История современности

«Сестре Сикорского пришлось пожертвовать свое приданое на увлечение брата авиацией»

7:00 — 30 мая 2014 eye 4878

Ровно 125 лет назад в Киеве родился один из крупнейших авиаконструкторов ХХ века. Основанная им в США компания входит в число мировых лидеров по производству вертолетов

— В жизни выдающегося авиаконструктора Игоря Сикорского есть мистическая история о том, как увиденный им в детстве сон стал явью, — говорит заведующий отделом Государственного политехнического музея при Национальном техническом университете «КПИ» Виталий Татарчук. — В детские годы Сикорского самолетов еще не было. Игорь прочел научно-фантастический роман Жюля Верна «Робур-Завоеватель» о том, как изобретатель летательного аппарата, который был тяжелее воздуха, совершил на нем путешествие вокруг Земли. После этого мальчику приснилось, что он летит на подобном аппарате, внизу простирается море и вдали виднеется очень красивый остров, поросший пальмами. Спустя 30 лет Сикорский увидел такой же остров в действительности — с борта самолета-амфибии, который он сконструировал после эмиграции в США. В Америку авиаконструктор переселился в 1919 году, вскоре после большевистского переворота.


*Виталий Татарчук: «Cтуденты КПИ перед экзаменами приходят к памятнику Сикорского прикоснуться к шляпе — считается, что это приносит удачу» (фото Сергея Тушинского, «ФАКТЫ»)

— Свой первый самолет он создал в родном Киеве?

— Да, причем здесь он строил не только самолеты. В саду рядом с домом по улице Малой Подвальной (ныне Ярославов Вал, 15б), в котором жила семья Сикорских, Игорь летом 1908 года построил свой первый геликоптер (вертолет). Этого сада уже нет. Дом сохранился, но находится в удручающем состоянии. Жильцов из него выселили. Много лет ставится вопрос о его ремонте и организации в этом здании музея авиаконструктора, но дальше разговоров дело не движется.

В большую квартиру в трехэтажном доме на Малой Подвальной семья переселилась из скромного флигеля. Существует предание, что это произошло после того, как Сикорскому-старшему посчастливилось найти клад в саду, о котором я уже упоминал. Отец Игоря Иван Александрович был известным психиатром, возглавлял кафедру в Киевском университете святого Владимира. Кстати, художник Владимир Васнецов изобразил во Владимирском соборе святого Иоанна Предтечу с лицом Ивана Сикорского.

В семье росло пятеро детей. Игорь был самым младшим. Когда в 1905 году грянула Первая русская революция, родители отправили Игоря во Францию переждать смутное время. Там он месяцев семь учился в технической школе. Вернувшись на родину, стал студентом Киевского политехнического института. Это были годы, когда тема авиации стала неимоверно популярной. Ведь только-только появились первые самолеты. Но Игорь загорелся идеей сконструировать и построить геликоптер. Еще будучи подростком, он собрал подобный летательный аппарат по чертежам гениального художника и изобретателя Леонардо да Винчи, жившего за 450 лет до этого.

И вот студент Сикорский занялся постройкой в саду возле своего дома винтокрылой машины. К сожалению, мощности имевшегося двигателя оказалось недостаточно, чтобы геликоптер взлетел. Неудача не охладила энтузиазм юноши. Он уговорил родителей вновь отправить его во Францию и дать денег на покупку более мощного мотора и других деталей для постройки еще одного аппарата. Во время этой поездки Игорь познакомился с французскими авиаторами, изучал теорию и практику полетов. Новый геликоптер слегка оторвался от земли, но без пилота — поднять летчика ему оказалось не под силу. После этого Игорь решил, что задумку с вертолетом следует отложить, и занялся самолетами.

— Наверняка это влетало родителям в копеечку.

— Еще бы! Спонсора у Игоря не было, и все немалые расходы брала на себя семья. Но к его занятиям родные относились благосклонно — все понимали, что это призвание. Сестра Елена даже пожертвовала свое приданое на увлечение брата.

Сикорский тогда работал вместе с сыном богатого купца, тоже студентом КПИ, Федором Былинкиным. Федор начинал с того, что по фотографиям построил копию первого в мире самолета американских изобретателей братьев Райт. Затем нашел себе напарника — Игоря Сикорского. Созданные ими самолеты назывались БиС — Былинкин и Сикорский.

Тут следует сказать, что на заре эпохи авиации в Российской империи летали на иностранных, в основном французских самолетах. А затем спонтанно началось соревнование между энтузиастами из Киева, Санкт-Петербурга и Москвы, кто первым построит отечественный самолет. Крылатая машина, которую сконструировали и построили Сикорский с Былинкиным, стала в этом состязании третьей.

— Они работали все в том же саду на Малой Подвальной?

— Нет. Арендовали сарай, который громко называли ангаром, на аэродроме Киевского общества воздухоплавания. Он располагался за городом, примерно там, где сейчас находится Интернациональная площадь. Шестой по счету самолет Сикорского (Игорь строил его без Былинкина) установил мировой рекорд по скорости и дальности полета. К тому же на нем удалось поднять в воздух двух пассажиров: Сикорский был за штурвалом, а пассажиры — Былинкин и еще один энтузиаст авиации студент КПИ Георгий Адлер — разместились в подвесной гондоле. Этот самолет автор представил на Московской выставке воздухоплавания, и он был удостоен золотой медали.

Вскоре в жизни Игоря произошел важнейший поворот: очень богатый человек, председатель акционерного общества «Русско-Балтийский вагонный завод» Михаил Шидловский предложил ему возглавить конструкторский отдел по разработке самолетов. Сикорский, конечно же, согласился — ему предоставили возможность строить свои машины с помощью квалифицированных инженеров и рабочих.

— Игорь успел защитить диплом в институте?

— Нет. Его отчислили из КПИ за то, что не была внесена плата за обучение. Дело в том, что занятия самолетами отнимали много времени, на посещение лекций его практически не оставалось.

В 23 года Игорь переехал в Ригу, а затем — в Санкт-Петербург. Былинкин остался в Киеве. Как сложилась в дальнейшем его судьба, неизвестно.

«Выдающийся композитор Сергей Рахманинов дал Сикорскому большую сумму на создание в США авиационной фирмы»

— У Сикорского возникла идея перевозить пассажиров по воздуху на большие расстояния, — продолжает Виталий Татарчук. — Ведь самолеты летают гораздо быстрее, чем ездят поезда. И он создал три большие крылатые машины. Самая крупная из них — «Илья Муромец». В ней имелись просторный салон с удобными плетеными креслами, столом, умывальником и туалетом. Был даже балкончик, на который можно было выйти во время полета, полюбоваться пейзажами. Правда, при скорости 140 километров в час долго там простоять было сложно. Вскоре представился повод испытать «Илью Муромца» в серьезном деле: шталмейстер (старший конюший) царского двора князь Абамелик-Лазарев назначил крупный приз за рекордно протяженный перелет в пределах Российской империи за один световой день. Экипаж из четырех человек возглавил Сикорский. Удалось лишь с одной промежуточной посадкой долететь из Санкт-Петербурга до Киева. Сели на аэродроме, который находился в районе нынешнего жилмассива Оболонь — примерно в том месте, где расположен пив­завод. Планировали продолжить путь до Одессы. Однако началась Первая мировая война, поэтому решили возвращаться. В общей сложности самолет преодолел в оба конца примерно 2400 километров. По тем временам результат поразительный. За этот перелет император Николай II лично вручил Сикорскому золотые часы. А «Илью Муромца» решили использовать как бомбардировщик. Он стал практически неуязвимым оружием. Само появление в небе этого гиганта вызывало панику среди солдат противника. Разведки Германии и Австро-Венгрии охотились за чертежами этого самолета, но раздобыть их им так и не удалось. Всего было построено 85 экземпляров «Ильи Муромца». Немцам удалось завладеть лишь одним из них в самом конце войны.

— Советская власть пыталась привлечь на свою сторону талантливого авиаконструктора?

— Он был по убеждениям монархистом, так что вряд ли бы нашел общий язык с большевиками. Над Игорем нависла угроза расстрела, ему пришлось бежать.

— Он к тому времени был женат?

— Да, хотя документы относительно его супруги не сохранились. Будучи за границей, Сикорский пытался выкупить ее — советская власть зарабатывала на том, что за деньги выпускала за границу людей. Однако жена Игоря отказалась ехать. Но дочь Татьяну и нескольких других родственников он выкупил. В США Сикорский женился во второй раз на эмигрантке из России Елизавете Семеновой. У них родилось четверо детей. Один из них — Сергей — остался работать в фирме по производству вертолетов, которую создал его отец.


*В США Сикорский женился на русской эмигрантке Елизавете Семеновой

— Значит, Сикорский вернулся к мечте юности строить вертолеты?

— Да, но вначале он занялся созданием летающих лодок. В Америку Сикорский прибыл бедным эмигрантом, не владеющим английским. Поначалу зарабатывал частными уроками. Порой приходилось трудиться не за деньги, а за тарелку супа. Другой бы на его месте опустил руки. А Сикорский проявил характер: усиленно учил язык, собрал группу инженеров из числа соотечественников. Они арендовали на острове Лонг-Айленд (штат Нью-Йорк) пустовавший курятник и занялись разработкой самолета. В Америке и без них было предостаточно авиаконструкторов. Нужно было найти свое место на этом рынке. Сикорский сделал удачный выбор — летающие лодки и самолеты-амфибии. Однако где взять стартовый капитал? Помогло увлечение Игоря игрой на фортепиано. Чуть ли не за последние деньги он купил билет на концерт гениального Сергея Рахманинова. В тот вечер возникла возможность пообщаться с ним. Сергей Васильевич решил помочь соотечественнику: предоставил пять тысяч долларов (тогда это была очень большая сумма) и согласился, чтобы его имя фигурировало среди учредителей авиастроительной фирмы «Sikorsky» — ради ее рекламы.

Летающие лодки и самолеты-амфибии этого предприятия хорошо продавались. В те годы Сикорский подружился с мировой знаменитостью — летчиком Чарльзом Линдбергом, который совершил первый в истории перелет через Атлантический океан. Он испытывал крылатые машины Игоря Ивановича, а на одной из них в 1927 году пересек Атлантику.


*Судьбу Сикорского называют воплощением американской мечты: приехав в страну нищим эмигрантом, он сумел раскрыть свои таланты и создал крупную процветающую компанию

Во второй половине 1930-х годов спрос на эти самолеты стал падать, и это подтолкнуло конструктора еще раз попробовать заняться вертолетами. Причем первый свой геликоптер он испытывал сам. Случались аварийные ситуации. К счастью, они заканчивались лишь незначительными травмами. Игорь Иванович неизменно поднимался в небо в одной и той же шляпе. Так пришло убеждение, что она счастливая. Сейчас эта шляпа находится в музее фирмы «Sikorsky». Пилоты перед ответственными полетами приходят положить на нее руку — на счастье. Кстати, перед нашим музеем стоит единственный в мире памятник Игорю Сикорскому. Это фигура в полный рост со шляпой в руках. Сложилась традиция: студенты КПИ кладут на нее ладони перед экзаменами.

Игорь Иванович считал, что вертолеты могут стать массовым индивидуальным транспортом — как автомобили. В США ведь многие живут в частных домах, поэтому простой американец может летать на геликоптере на работу или в маркет, а парковаться на лужайке перед домом. Снимались рекламные ролики, в которых Сикорский рассказывал о преимуществах геликоптеров.

Поначалу все же не удавалось найти вертолетам применение. Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло: в 1941 году разбушевавшийся шторм сорвал с места американскую нефтедобывающую платформу. Снять с нее людей никак не удавалось. Над их жизнями нависла угроза. Вертолет завис над платформой, летчики сбросили веревочную лестницу и так спасли рабочих. Этот случай стал началом широчайшего использования винтокрылых машин.

Судьбу Сикорского называют идеалом воплощения американской мечты. Приехав в страну нищим эмигрантом, он сумел раскрыть свои способности и создал крупную процветающую компанию.