Глава Киевской муниципальной ассамблеи рассказал, какие, по его мнению, следует прежде всего решать задачи, стоящие перед городскими властями
Несмотря на то что Киев мечтает о стабильном и мирном времени и возвращении в Украину зарубежных инвесторов, многие именно инвестиционные объекты продолжают строиться. На Почтовой площади на средства инвесторов по-прежнему сооружают подземный торгово-развлекательный центр.
На Московском проспекте строители заканчивают возведение жилого комплекса и торгово-развлекательного мегацентра. Правительство, в свою очередь, решило не останавливать в стране программу льготного строительства жилых домов («70×30»), а за первый квартал 2014-го граждане Украины вложили в строительство жилья больше, чем за весь предыдущий год.
— Мировая практика свидетельствует, что в условиях кризиса подъем экономики всегда начинается благодаря строительству, — подчеркивает Иван Салий, глава Киевской муниципальной ассамблеи и столичной горгосадминистрации (в 1992—1993 годах). — В свое время и Рузвельт, и Саркози благодаря этому выводили свои страны из кризиса. Ведь, например, когда начинают возводить жилье, то работа появляется не только у строителей, а и у работников многих смежных отраслей: в пропорции 1:8.
В Украине жилья строится обидно мало — 6,8 миллиона квадратных метров — по 0,15 «квадратов» на одного жителя в год. При этом ужасает доля государственного финансирования — 0,4 процента, в столице за 2013 год — всего 0,1 процента. А в отдельных индустриальных регионах жилых домов практически не строят. В странах с развитой экономикой строят в 5—10 раз больше, чем в Украине.
В Киеве следует сделать несколько основополагающих вещей. Прежде всего, продолжать государственную программу жилищного строительства «70×30» и возобновить городскую программу «50×50». Правда, раньше выделяли 42 миллиона гривен, теперь будет лишь 10 миллионов, а нужно 500 на год! Начать строить арендное жилье с правом его выкупа. Арендное — это тоже социальное жилье, и в таких домах, к примеру, в Хельсинки живет 47 процентов горожан, в Париже — 53, в Вене — 76, а Берлине — 88! В Нидерландах на тысячу жителей приходится 150 социальных квартир, в Швеции, Дании, Германии — по 100 квартир.
Словом, в Европе сегодня до 60 процентов граждан проживают в съемных домах и квартирах, в США — 35 процентов населения. Муниципалитеты строят, обслуживают и сдают квартиры внаем гражданам не втридорога, как сейчас в Киеве происходит с арендой частных квартир.
В Украине коммунального жилья осталось шесть процентов, государственного — 1,4 процента, в частном секторе арендуется 92,6 процента жилья. Нужно строить жилые дома, брать их на баланс и обслуживание, предоставлять квартиры в аренду и с правом выкупа.
Еще одна задача: разблокировать программу реконструкции «хрущевок»: пересмотреть законодательную базу, которая так искривлена, что никто не решается начать процесс. Их нужно сносить и обеспечивать киевлян новым жильем. Я уже не говорю о гостинках с их мизерными габаритами и аварийными коммуникациями.
Дома, построенные в 50—60-х годах прошлого века, дома типа «хрущевок» снесли или модернизировали во всех странах мира, кроме Украины. Не начата термомодернизация и панельных домов первых серий.
Как живет подавляющее количество граждан Украины? 10 процентов или 1,7 миллиона домохозяйств имеют на одного человека жилой площади меньше 7,5 квадратных метра, а 42 процента, или 7,1 милллиона — меньше 13,65 квадратного метра на человека, то есть ниже нормы, предусмотренной статьей 47 действующего Жилищного кодекса.
В Европе по числу комнат на одного человека определяется показатель обеспечения жильем: во Франции, Испании — по 1,8 комнаты, Швеции, Дании — по 2 комнаты, а в Германии и Великобритании — 2,2 и 2,3 комнаты соответственно. Европа продолжает развивать сектор социального жилья.
Предлагаю под доступное и социальное жилье, для реконструкции жилых массивов земельные участки предоставлять бесплатно и с инженерными сетями.
Государство имеет моральные обязательства перед очередниками, ожидающими квартиры по 15—20 и более лет. Предыдущее правительство слишком рано позволило себе жить по либеральным законам, отказавшись от возложенной на него социальной миссии. Теперь предстоит выбираться из такой ситуации.
— По действующему генеральному плану развития столицы количество жилья в Киеве к 2020 году должно увеличиться в полтора раза, — продолжает Иван Салий. — Где его строить? В центре следует вообще запретить возводить жилые дома, как, впрочем, и на Оболони, и на Троещине. Кроме того, в столице необходимо будет запретить строить жилые дома выше 16—20 этажей (не только в центре, но и на окраинах), ведь высотки невероятно дороги в эксплуатации.
В последние годы вокруг Киева заложили около 200 (!) коттеджных городков, а достроены и заселены из них чуть больше 10. Совместно с областью, с которой необходимо будет сорганизоваться в Киевскую агломерацию с границей по будущей Большой Окружной дороге, проходящей в радиусе 50 километров от города, можно решить задачу малоэтажного и коттеджного строительства с сооружением инфраструктуры и удобных коммуникаций, конечно же.
В самой столице под административным и общественным запретом должна находиться застройка всех зеленых зон, берегов Днепра и днепровских островов, территории лесопарковых хозяйств города. Ведь это «легкие» мегаполиса и бренд Киева.
Чтобы избавиться от коррупции в самой проблемной отрасли в городе (выделение участков земли и строительство), необходимо все процедуры проводить в электронном режиме: от подачи заявки до получения разрешения на строительство, чтобы максимально избежать контактов с чиновниками по таким вопросам, а базу этих данных сделать доступной каждому киевлянину. Тогда все будут знать: где, что и кто собирается возводить, на каких основаниях и какие существуют ограничения на конкретное строительство.
Сегодня нужно не блокировать стройки, а строить и строить — много и больше.