Культура и искусство

Роман балаян: «олег янковский сам выбрал для себя роль любовника молодой девчонки. И я его понимаю… »

0:00 — 8 апреля 2009 eye 754

Украинский режиссер награжден российской кинематографической премией «Ника» за ленту «Райские птицы», признанную лучшей картиной СНГ и Балтии

Российская кинематографическая премия «Ника» за лучший фильм СНГ и Балтии теперь находится в Украине. В руках знаменитого режиссера Романа Балаяна, снявшего картину «Райские птицы». Творческие старания Олега Янковского, Оксаны Акиньшиной и Андрея Кузичева были вознаграждены сполна. 450 киноакадемиков, назвавших лучшие фильмы минувшего года, единогласно отдали пальму первенства украинской работе. Роман Балаян, автор знаменитых «Полетов во сне и наяву», вышел на сцену Московского театра оперетты, как всегда, немного усталый и меланхоличный. Поблагодарил коллег, друзей и был таков…

«Если бы Слава Вакарчук согласился сниматься, картина была бы совершенно другой»

- Роман Гургенович, вы почему-то не очень похожи на счастливого обладателя «Ники».

- Просто я отношусь к этой премии достаточно лояльно. Вот если бы это был приз Каннского фестиваля, тогда совсем другое дело… Нет, я ни в коем случае не уменьшаю достоинства и значение «Ники». Это все-таки конкурс, а не кинофестиваль. Решения принимаются путем тайного голосования кинематографистов. Так же, как и при вручении премии «Оскар». Насколько голосование тайное, я, правда, не знаю, но на три четверти — наверняка. По крайней мере, оценка картин на конкурсе ближе к действительности, чем на фестивале. То, что мне «перепала» «Ника», наверное, все-таки хорошо.

- Говорят, в этом году из-за кризиса статуэтка немного потеряла в весе.

- А в следующем — фигурка будет меньше еще и по размеру. «Ника» действительно отличается от прошлогодней, которая была побольше и потяжелее. Нынешняя — полая. На церемонии «Ники» для меня было очень приятно выступление режиссера Германа-младшего. Когда ему вручали приз, он сказал, что счастлив стоять на одной сцене вместе со своим отцом и Балаяном. Признание молодого, талантливого режиссера для меня ценнее, чем награда. Говорю это совершенно откровенно. Почему я получил «Нику»? Возможно, потому, что из иностранных режиссеров меня знают в России больше, чем остальных. Правда, мой продюсер не разрешает развивать эту тему…

- После блестящей картины с Олегом Янковским и Людмилой Гурченко «Полеты во сне и наяву» вас знают все!

- Хотя фильм вообще нигде не был представлен! Его просто не пускали на фестивали. Тем не менее называют огромные цифры зрителей, видевших «Полеты». Более того, все почему-то считают, что это моя лучшая картина. Просто фильм однозначно был принят тогда интеллигенцией, которая начала себя сравнивать с главным героем.

- Олега Янковского считают вашим талисманом.

- Он снимается у меня вот уже 25 лет. Конечно, без него никуда. Сейчас Олег болен, желаю ему скорейшего выздоровления. Звонил Янковскому, когда был в Москве, но не успели пообщаться — Олег собирался на процедуры. (В последние дни появились сообщения, что самочувствие Олега Ивановича заметно улучшилось.  — Авт. )

- Это правда, что Олег Иванович сначала хотел отказаться от роли в «Райских птицах»?

- Он сомневался, соглашаться ли на эту роль. Ему не нравилось, что в фильме придется летать. Говорил, что все начнут над ним смеяться. А мы с Рустамом Ибрагимбековым, еще работая над сценарием, знали, что картина не обойдется без Янковского. Хотя лично я предлагал сыграть ему роль следователя. Но он выбрал Сергея — любовника молодой девчонки. И я его понимаю… С Оксаной Акиньшиной, сыгравшей возлюбленную Сергея, была интересная история. Мне показали актрису на лестнице «Мосфильма», мы перекинулись двумя словами, и я сказал: «Вы утверждены». Еще один главный герой — Андрей Кузичев. Я сразу сказал, что более честного комсомольского лица у актера на всем постсоветском пространстве не найти. Ему доверяют абсолютно все!

- Правда, что на эту роль изначально планировался Святослав Вакарчук?

- Если бы Слава согласился, картина была бы более интересной. А может, и вовсе о другом. Ведь я работаю от фактуры. Лицо Вакарчука — это уже протест. Пусть даже он был бы глупым! Мне достаточно его немых проходов в кадре. Кроме, скажем, любовных сцен. Но для Вакарчука я придумал бы что-нибудь другое. И тогда картина стала бы совершенно иной. Я позволил бы себе даже хвастаться ею, а не просто юморить тут с вами.

«Во время съемок я пострадал — проверял маты, на которые падала с балкона героиня Акиньшиной»

- Московские кинокритики позволили усомниться в правильности выбора темы для «Райских птиц». Мол, устарели фильмы про советскую действительность.

- Знаю. Кстати, фильм я не смотрел. Сделаю это через год и тогда пойму, в чем дело. Если бы такую историю я снял в 1991 году, у нее был бы другой смысл. Хотя считаю, что по большому счету с того времени ничего не изменилось. В картине речь идет о восьмидесятых годах — начале перестройки. У автора книги это 1978 год, когда он удрал из СССР. Мне говорили, что я запоздал с постановкой. Вот если бы сделал это при Союзе… Сейчас очень много смелых, считающих, что ТОГДА можно было все снимать! Они совершенно ничего не знают о КГБ, цензуре и государственной машине. Поэтому не считаю, что фильм запоздалый.

Другой вопрос, что, взявшись за этот фильм, во многом был лишен импровизации. Ведь не мог «засунуть» в кадр проходящего мимо человека, проезжающую машину. Сейчас все выглядит совершенно иначе, да и город другой. Нам с трудом удалось найти маленький дворик и дом в центре Киева. Но снимать даже на уровне первого этажа невозможно, везде пластиковые окна! Это меня сильно сдерживало.

Снимая «Полеты во сне и наяву», многих персонажей находил прямо на улице: прохожих, милиционеров. Качели перевешивали с одного места на другое. Я, знаете, как акын. Что вижу, о том и пою. А в нынешней картине это оказалось невозможным.

- Сами-то летали, Роман Гургенович?

- На репетициях? Я же не дурак!

- А Янковскому, значит, можно.

- Олег очень боялся! Но когда оказался вверху, начал орать во все горло от восторга. Это все равно, что вас столкнули с самолета и открылся парашют — полный балдеж. Страх со временем проходит. Зато вот я пострадал. Хотел проверить маты, на которые падает с балкона героиня Акиньшиной. Меня стали уговаривать: мол, не надо, опасно. Но я заявил, что не могу рисковать. И не потому, что люблю актрису, просто мне это будет дорого стоить. И прыгнул, а маты не были соединены. Я приземлился на копчик, маты разъехались, и я очень больно ударился. Месяц ходил с огромным синяком.

- Не зря страдали…

- На самом деле главная награда для меня — признание коллег. Мне 68 лет, но это не значит, что не могу снимать плохое кино. Хотя отличить плохое от хорошего сумею всегда. У Михаила Ромма есть определение качества фильма — признание зрителей, критиков и коллег. Вот последнего бы побольше. А несогласных…

- На дуэль. Как в вашем «Храни меня, мой талисман».

- Кстати, дуэли в блатном мире продолжаются по сей день. Особенно на Кавказе, где больше всего страдают секунданты. Жалею, что сейчас нет дуэлей. Я уже не такой сильный, чтобы отбиться от двух человек, но достаточно здоров, чтобы дать обидчику пощечину и вызвать на дуэль. А там уже как кто подготовился. Думаю, цари зря запрещали дуэли. Это ведь замечательная вещь! Для девушки важно не то, что ее кавалера избили, а что он дал обидчику пощечину! Возобновить бы дуэли…

- Звучит кровожадно.

- У нас по-другому пока не получается жить. Знаете, у меня есть замысел намного интереснее, чем набившие оскомину полеты. Осталось дописать десять страниц, но мешает закончить сценарий простая лень. Если бы я снял этот фильм, можно вообще больше ничего не делать. Скорее, оттягиваю конец, поскольку не знаю, где взять на картину деньги. У государства не хочу просить — стыдно. Частные деньги собрать сейчас очень сложно. Но ничего, подожду. Вряд ли мое желание исчезнет. Тема актуальна и сегодня, и завтра. Буду здоров, сниму через два года.

«Награду отметил скромно: выпили с другом бутылочку вина за 300 долларов… »

- Явно не о переменчивой политике.

- Конечно, нет! Сценарий начал писать в 2000 году специально под Олега Янковского. Главному герою столько лет, сколько и мне, но выглядеть он должен так же хорошо, как и я. Поэтому придется брать 55-летнего. Я знаю трех артистов, способных воплотить эту роль. Но кто из них сможет полтора часа играть пьяного, ведь с седьмой минуты фильма главный герой в запое. Честно говоря, это даже Смоктуновский плохо делал.

- На антиалкогольную тему государство, возможно, и выделит финансирование.

- Это совершенно иная история! С 1991 года наши руководители недооценивают роль кинематографа. До 2000-го не понимала этого и Россия. Пока главный человек там не решил, что это отличный способ пропаганды, выделив на кино за один год 150 миллионов долларов! И заработала машина. Я несколько раз предлагал подобное нашему руководству. Хочешь интегрировать украинскую ментальность — надо дать денег. Если России понадобилось 150 миллионов долларов, Украине хватило бы и 50 миллионов. Для деловых людей — это не деньги.

- На что же рассчитывать молодым режиссерам?

- Пусть снимают, что хотят. Из 20 режиссеров три точно будут нормальными. Это если закрыть рот нам, старшим. Но, кроме меня, никто на это не согласится. Когда я подобное говорю, они идут в Госкино и выбивают себе деньги. В Украине принято ждать «явищ», а надо, чтобы просто заработало кинопроизводство. У нас отличный свет, камеры, но все идет на съемку сериалов. И я виноват — у меня тоже есть студия, занимающаяся производством «мыла».

- Как отметили свою первую «Нику»?

- Очень скромно. На следующий день после награды посидел в ресторане со своим другом, композитором Энри Лолашвили (»Ликвидация»). Выпили бутылочку французского вина за 300 долларов…