— Мне «посчастливилось» купить билеты сразу на несколько концертов, которые впоследствии отменили, — рассказала «ФАКТАМ» киевлянка Ирина Десирова. — Еще осенью прошлого года, в конце октября, я решила воспользоваться советом приятельницы и приобрела билеты у ее знакомой распространительницы сразу на несколько мероприятий: на творческий вечер Владимира Познера, на концерт Чулпан Хаматовой, на выступления Владимира Спивакова и Дениса Мацуева. Это обошлось в кругленькую сумму, но я все равно радовалась, что сэкономила и обеспечила себе культурную программу на ближайшие полгода. А через месяц начались события на Майдане.
Владимира Познера в Октябрьском дворце я еще успела послушать, хотя революция бушевала уже вовсю и майдановцы покотом спали в помещениях, соседствующих с концертным залом. Впрочем, Владимира Владимировича это не смущало.
А вот все последующие мероприятия начали переносить. Сначала — с марта на июнь и даже на декабрь. Мне предложили вместо концерта Мацуева поменять билеты на выступление Олега Басилашвили. Я решила, что надо соглашаться — подарю этот билет маме. Но тут выяснилось, что и это мероприятие срывается. Скандалы вокруг известных российских исполнителей и актеров набирали обороты. Выяснилось, что перенесенный с 4 марта концерт Чулпан Хаматовой не состоится и 4 июня. Я заглянула на сайт организаторов концерта, где сообщалось, что в Украине, дескать, война, поэтому они начнут свою работу только в мирное время. И ни слова о том, как можно вернуть деньги за билеты. В общем, осталась я с билетами на трех российских деятелей искусства и без денег. Наверное, придется обращаться в суд.
«ФАКТЫ» поговорили с киевским кассиром, давно сотрудничающей с несколькими театральными агентствами, которая рассказала о ситуации на гастрольном рынке.
— Чтобы вернуть деньги за купленные билеты, надо обращаться к организаторам, — посоветовала кассир Людмила. — Причем возвращают деньги при наличии паспорта и, естественно, самого билета. Но не все знают, что в некоторых случаях надо требовать возврата денег с «площадки», где планировалось проводить мероприятие, будь то театр, концертный зал или бизнес-центр. Дело в том, что организатор заключает с «площадкой» договор о проведении мероприятия и вносит предоплату (как правило, из денег, вырученных от предварительной продажи билетов), чтобы в оговоренный день и время этот зал был свободен. Так работают дворец «Украина», Октябрьский дворец.
— А кассиры разве не должны возвращать деньги?
— Мы имеем дело с организаторами. И после продажи билетов сдаем все деньги им. Есть добросовестные организаторы, которые возвращают людям деньги за несостоявшееся мероприятие. Иногда через кассу, где зрители приобретали билеты. В основном это украинские агентства. Недавно «Аншлаг» возвращал деньги за сорвавшийся концерт Depeche Mode именно в местах приобретения билетов. Или вот еще был случай. Женщина купила два билета по две тысячи гривен на балет Эйфмана «Роден» в Национальной опере, но спектакль перенесли на сентябрь. Так вот, ей без проблем вернули деньги.
После отмены концерта «Алисы» деньги людям вернуло агентство «Перекресток», а «Мельница» возвращает средства за отмененный концерт Питера Гэбриэла.
Но есть и агентства, которые, наверняка зная, что концерта не будет, билеты продолжают продавать. Так, мы уже точно знали, что концерты Владимира Спивакова и Чулпан Хаматовой не состоятся ни сейчас, ни осенью. Интересно, а самой Чулпан Хаматовой известно, что у нее в Киеве два выступления?..
По словам нашей знакомой кассирши, большие проблемы с возвратом билетов у агентства «Премьера». Об этом одиозном театральном агентстве «ФАКТЫ» подробно писали 5 августа 2011 года. Организаторы схемы «Концертного агентства «Премьера» навязчиво предлагали театральные билеты втридорога под видом VIP-предложений на мероприятия якобы с участием высших лиц государства. На самом же деле продавались обычные билеты на концерты и спектакли. В 2012 году трое участников мошеннической схемы во главе с организатором были задержаны в Одессе по решению суда на два месяца. Следствие проводило УБЭП Одесской области по 54 эпизодам. Ущерб был оценен, как сообщал на странице Facebook журналист Артем Шевченко, в один миллион гривен. Однако вскоре директор агентства вновь прибыл в Киев и создал похожий бизнес с другим названием. Сайт «Премьеры» заблокирован.
Между тем люди не могут получить деньги за билеты на отмененные концерты, которые организовывала «Национальная корпорация развлечений». На сайте корпорации висит объявление: «Национальная корпорация развлечений», к огромному сожалению, не может продолжать свою деятельность в Украине. Мы не имеем возможности делать для Вас концерты, шоу, театральные спектакли, детские представления.
В состоянии мира в Украине «Национальная корпорация развлечений» готова проводить любые культурные события и мероприятия, в состоянии войны это НЕВОЗМОЖНО".
Довольно странное заявление со стороны организаторов, собравших деньги и не оставивших даже номер контактного телефона для желающих сдать билеты. Официальный сайт у корпорации отсутствует. Отзывы в Интернете об этом агентстве только негативные. На сайте «Черный список работодателей» агентство фигурирует с показателем неблагонадежности в 96 процентов. Из семи указанных контактных телефонов корпорации — все мобильные, и ни по одному невозможно дозвониться.
Поскольку иного способа связаться с «Национальной корпорацией развлечений», кроме оставленного ими электронного адреса нет, «ФАКТЫ» написали запрос агентству и попросили сообщить, как люди могут вернуть деньги за выкупленные билеты, к кому обращаться, а также указать юридический адрес и расчетный счет «Национальной корпорации развлечений». Ответа мы так и не получили. Зато на сайте Единого государственного реестра удалось найти сведения: «Национальная корпорация развлечений» значится как Общество с ограниченной ответственностью (ООО НКР), юридический адрес: Киев, улица Горького, дом 7 В. Расчетный счет предприятие не указало.
Еще один скандал разгорается с возвратом денег за билеты на концерт Владимира Спивакова. Национальная опера Украины на своем сайте официально заявила, что концерта не будет: «Вечером 30 мая под зданием Национальной оперы Украины проходила акция протеста против концерта Владимира Спивакова и его оркестра «Виртуозы Москвы». Участники митинга требовали отменить приезд российского музыканта за его поддержку агрессивной политики Российской Федерации в отношении Украины и аннексии Крыма.
Доводим до наших зрителей, что выступление «Виртуозов Москвы», организатором которого выступает агентство «Интер-классик», отменили задолго до пикетирования и театр осуществляет продажу билетов на репертуарные спектакли — «Алеко» и «Шопениану».
Далее дирекция Национальной оперы сообщает о невозможности сотрудничества с теми, кто поддержал политику Путина. Были также отменены выступления Московского государственного театра «Русский балет» под руководством Вячеслава Гордеева (5 апреля и 2 июня 2014 года), Дениса Мацуева (27 марта) и Светланы Захаровой (24 апреля). Что же касается возврата билетов на концерт «Виртуозов Москвы», Национальная опера дает телефоны организаторов мероприятия.
Позвонив по указанным телефонам агентства «Интер-классик», удалось пообщаться только с автоответчиком, сообщавшем, что Национальная опера Украины «в одностороннем порядке, нарушив юридический договор, отменила концерт оркестра „Виртуозы Москвы“. В настоящее время мы пытаемся получить официальные обоснования произошедшего. Следите, пожалуйста, за информацией на нашем сайте».
При этом на сайте «Интер-классик» в афише, посвященной концерту Владимира Спивакова, написано, что билеты, приобретенные на 23 февраля, действительны. Цена билетов колеблется от 250-ти до 3 тысяч 650 гривен. Что же касается сольного концерта народного артиста России пианиста Дениса Мацуева, то его выступление перенесено с 27 марта на 13 декабря 2014 года. Все билеты действительны. Причем продажа билетов… продолжается! На концерт Мацуева еще можно купить около ста билетов. Другой вопрос, что с ними делать потом.
Как объяснили «ФАКТАМ» в Национальной опере, организатор концерта пытается переложить вину на театр. Администратор театра сообщил, что на сайте «Виртуозов Москвы» на 19 июня (дата, на которую якобы был перенесен концерт) запланирован концерт в Нижнем Новгороде. «Как вы понимаете, коллектив планирует свой график не за неделю, — подчеркнул администратор. — Кассами Оперного театра не было реализовано ни единого билета на этот концерт. У нас их просто не было. Реализацией билетов занимался «Интер-классик».
На вопрос, получил ли театр предоплату за предоставление площадки для проведения концерта, был получен ответ: «Финансовые вопросы, пожалуйста, к нашему генеральному директору».
Однако гендиректор оказался на репетиции, и нам сообщили, что он ситуацию с возвратом денег комментировать точно не будет. В то же время в редакции есть два билета, купленные на выступление Дениса Мацуева по 550 гривен, отпечатанные на фирменном бланке оперного театра, хотя администратор утверждает, что не было продано ни одного билета. У кого же осели деньги, вырученные за билеты? Похоже, на эти вопросы могут ответить только правоохранители.
— Если концерт перенесен, есть все-таки небольшая надежда на то, что он состоится, — комментирует «ФАКТАМ» ситуацию известный киевский адвокат Марина Лебедева. — Но когда мероприятие отменили, то деньги за билеты следует требовать от тех, кто их получил. Как правило, кассы сотрудничают с несколькими агентствами, и им же сдают выручку. Есть несколько вариантов возврата своих средств. Можно написать письмо организаторам с просьбой вернуть деньги за билеты. Но намного эффективнее будет сразу обратиться в суд с иском к организатору несостоявшегося концерта. Причем обращаться следует по месту нахождения юридического лица. А для этого надо знать полное название юридического лица, его юридический адрес, желательно — расчетный счет.
У добросовестных продавцов услуг на официальном сайте, как правило, эта информация есть в открытом доступе в разделе «Контакты». Либо указаны номера телефонов, перезвонив по которым можно уточнить необходимые данные. Есть еще один вариант: воспользоваться открытым для доступа Единым государственным реестром, в который внесены все действующие юридические лица. Однако не всегда там указаны все данные. Так, «Продюссерский центр «Премьера» в реестре значится как Общество с ограниченной ответственностью, его юридический адрес: Киев, Печерский спуск, дом 15, идентификационный код 37 771 546. Недостающую информацию можно запросить через суд.
Если билеты приобретались через посредника — агентство, то имеет смысл привлечь его в качестве соответчика. К исковому заявлению необходимо также приложить ксерокопию билетов. Можно подавать коллективный иск. Напомним, что с исков, касающихся потребительских услуг (защита прав потребителей), не взимается судебный сбор.
Чем большее количество судебных исков поступит в адрес недобросовестных организаторов концертов, тем реальнее убрать с рынка мошенников. Тогда оставшиеся компании будут работать ответственно и беречь свою репутацию.