По мнению 29-летнего руководителя одной из крупнейших в Украине платежных систем PayU Ukraine, появляющиеся новые технологии могут вскоре кардинально изменить способы оплаты товаров
В современном мире информационных технологий такие обычные операции, как покупка и оплата товара, пополнение банковского счета и многие другие, уже не требуют передачи денег наличными. Достаточно иметь счет и компьютер либо смартфон с выходом в интернет. Но многие люди до сих пор плохо представляют себе, что такое платежные системы, интернет-банкинг и электронные платежи. Об этом нашим читателям рассказал 29-летний руководитель одной из крупнейших в Украине платежных систем PayU Ukraine Сергей Ватилик.
«ФАКТЫ» продолжают совместный проект с доктором экономики и успешным предпринимателем Евгением Ленгом. Его передачи, посвященные вопросам развития IT-технологий, звучат на радио «Эра» и пользуются большой популярностью. Гости Евгения Ленга — наиболее известные и влиятельные люди отечественного информационного бизнеса. Недавно его собеседником был Сергей Ватилик.
Сергей Ватилик родился 10 октября 1984 года в Петровске-Забайкальском (Россия). Окончил Академию таможенной службы Украины по специальности «компьютерные и интеллектуальные системы и сети». Также окончил Национальный горный университет, специальность — «автоматизация и компьютерные интегрированные технологии». В Московском государственном открытом университете изучал гражданское право. Руководил платежными системами Limonex и UkrMoney. Являлся управляющим партнером Банка информационных технологий — первого украинского инкубатора стартап-проектов. С 2011 года генеральный директор компании PayU Ukraine. Женат. Живет и работает в Днепропетровске.
PayU Ukraine — международный платежный агрегратор и процессинговый центр, который обеспечивает подключение различных способов оплаты онлайн и предоставляет инструменты, облегчающие коммерческую деятельность в сети. Компания основана в 2011 году и действует в 21 стране. Входит в холдинг Allegro Group Ukraine и является частью международной группы Naspers. Сотрудничает более чем с 50 банками разных стран. Количество пользователей системы PayU составляет свыше 500 миллионов человек по всему миру.
— Сергей, каков был твой первый бизнес?
— Сложно назвать это бизнесом. Скорее работа по найму. Я был программистом. Начали с того, что с друзьями делали сайты на языке PHP и продавали их. Хотя еще в десять лет я зарабатывал тем, что мыл машины. А вообще, я считаю, что вся наша жизнь— бизнес. Все что приносит деньги — это бизнес.
— Когда ты понял, что предпринимательство — твое призвание?
— Наверное, когда получил первые деньги за самостоятельно выполненную работу. Впрочем, сумма была небольшая.
— А первый серьезный заработок помнишь?
— Да. Это платежная система UkrMoney, которую мы с друзьями и коллегами запустили и начали развивать. На тот момент у нас на рынке Украины и конкурентов практически не было. Да и электронных платежей тогда толком не существовало. Правда, уже работала система WebMoney. Но она российская.
— В прошлом ты руководил Банком информационных технологий и первым украинским инкубатором стартап-проектов. Какие проекты тебе запомнились?
— Одним из основных была разработка программного комплекса для бирж ценных бумаг в Украине и создание центра сертификации электронных ключей.
— Что ты советовал тем, кто с твоей помощью пробовал свои силы в Сети? На чем рекомендовал сосредоточить усилия?
— Я не только рекомендовал, но и сам придерживаюсь мнения, что в начале пути обязательно нужно видеть хотя бы обозримое будущее проекта: куда он идет, какая будет точка его запуска… И всегда надо основываться на том, что нельзя охватить весь рынок. Можно охватить его маленькую часть, сделать под это проект, запустить его и посмотреть, как он работает. Возможно, придется что-то корректировать, менять. И в большинстве случаев именно так и происходит. А еще нужно помнить, что нельзя угодить абсолютно всем пользователям. Всегда кто-то будет чем-то недоволен. Но это показатель того, что проект работает, развивается. Если нет жалоб, значит, количество пользователей проекта очень незначительно.
— Как и когда ты понял, что платежные системы в Сети — это круто?
— Наверное, когда впервые воспользовался пластиковой картой в Интернете, в 1999 году. Тогда я понял, что будущее за электронной коммерцией.
— Какими платежными системами ты руководил до прихода в PayU Ukraine?
— Я был управляющим партнером UkrMoney и Limonex. Хочу отметить, что UkrMoney не являлась платежной системой в чистом виде. Этот сервис был построен по принципу PayPal, когда к одному аккаунту можно прикрепить несколько платежных карт и с их помощью расплачиваться в Сети. А Limonex появился после UkrMoney и стал следующей фазой. Уже можно было использовать не только карты, но и кошельки E-gold, WebMoney.
— Расскажи, какие услуги предоставляет PayU Ukraine. Что такое платежный агрегатор и процессинговый центр?
— Платежный агрегатор — сервис, дающий интернет-торговцам возможность совместить в одной точке несколько платежных инструментов. Например, карты, интернет-банкинг, электронные деньги и платежные терминалы.
Если говорить о процессинге, то мы предоставляем эту услугу не в классическом, не в банковском понимании. Это дополнительные сервисы для увеличения объемов платежей.
— То есть ваши основные клиенты — интернет-магазины и другие участники электронной коммерции?
— По большому счету да. Но у нас есть ряд услуг, которыми могут воспользоваться банки или финансовые компании.
— Сергей, а как ты сам совершаешь покупки в интернете?
— Я придерживаюсь точки зрения, что будущее все же за карточными платежами. Электронные деньги, конечно, удобный инструмент, но пока более перспективна модель пластиковых карт. Поэтому большинство покупок я делаю с помощью карточек.
— А какова статистика расчетов в сети по Украине?
— Если говорить о карточных платежах, даже в любом интернет-магазине, то, я думаю, это не более 10 процентов.
— Каков ежегодный рост сегмента онлайн-оплат?
— Динамика очень радует — 40—50 процентов в год. Отличный рост для нашего рынка. Но если сравнивать Украину с соседними странами и государствами, находящимися в сфере деятельности системы PayU, то там динамика еще выше и гораздо больше людей используют электронные платежи. Я считаю, что во многом проблема состоит в частичной неурегулированности украинского законодательства в сфере электронной коммерции. А из этого вытекают все последствия. Ведь за последние четыре года в Украине удалось открыть четыре системы электронных денег, две из которых уже не работают как должны были, а еще две развиваются, но недостаточными темпами.
— Сергей, ты согласен, что большинство украинцев все еще испытывают психологический дискомфорт, оплачивая покупку в Сети?
— Конечно. Признаюсь, я и сам замечаю, что мне спокойнее получить товар, подержать его в руках, посмотреть и только потом рассчитаться.
— Я знаю, что PayU уделяет большое внимание безопасности интернет-платежей. В чем это заключается?
— У нас есть собственная система мониторинга, основанная на технической платформе. Также мы ведем круглосуточное наблюдение за всеми подозрительными транзакциями. Это если говорить о безопасности продавца. Если речь идет о плательщике, то наша система имеет международный сертификат безопасности, регламентирующий работу с данными клиентов. Фактически мы сертифицированы глобальными карточными системами, такими как VISA и MasterCard, на работу с их продуктами. Чтобы не углубляться в технические дебри, скажу, что есть ряд протоколов защиты данных. Они на 99,99 процента обеспечивают безопасность информации, которую вводит плательщик.
— На самом деле безопасность платежей — некий программный продукт, который постоянно дорабатывается. Это фильтр, отклоняющий подозрительные платежи. И у каждой компании есть свои наработки. Чем ваши лучше?
— Наверное, в первую очередь тем, что наша система не отклоняет платежи автоматически. Если она видит, что платеж подозрительный, его сразу же проверяют сотрудники риск-департамента. Зачастую бывают ситуации, когда человек, находясь в чужой стране, платит карточкой не местного банка. В большинстве случаев местные банки автоматически отклоняют эту транзакцию. Если же платеж проводится через нашу систему, то мы ее не отклоняем сразу, а связываемся с этим человеком, с банком — эмитентом карты, проверяем информацию и, если все нормально, пропускаем платеж.
— Какое место PayU Ukraine занимает в Allegro Group и есть ли интеграция с другими украинскими компаниями, входящими в холдинг?
— На сегодняшний день PayU является связующим звеном между всеми компаниями и продуктами холдинга. На всех проектах кто-то чем-то за что-то платит. В 90 процентах случаев платежи проходят через PayU. А ведь помимо нас в состав холдинга Allegro Group Ukraine входят такие крупные специализированные проекты, как Aukro.ua, Emarket.ua, Slando.ua, Vcene.ua, Prom.ua, Ria.ua, ModnaKasta.ua.
— Почему клиентам удобно работать с вами?
— Видимо, потому, что мы их любим. А еще относимся к каждому не с точки зрения, сколько на нем можно заработать, а с позиции, как помочь увеличить его оборот, прибыль. Поскольку повышение его прибыли — это и наш заработок.
— А в чем удобство вашего сервиса для покупателя в Сети?
— Есть немало удобных функций. Предположим, человек начал совершать оплату, и тут пропал свет, компьютер выключился, транзакция не состоялась. Тогда ему придет электронное письмо с сообщением о незавершенной оплате и предложением продолжить с того места, где он прервался. Или другой вариант: у клиента что-то не получается. Например, он вводит неправильный номер карты, неверный код CVV, карта оказывается заблокированной. Таким клиентам мы сами звоним по телефону и помогаем совершить платеж.
— Какую долю PayU Ukraine занимает в онлайн-платежах по стране?
— Порядка 30 процентов. Это хорошая цифра. Год назад она была вдвое меньше. Особенно если учесть, что мы используем полностью легальные методы работы. К сожалению, в Украине есть не совсем легальные онлайн-бизнесы, например, казино, которые занимают существенную долю интернет-платежей.
— Ваша система предлагает одинаковый набор услуг во всех странах, где присутствует?
— Нет. Наш продукт в различных странах отличается, и люди им пользуются по-разному. Например, в Турции 90 процентов онлайн-платежей осуществляются в рассрочку. В Польше 80 процентов оплаты идет с помощью интернет-банкинга, а не напрямую картой…
— А банки являются конкурентами PayU Ukraine?
— И да, и нет. С одной стороны, мы покупаем сервисы банков и продаем их нашим клиентам. С другой — конкурируем с банками. Но, полагаю, банковский бизнес — это немного не то, чем занимаемся мы. Банковский бизнес — в первую очередь кредиты и депозиты, а различные онлайн-сервисы— приятное дополнение.
— Какая разница между комиссионными, которые берете вы и банки?
— Они сопоставимы и особо не отличаются, для среднего предпринимателя.
— Сергей, каким ты видишь будущее глобального банкинга?
— Сложно что-то предвидеть, потому что новые технологии могут кардинально изменить рынок. Возьмем, к примеру, недавно появившиеся очки дополненной реальности Google Glass. Казалось бы, это игрушка, красивые рекламные ролики о том, как можно быстро, на ходу переводить деньги со счета на счет. Но это еще и инструмент, который мы пока не использовали. Подобные инструменты вскоре сделают банкинг таким, каким его даже трудно представить. Ведь и мобильные телефоны уже стали неотъемлемой частью нашей жизни. Мы можем забыть ключи от квартиры, но не телефон. Я считаю, идеальный банкинг — тот, которого мы не замечаем. В будущем нам не придется даже думать о том, что нужно пойти снять деньги или продлить депозит. Это будет происходить автоматически, например, на основании изучения нашего поведения. Мы же просто будем получать информацию о выполненных операциях.
Подготовил Сергей КУРГАН, «ФАКТЫ»
Полную версию интервью с Сергеем Ватиликом читайте на сайте www.prostranstvo.kiev.ua