Политика

Командование Вооруженных сил получает право на досмотр жилья граждан и изъятие для временного пользования любого имущества

23:30 — 10 июня 2014 eye 5687

Затяжное противостояние украинских силовиков с боевиками на востоке Украины показало, что антитеррористическая операция (АТО) не приносит ожидаемых результатов по наведению порядка в этих регионах. Поэтому все чаще раздаются призывы о введении в Донецкой и Луганской областях военного положения, которое, как предполагается, позволит все же стабилизировать ситуацию. По поручению руководства страны Совет нацбезопасности и обороны приступил к изучению такой возможности. А Верховная Рада внесла в закон «О борьбе с терроризмом» изменения, расширяющие полномочия АТО и по сути приближающие ее к военному режиму.

Как жить украинцам в случае, если военное положение таки введут, «ФАКТАМ» рассказал член парламентского комитета по вопросам национальной безопасности и обороны, народный депутат Анатолий Кинах.

— Какова вероятность введения режима в восточных областях?

— Ситуация на востоке Украины несет прямую угрозу территориальной целостности страны. А антитеррористическая операция в ее нынешнем виде, по мнению нашего комитета, необходимых результатов не приносит. Поэтому мы не исключаем введения режима военного положения, но только в том случае, если все другие возможности разрешения конфликта будут окончательно исчерпаны. В частности, комитет предлагает в соответствии с действующим законодательством перевести АТО в формат режима территориальной обороны. Последний, в частности, предполагает более активное участие центральных и местных органов власти в разрешении кризиса, более широкое использование ресурсов и законодательно обоснованное участие Вооруженных Сил Украины в ликвидации боевиков и террористов. Если же и этот режим не принесет желаемого результата, тогда возникнет необходимость во введении военного положения.

— И в чем же его коренные отличия от АТО?

— Антитеррористическая операция по классическим канонам спецслужб проводится в предельно сжатые сроки и на четко локализованной территории. Нынешняя АТО охватывает слишком масштабную площадь, растянута во времени и оперирует весьма ограниченными инструментами возможностей и ресурсов. В результате — имеем то, что имеем. А военное положение предполагает максимальную концентрацию всех военных, материальных, информационных и прочих ресурсов государства для наведения порядка на территориях, охваченных волнениями. Это особый статус, основой «активизации» которого являются Конституция, законы «О введении режима военного положения», «О Вооруженных Cилах Украины», «Об обороне Украины» и другие нормативно-правовые акты.

— Кто и как вводит в действие военное положение?

— Президент издает соответствующий указ, который в течение двух дней должен быть утвержден Верховной Радой и объявлен через средства массовой информации. Причем в этом документе следует непременно указывать обоснование необходимости введения военного положения, время его введения и срок действия; границы территории, на которой оно действует; задачи военного командования, органов государственной власти и так далее. Кроме того, в названном указе обязательно должен быть приведен полный перечень прав и свобод человека и гражданина, которые временно ограничиваются.

После введения военного положения президент как Верховный главнокомандующий Вооруженных Сил Украины через Генеральный штаб армии осуществляет руководство стратегическим планированием применения армии и иных воинских формирований. Когда же угроза опасности государственной независимости устраняется окончательно, военное положение отменяется. Для этого снова нужен указ главы государства по предложению СНБО или же Верховной Рады. И поскольку введение военного положения является крайне ответственным шагом, необходимы эффективная государственная система персональной ответственности, наличие четких планов и контроля за принятыми решениями, мониторинг результатов, а также прогноз последствий и выбор оптимального варианта развития событий. То есть мало просто ввести военное положение — нужно четко понимать, сможем ли мы обеспечить все его требования, чтобы не получилось то, что мы сейчас имеем с АТО.

— Это правда, что права военного командования значительно расширяются в условиях военного положения?

— Да, на территории, где оно введено, в тесном взаимодействии с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления военное командование обеспечивает общественный порядок и безопасность. А в местностях, где ведутся боевые действия, оно непосредственно руководит абсолютно всем.

— Какие-то свободы и права человека ограничиваются режимом военного положения?

— Военное командование имеет право запрещать деятельность партий и общественных организаций, которые ведут антигосударственную политику, а также проведение любых массовых акций и мероприятий. Впрочем, в этом нет ничего экстраординарного, это общемировая практика: когда страна фактически находится в состоянии войны, то в целях безопасности она просто обязана защитить себя от действий «пятой колонны».

— А как скажется введение военного положения на функционировании СМИ на той территории, где оно действует?

— В полномочия военного командования при таком положении входят также контроль предприятий связи, издательств, радиотелеизмерений и даже театров. Оно вправе использовать радиостанции, телецентры и типографии для военных нужд и проведения разъяснительной работы среди войск и гражданского населения. А работа любительских радиостанций и передача информации через компьютерные сети может быть вообще запрещена. И это понятно, так как сейчас мы совершенно очевидно проигрываем России информационную войну, а ведь СМИ по своей эффективности зачастую не уступают танкам и артиллерии.

— Действительно ли при военном положении допускается изъятие имущества простых граждан и вводится трудовая повинность?

— Да, соответствующим законом предусмотрено изъятие для временного использования необходимого для нужд обороны имущества министерств, центральных и местных органов исполнительной власти, территориальных общин, предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности, в том числе и граждан.

— То есть военные могут прийти и попросту забрать чью-то машину, квартиру или другую собственность?

— Не забрать, а взять во временное пользование. На все изъятое имущество будут выдаваться соответствующие документы, и по окончании военного положения это имущество возвратят владельцу. Что же касается трудовой повинности, то к ней может быть привлечено все трудоспособное население, не занятое в оборонной сфере. Нужно отметить еще и тот факт, что военное руководство может вводить комендантский час, устанавливать особый режим въезда и выезда, ограничивать свободу передвижения граждан, иностранцев и лиц без гражданства, а также запрещать торговлю алкоголем.

Фото с сайта kontrakty.ua