31-летние братья-близнецы Сергей и Евгений Казанцевы запустили два новых для Украины IT-проекта: гастрономический Eda.ua и медицинский Doc.ua
Братья Сергей и Евгений Казанцевы (на фото) — крымчане, но уже давно живут и работают в Киеве. Их проектам — медицинскому и гастрономическому — всего около трех месяцев.
— С чего начались ваши проекты?
Сергей: — Еще в университете мы с Женей решили заняться чем-то действительно значимым. Подумали, что деньги — это, конечно, важно, но наибольшее удовлетворение приносит полезное дело.
Евгений: — Выбор сферы IT тоже неслучайный. За этим будущее, и мы давно решили, что будем двигаться в данном направлении. Мы оба достаточно рано начали работать. Первые деньги стали получать, когда нам исполнилось 16 лет, — помогали отцу, у которого свой бизнес. В 22 года уже были директорами отделений крупного киевского банка. Каждый из нас более десяти лет работал консультантом для представителей бизнеса, менеджеров высшего звена. За это время мы получили необходимый опыт в руководящих должностях как в крупных отечественных, так и в международных компаниях. У меня есть опыт в аграрной сфере, у Сережи — в страховой и юридической.
А еще мы оба занимались легкой атлетикой. В спорте все зависит только от тебя: чем усерднее тренируешься, тем больших результатов добьешься. То же самое можно сказать и об учебе. Именно это формирует дисциплину и самостоятельность. Именно это помогает нам сейчас в бизнесе.
— Почему вы занялись такими проектами — едой и медициной?
Евгений: — Нам было неудобно заказывать блюда или продукты в Интернете. Я знал, что за рубежом все так делают, но у нас подобная услуга только приобретает популярность. Поэтому и пришла идея запустить максимально простой сервис, который объединит все украинские рестораны и магазины, осуществляющие доставку. Сделать одну точку входа, один сайт, чтобы человек мог заказать себе на дом все что угодно — от суши и пиццы до продуктов из ближайшего магазина. Наша цель — создать всеукраинскую единую систему, позволяющую сделать заказ всего в три «клика». Мы подключили уже больше 200 ресторанов и 50 магазинов.
Кроме доставки, предоставляем еще услугу самовывоза. И очень гордимся этим, потому что ни один подобный сервис на территории СНГ такой услуги не внедрил. Хотя в Европе и США данная схема удачно работает.
Сергей: — У меня все началось с похожей ситуации. Найти хорошего врача довольно сложно. Обычно начинаешь обзванивать знакомых, друзей и просить кого-то порекомендовать. Но что делать, если все связи и контакты остались в родном городе? Возникла идея объединить врачей на одном ресурсе, добавить поиск по району проживания и возможность сразу же записаться на прием. Примером послужили зарубежные аналоги. Изучив опыт подобных успешных проектов в России и на Западе, мы поняли, что услуга весьма востребованна. В Украине этот рынок еще не сформирован, сильных конкурентов нет.
— Какие проблемы пациентов помогает решать сервис Doc.ua?
Сергей: — Наша задача — максимально облегчить выбор, предоставив возможность поиска по разным категориям: специализации врача, району проживания, рейтингу, а также по отзывам пациентов. Иными словами, сервис помогает найти хорошего врача.
Люди, как правило, не знают, какие вопросы нужно задавать, чтобы определить квалификацию доктора, узнать о его опыте. Наш сервис наполнен информацией таким образом, что на многие вопросы можно получить ответ уже при поиске. Есть и отзывы пациентов.
На сегодняшний день на сайте более 700 врачей и около 100 клиник в разных районах Киева. До конца года мы планируем пополнить базу — до 2 тысяч 500 врачей и 500 клиник, а также предоставить услугу в других регионах Украины.
Записаться к врачу можно в течение 3—5 минут, не выходя из дому. Просто заходите на сайт, выбираете район, специалиста и нажимаете кнопку «Найти». Определяетесь с врачом, с помощью одного «клика» оставляете заявку для записи на прием. И больше ни о чем не заботитесь. Сотрудники контакт-центра сами позвонят в клинику, согласуют с врачом удобное для вас время приема, при необходимости перенесут визит.
Если человек не знает, к какому специалисту обратиться, может позвонить в наш контакт-центр и получить консультацию. У всех сотрудников медицинское образование.
— Вы довольно быстро развиваетесь. Есть какой-то секрет?
Сергей: — Спрос на услуги. Записаться к врачу в Сети — это норма за рубежом, как и онлайн-доставка еды из ресторанов и магазинов. В Украине людям это тоже необходимо. Технологии развиваются стремительно, нужно только успевать подхватывать и видеть наперед.
— Клиенты, как я понимаю, ничего за услуги не платят. На чем же вы зарабатываете?
Сергей: — Doc.ua получает доход за счет комиссионных, которые платит клиника за каждого записавшегося через наш сайт пациента. С медучреждениями заключаем договор. Мы не собираем информацию в Интернете, а действительно знаем все клиники, которые добавляем на сайт, и проверяем информацию, которую они предоставляют о себе и врачах. По такой же схеме работает и доставка продуктов и готовых блюд.
— Как получилось, что у вас, родных братьев, два стартапа, а не один совместный?
Евгений: — Мы хоть и близнецы, но все же разные люди. У каждого своя цель, свое видение бизнеса. Однако работаем вместе. Оба проекта получили инвестиции от нового бизнес-акселератора Леонида Черновецкого CIG Digital. Сумма вложенных средств — это закрытая информация. Уставной капитал каждого из стартапов составляет 1,5 миллиона гривен, а CIG Digital владеет мажоритарными долями в проектах. Было принято решение работать двумя командами в одном большом офисе.
Сергей: — Оказалось, в этом много плюсов. Конечно, проекты совершенно не похожи друг на друга, но сотрудники делятся опытом, постоянно общаются. И если возникает определенная задача, нужно что-то срочно решить, мы собираем всех вместе и проводим мозговой штурм. Очень хорошо получается. Бывает, дельный совет дает сотрудник из другого проекта. Он видит ситуацию не изнутри, а со стороны.
— Что необходимо, чтобы инвестор захотел поддержать проект?
Евгений: — Для инвесторов самое важное — масштабность и рентабельность бизнеса. Чтобы получить финансовую поддержку, необходимы хорошая идея, бизнес-план и план реализации. Вроде бы все легко, но это лишь на первый взгляд. CIG Digital занимается исключительно перспективными IT-проектами, проводит анализ рынка, маркетинговые исследования и так далее. Прежде чем идти к инвестору, следует разработать хороший план, и не только в голове. Нужно быть совершенно уверенным в своем проекте.
— А вообще, насколько сложно было запустить собственные проекты?
Евгений: — Что касается Eda.ua, то тут трудности поначалу возникали с ресторанами и магазинами. В Украине есть похожие сервисы, но многие партнеры, как ни странно, не до конца понимали суть работы агрегатора онлайн-заказов, предположив, что мы будем каким-то образом забирать их заказы, переманивать клиентов. К решению этих вопросов мы подходили индивидуально, объясняли, демонстрировали работу сервиса…
Сергей: — Сложности у Doc.ua появились уже после запуска, в основном в ходе привлечения партнеров. Во-первых, медицинская сфера весьма консервативна. Менеджмент клиник зачастую не стремится испытывать на себе инновации, а ждет, когда это сделают другие. Во-вторых, попытки создания подобных сервисов уже были, сейчас ни один из них не работает.
Главное для нас — создание самих систем. Мы уверены, что никакой PR и маркетинг не помогут, если сервис будет плохо работать.
— Вы говорили, что планируете запустить проекты и в других городах Украины.
Сергей: — Через пару месяцев хотим начать работу в Харькове, Днепропетровске и Одессе.
— Соперничаете между собой?
Евгений: — Это не соперничество, а скорее подстегивание друг друга к новым достижениям, будь то бизнес, учеба или спорт.
Сергей: — Да, верно. Если кто-то из нас вырывается в лидеры, то другой обязательно догоняет. Соперников у нас было много, но всем им приходилось крайне тяжело, поскольку нас всегда двое.