В Нацгвардии вспыхнул бунт. «Около 50 нацгвардейцев идут пешком на Киев», — сообщил вчера на своей странице в Фейсбук депутат Киевсовета Игорь Луценко. А вскоре в Интернете некто Артём Палютин выложил видео, на котором командир 3-й роты 1-го резервного батальона Национальной гвардии Украины Тарас Жеребецкий и несколько бойцов рассказывают, как их обмануло начальство.
По утверждению гвардейцев, около месяца державших блокпосты в Славянске, официально (по документам) их там не было, несмотря на наличие погибших и раненых. И даже их первого батальона не существует.
— В наших удостоверениях указаны 6-й и 10-й батальоны,— говорит Тарас Жеребецкий. — Но в части 3066, к которой мы приписаны, таких батальонов нет. Нас нет. Документов, что мы были в Славянске, нет. Все ведомости, которые мы заполняли при получении оружия, куда-то пропали. Нам сегодня сказали, что мы 45 дней были в Павлограде, который не покидали, следовательно — участниками боевых действий не являемся. Хотя у нас были и «двухсотые», и «трехсотые» (убитые и раненые. — Авт.)
Также гвардейцы пожаловались, что после вывода из Славянска их привезли под Изюм, где бойцам пришлось ночевать на голодный желудок кому в автобусах, кому — на голой земле. Якобы — из-за того, что все места в палатках заняты полковниками и генералами, приехавшими туда, чтобы не воюя получить статус участника боевых действий. И там гвардейцы впервые увидели новую бронетехнику, БТР-4, которые вместо участия в АТО охраняют покой генералов. А воевать приходится старьём.
По словам Жеребецкого, 10 июня их «попросили» покинуть расположение части в Новых Петровцах и они тормозили попутки, чтобы добраться до Киева. «Нас хотели вывезти в село Старое где-то за Киевом, на какие-то недельные учения. Как объяснили, сейчас в Славянске идёт последний бой и неделю в стране будет перемирие, Антитеррористическая операция приостанавливается», — рассказал Жеребецкий.
В дальнейших планах бойцов было спросить, почему так происходит, секретаря СНБО Андрея Парубия, командующего Нацгвардией Степана Полторака, главу МВД Арсена Авакова, поинтересоваться, кто «сдал» генерала Кульчицкого «которого уничтожили, потому что он нас поддерживал», а также почему гвардейцам платят по 6 гривен командировочных в сутки, а государство не обеспечивало бойцов ни едой, ни водой, да и форму приходилось покупать за свои и спонсорские деньги.
Эти несколько десятков гвардейцев таки добрались до Киева. Сегодня они пикетировали Кабмин, и им пообещали встречу с руководством Нацгвардии, после которой решат все вопросы.
Как сообщила «ФАКТАМ» руководитель пресс-службы Нацгвардии Виктория Кушнир, относительно объявления перемирия следует спросить в штабе АТО.
«Командованию известно, что около десяти резервистов первого батальона не удовлетворены условиями службы и финансовым обеспечением. Однако суточные и премия за участие в АТО всем резервистам выплачены в полном объёме согласно действующему законодательству, и в настоящее время командование Северного территориального управления Нацгвардии проводит с ними разъяснительные беседы по урегулированию проблемных вопросов», — рассказала Виктория Кушнир.
После возвращения из зоны АТО, по её словам, в командировочные удостоверения резервистов были сделаны соответствующие записи с указанием города Павлограда, где проводились учебно-тренировочные сборы. После возвращения в Киев всех военнослужащих будут сделаны дополнительные записи с указанием всех других населённых пунктов, куда гвардейцев передислоцировали для выполнения служебно-боевых задач.
Что же касается статуса участников боевых действий, то по инициативе командования Нацгвардии в закон «О статусе ветеранов войны и гарантий их социальной защиты» будут внесены изменения, после чего резервисты и военнообязанные, принимавшие участие в АТО, получат такой статус.
Более подробно осветить проблему обещают вскоре на пресс-конференции руководства Нацгвардии.
Увы, прояснить ситуацию с якобы объявленным в АТО перемирием не удалось. Руководитель пресс-службы Антитеррористической операции Владислав Селезнев на звонки не отвечал, и из официальных источников никакой информации о приостановлении боевых действий сегодня не поступало. Зато утром министр здравоохранения Олег Мусий сообщил, что вчера в морги Донецкой и Луганской областей доставили тела 50-ти погибших. Также известно, что 10 июня на границе Донецкой и Харьковской областей в засаду боевиков попала колонна АТО, в Артемовске террористы открыли огонь на поражение во время переговоров, возле Донецка сепаратисты установили три новых блокпоста, во многих местах происходили перестрелки, взрывали мосты… Согласитесь — это совсем не похоже на перемирие.
С просьбой прояснить ситуацию «ФАКТЫ» связались в бойцом того же 1-го резервного батальона Национальной гвардии Павлом Скшетуским. Который, как оказалось, с большей частью батальона вчера выехал в то самое «село за Киевом».
— Документы о пребывании в зоне боевых действий нашему батальону оформили в первую очередь. Свои я не смотрел, но у других уже видел,— сказал Павел. — Относительно же самих боевых действий… Это наш крик души. После десятидневного отдыха мы собрались в части — и тут нам объявляют, что в операции наступает перемирие. Но вы же помните: первый батальон набран из майдановцев, и мы хорошо знаем ещё с тех времён, что значит «перемирие» — мы его соблюдаем, а враг почему-то не только не соблюдает, но и усиливается. Более 180 километров границы сейчас открыто. Оттуда идут колонны техники, боеприпасов, живой силы. А нам это будет стоить ещё больших усилий, ещё большей крови. И поэтому вчера батальон взбунтовался. В принципе, это потом урегулировалось. Смирились, сидим, ждём. Оружие нам выдали — готовы собраться и выехать за 10 минут. Но понимаем — закончится перемирие и будет ещё хуже. Что же касается тех ребят, то они сначала не так поняли некоторые моменты. А поскольку возле нас постоянно крутятся журналисты, то появилось это видео, пошёл «вброс» и дальнейшая дезинформация.
— А что за люди пошли на Киев?
— Полсотни бойцов нашего батальона ушла бунтовать под Кабмин. Но мы им сказали: если они не перестанут бунтовать и не вернутся в строй — мы их не знаем.
— Почему они продолжили бунтовать?
— Мы в Славянск ехали не на заработки. Они же, услышав, что командировочных начислили по шесть гривен в день, заявили: «Везде пишут, что нам много платят. Где наши деньги? Пусть платят». Но я считаю — не это причина. Возвращаться на войну страшно. Внутри каждого из нас есть страх. Но для большинства не вернуться туда ещё хуже. А некоторые ищут для невозвращения отмазку. И для них эти 6 гривен суточных стали той соломинкой, которая оправдывает отказ ехать на войну.