Культура и искусство

Дрессировщик Николай Козырев: «Когда львица Мишель была маленькой, я носил ее на шее. Теперь танцую с ней танго»

7:30 — 29 апреля 2014 eye 3785

В Национальном цирке Украины состоялась премьера детской анимационной программы «Браво-бравушки!»

Посмотрев новую программу Национального цирка Украины, я пошел за кулисы брать интервью у дрессировщиков львов и тигров — супругов Николая и Юлии Козыревых. «Я сейчас занята, так что беседуйте без меня», — заявила дрессировщица. Мы с Николаем устроились поговорить на цирковой кухне.

— Больше всего меня впечатлило, когда одна из львиц прошла у вас между ногами.

— Это Сара, — говорит Николай Козырев. — Мы взяли ее совсем крохой. Представьте, подъезжает автомобиль, и из салона в руки Юли передают маленький живой комочек. Это было неожиданно, ведь обычно львят и тигрят перевозят в небольших клетках. Я думал, что мы отнесем малышку в вольер, но супруга решила, что львенок будет жить с нами. Мы тогда все лето гастролировали в Одессе, и маленькая питомица росла в нашем гостиничном номере. Воспитывать ее помогала собака скотч-терьер (у знаменитого клоуна Карандаша собака Клякса была такой же породы). Если львенок слишком проказничал, я его отчитывал за это, собака поддерживала меня — могла рыкнуть или даже слегка укусить. Сару пришлось перевести в цирк, когда она повадилась грызть обувь и казенную мебель.

Эта питомица выросла покладистой. Она подпускает к себе людей, любит, чтобы я побил ладонью ей по спине (львы не воспринимают поглаживание — предпочитают сильные шлепки). У моего учителя, выдающегося дрессировщика народного артиста Украины и СССР Владимира Шевченко, был трюк, когда крупный тигр проходил у него между ног. Я решил это повторить с Сарой. Признаться, поначалу было страшновато. Львица крупная, весит более 200 килограммов, когда проходит между ног, аж приподнимает меня.

— Как получилось, что вы стали учеником Владимира Шевченко?

— Десять лет я был ассистентом — кормил львов и тигров, чистил их клетки. Шевченко искал себе преемника, и если видел, что у того или иного ассистента есть необходимые для дрессуры задатки, предлагал попробовать зайти вместе с ним в клетку, поучаствовать в репетициях. Когда я устроился работать в цирк, у Владимира Дмитриевича пробовались сразу два человека. По разным причинам претенденты не проходили отбор. Например, у некоторых после первых скромных успехов начиналась звездная болезнь. Шеф (Шевченко. — Авт.) ставил на таких крест.

У меня была мечта — стать дрессировщиком, но, признаться, я не верил, что она осуществится. Есть хороший советский фильм «Укротительница тигров». Его героиня — ухаживавшая за хищниками скромная работница Лена Воронцова (ее сыграла Людмила Касаткина) — добилась права выступать на арене, когда самовлюбленного дрессировщика Казимира Алмазова (его роль исполнил Сергей Филиппов) уволили за нарушения дисциплины. Я думал, что подобное может быть только в кино. К тому же испытывал перед шефом такой трепет, что в первые годы работы не мог и слова произнести, когда он о чем-либо спрашивал. Владимир Дмитриевич был настолько яркой, харизматичной личностью, что все окружающие его боготворили.

Вы знаете, что он выступал на арене вместе с женой Людмилой (ныне она генеральный директор Национального цирка Украины), и они решили передать аттракцион супружеской паре дрессировщиков. Моя жена Юля работала в цирке ассистенткой. Выбор пал на нас. За промахи Владимир Дмитриевич жестко отчитывал. Если оставался нами доволен, просто молчал. Изредка мы слышали от него: «Ребята, нормально». Это воспринималось как огромная похвала.

— Животные одинаково относятся и к вам, и к Юлии?

— Нет, конечно. Меня они воспринимают как лидера, вожака, а Юлю — как ласковую маму. С ней они могут вести себя несколько фамильярно, скажем, ухватить ее руку и удерживать в пасти. Со мной такие шутки не проходят. Кстати, даже выдающаяся советская дрессировщица Ирина Бугримова, отличавшаяся жестким волевым характером, не обходилась без помощи мужчины. У нее был ассистент, который во время репетиций и выступлений стоял за клеткой рядом с ареной. Если кто-либо из хищников начинал вести себя неправильно, этот человек заходил на манеж с железным прутом и устраивал нарушителю взбучку.


*Демонстрируя агрессию, хищник делает представление более зрелищным

— Работа с крупными хищниками накладывает на вас какие-либо ограничения?

— Безусловно, — продолжает Николай Козырев. — Нельзя употреблять алкоголь перед встречей с животными. Хотя сухого закона практически никто в цирке не придерживается. В воскресенье, отработав представление, цирковые артисты могут позволить себе собраться за столом — мы ведь как одна семья. Понедельник — это выходной, поэтому допустимо выпить граммов по 100—150.

— Расскажите о львице, с которой вы танцуете танго.

— Ее зовут Мишель. Во время выступления я кладу ее передние лапы себе на плечи, и так мы танцуем. К слову, этот трюк относится к разряду наиболее опасных (контактных), когда дрессировщик касается хищника. Мишель с детства отличалась добродушным нравом. Маленькой выводил ее на поводке в фойе цирка во время антракта, брал на руки и фотографировался с детьми. Это приносило небольшие заработки. А еще носил ее на шее.

— Неужели все ваши подопечные такие покладистые?

— Вовсе нет. Часть из них — «дикари», к которым я не подхожу ближе чем на два метра. В детстве они проявляют свой строптивый нрав: не позволяют приближаться к себе, брать на руки, шипят, бросаются в атаку. Но это не значит, что они не подходят для работы: «дикари» отличаются подвижностью, прыгучестью, энергичностью. Использую это — обучаю их сложным трюкам. Кроме того, такие звери позволяют оживить аттракцион за счет демонстрации агрессии. Приближаешься к злюке — и он рычит, скалит зубы, выбрасывает вперед лапу. Такие сцены особенно приковывают внимание зрителей. Звери-добряки несколько ленивы, вальяжны. С ними можно выполнять контактные трюки. Например, лечь или сесть верхом на спину льву. Или, как это делает Юля, взять в рот кусок мяса и поднести тигру — тот аккуратно забирает угощение зубами.

— Как вам удается поддерживать дисциплину среди зверей, когда у них начинается гон?

— Все мои львы и тигры девственники. Если самцу разрешить хотя бы раз спариться с самкой, то он будет стремиться повторять это. Представьте, если это произойдет во время представления. Вот и приходится не допускать близости между подопечными. Это компенсируется животным тем, что жизнь у них интересная, насыщенная работой. Владимир Шевченко подчеркивал: благодаря этому цирковые львы и тигры живут гораздо дольше, чем в зоопарке или в природе.

— До какого возраста ваши питомцы выступают на арене?

— Лет до пятнадцати. Тут есть один важный нюанс: примерно лет в десять у львов портится характер. Был нормальный послушный зверь — и вдруг стал упрямиться, раздражаться, лениться… Ирина Бугримова боролась с этим явлением радикально: параллельно с задействованной в аттракционе группой животных готовился молодняк. Когда «старичкам» исполнялось десять лет, Ирина Николаевна отправляла их по зоопаркам и брала в работу молодых.

Мы так не поступаем. Даже львов и тигров «пенсионного» возраста держим у себя. Чтобы аттракцион был как можно более впечатляющим, выпускаем на арену десять львов и тигров. Кстати, Шевченко выходил с восемнадцатью хищниками! Долгие годы это был мировой рекорд.

Буквально пару месяцев назад во время гастролей в Баку мы с Юлей ввели в работу сразу трех молодых тигров. В финале аттракциона они прыгают через горящие обручи. Начали готовить этот трюк, когда хищникам исполнилось три года.


*Учителями Николая и Юлии Козыревых были легендарные дрессировщики Владимир и Людмила Шевченко

Фоторепортаж с презентации новой программы «Браво-бравушки!» смотрите здесь

Фото Сергея Тушинского, «ФАКТЫ»