зайчик» на «Ленфильме» был лишь пробой пера. В Киеве родилась его легендарная картина «В бой идут одни «старики». Потом он сделал «Аты-баты, шли солдаты» и приступил к работе над фильмом «Пришелец». К сожалению, смерть оборвала его планы. Знаете, мне теперь кажется, что Леню погубило его окружение. А разговоры о том, что его прижимали, не давали снимать, просто «липа».

— Леонид Быков ведь начинал свою карьеру как актер.

— И он был блестящим актером! Помню, мне рассказывала об их совместной работе в «Добровольцах» Элина Быстрицкая, которая была просто очарована талантливым украинским парнем. Поэтому все, что касалось творчества, у Лени было в полном порядке.

— Чем же тогда виновато окружение?

— Никто вовремя не остановил Леню, когда он тянулся за очередной сигаретой. Он выкуривал по шесть пачек в день, не в силах отказаться от вредной привычки. Его сердце превратилось просто в труху.

— Он выпивал?

— Я никогда не видел его с рюмкой. А мы попадали в непростые переделки, когда можно было и потянуть чарку. Переехав в Киев из Ленинграда, Леня решил продать свою 21-ю «Волгу». Мошенники, получившие машину, не хотели рассчитываться. Леня тогда обратился ко мне за помощью. В конце концов деньги ему вернули, и Леня был безмерно мне благодарен. Когда он умер и лежал в гробу, я подошел, попрощался и положил ему в карман пиджака старинную бабушкину иконку с ликом Божьей матери.

— Погибший в автокатастрофе Леонид Быков находился в машине сам. Он хорошо водил?

— Неважно. Леня тогда возвращался со своей дачи, находившейся в 150 километрах от столицы. Киношникам раздавали участки возле Дымера, и Леонид советовался со мной, брать ему или нет. Я был категорически против, сказал, что это очень далеко. Ему как творческому человеку, который живет в своем придуманном мире, тяжело будет преодолевать такие большие расстояния. Предложил купить отличный небольшой домик на Осокорках. Говорю: «Будешь брать свою любимую удочку и ловить рыбу, отдыхать». А Лене очень нужен был хотя бы временный покой. В то время сильно болела его жена Тамара и двое детей были на нем. Но Леня категорически отказался от домика на Осокорках, сказав, что хочет жить в поселке вместе с коллегами. Если бы он меня тогда послушал, может, был бы жив.

В тот злосчастный апрельский день 1979 года Леня возвращался на своей «Волге» по трассе Минск—Киев. Видимо, задумался, ведь мы, режиссеры, все сумасшедшие, оторваны от реальности. Леня хотел обогнать какую-то машину, выехал на встречную полосу, а там — грузовик. Кстати, «Волгу», на которой он разбился, мы покупали с ним вместе. Вернее, приобрели две одинаковые машины в один день. Как сейчас помню, что наши машины стоили каждая по 9 тысяч 223 рубля. Мы вместе приехали на склад, где продавались авто. У нас была квота от Союза кинематографистов. Леня выбрал себе белую «Волгу», я — серую…

В день гибели Лени на Киностудии имени Довженко было какое-то совещание. Вдруг открывается дверь, вбегает секретарша и кричит: «Быков разбился!» Я тут же прыгнул в машину и примчался на место аварии. На это страшно было смотреть. «Волга» со стороны водителя была выгнута буквой «С». Конечно, выжить в такой аварии невозможно.