Доказать, что водитель предлагал инспектору взятку, почти невозможно. Если автовладелец, конечно, сам не возьмет на себя вину
ГАИ намерена ловить водителей за дачу взяток (вчера «ФАКТЫ» сообщали о задержании в столичном регионе двух водителей-нарушителей, пытавшихся откупиться от гаишников взятками). Руководитель департамента ГАИ МВД Украины Анатолий Сиренко заявил, что сотрудники Госавтоинспекции будут фиксировать попытки подкупа инспекторов на фото и видео.
— Многие до сих пор ошибочно считают взятку «лучшим урегулированием» проблем на дороге, в частности, в тех случаях, когда водители нарушили Правила дорожного движения и пытаются при помощи мзды избежать за это ответственности, — говорит начальник департамента ГАИ МВД Украины Анатолий Сиренко. — Чтобы исключить коррупционную составляющую, работники ГАИ по моему поручению начинают проводить фото- или видеосъемку по фактам попытки дачи взятки. При этом личный состав Госавтоинспекции был строго предупрежден о недопущении коррупционных действий, халатного отношения к своим профессиональным обязанностям и об ответственности за совершение таких действий.
Попавшимся на даче взятки автомобилистам гаишники грозят огромными штрафами и даже тюремным заключением.
— Хочу напомнить, что за совершение таких действий в Уголовном кодексе Украины предусмотрено наказание в виде штрафа до 12 тысяч 750 гривен или ограничение свободы на срок до четырех лет, или лишение свободы на срок до четырех лет с конфискацией, — отметил Анатолий Сиренко. — Поэтому, водители должны сами четко соблюдать требования законодательства.
В департаменте ГАИ «ФАКТАМ» сообщили, что только за три дня было зафиксировано 17 фактов дачи взяток инспекторам ГАИ. Так, в Днепровском районе столицы, возле станции метро «Черниговская», сотрудники Госавтоинспекции задержали 22-летнего любителя быстрой езды. Чтобы избежать наказания, водитель Volkswagen Passat пытался дать милиционерам взятку в размере 100 гривен.
— Правоохранители предупредили молодого человека, что такие действия неправомерны и за них предусмотрено наказание, — говорят в департаменте. — Но водитель проигнорировал предупреждение. Так что попытка была зафиксирована. После чего автомобилиста доставили в райотдел милиции, а происшествие внесли в Единый реестр досудебных расследований.
Сколько дел о даче взяток имеют шанс дойти до суда, в ГАИ сказать не могут, так как следствием занимаются другие подразделения МВД. Стоит отметить, что предшественники Анатолия Сиренко при прежней власти уже начинали кампании по отлову водителей-взяткодателей. Но большая часть дел рассыпалась еще в ходе следствия — часто в возбуждении уголовного дела отказывали из-за незначительной суммы в 50—100 гривен. В то же время известны случаи, когда автомобилистов все-таки наказывали. Однако не так сурово, как заявляют в ГАИ. К примеру, водителю самосвала из Сумской области за попытку дачи взятки в 50 гривен суд назначил 850 гривен штрафа. Плюс конфискация самой взятки.
Между тем юристы подтверждают: доказать факт дачи взятки очень сложно. И опытному защитнику не составит труда развалить подобное дело.
— Самый простой вопрос, который бы я задал милиции: когда департамент ГАИ провел тендеры для закупки аппаратуры для фото- или видеофиксации, о которой упомянул руководитель ведомства? — говорит адвокат Алексей Святогор. — Сертифицировано ли данное оборудование? Имеет ли оно защиту от несанкционированного доступа к информации? Или это личные видеокамеры сотрудников? Если у ГАИ нет ответов на эти вопросы, собранную доказательную базу нельзя считать достоверной. Ведь понятно, что современные технологии позволяют смонтировать съемку, сфальсифицировать доказательства. Доказать что-либо в отношении водителя возможно, если он сознается в попытке дачи взятки. Спросите, как выбить признание? Обычный прием — сразу запугать автомобилиста тюрьмой, огромными штрафами, пообещав, что если он возьмет вину на себя, то на первый раз отделается лишь минимальным наказанием. И многие люди соглашаются. Но вы должны понимать: ни в чем сознаваться не стоит. Не паникуйте, не спешите с объяснениями. Если вам предлагают подписать протокол, напишите, что вы требуете предоставить вам возможность обратиться за правовой помощью к адвокату. И подпишитесь только под этой фразой. Ведите себя уверенно, предлагайте инспекторам проехать в милицию и продолжить разговор в присутствии вашего юриста.
Источники в правоохранительных органах подтверждают, что успешно провести операцию по задержанию взяткодателя самим гаишникам действительно сложно. Как правило, во время таких «рейдов» инспекторы действуют в связке с сотрудниками других служб, заранее готовят понятых.
— Водителя приглашают «присесть» в оборудованный видеокамерой патрульный автомобиль, где он кладет в «бардачок» или на торпеду деньги, после чего гаишник нажимает на тормоз, зажигаются стоп-сигналы — из соседнего автомобиля выходят оперативники и задерживают «преступника», — рассказывают эксперты.
В самом деле: а как по-другому зафиксировать факт дачи взятки? Не скажет ведь инспектор водителю: «Подождите, пока не давайте свои сто гривен, я должен включить камеру». Но стоит понимать — если гаишники сознательно устроили автомобилисту западню, это может быть истолковано как провокация взятки, что запрещено законом.
— Инспектор ГАИ не может знать, что водитель предложит ему деньги, — говорит Алексей Святогор. — И если все оказалось подготовленным к фиксации дачи взятки, то правоохранители, скорее всего, изначально планировали кого-то задержать.
На таком основании автолюбителям уже удавалось выигрывать суды. Типичный случай: водителя остановили за превышение скорости. Пока инспектор изучал его документы, автомобилист спросил, сколько «стоит» такое нарушение, и положил купюру рядом с рукояткой переключения передач. Водителя задержали подъехавшие на другом автомобиле милиционеры в штатском. На суде выяснилось, что оперативники совместно с ГАИ проводили спецоперацию по выявлению наркоторговцев, но пояснить, почему, прикрываясь борьбой с наркотрафиком, они занимались съемкой салона автомобиля гаишников, правоохранители не смогли. И водитель был оправдан.
— Для дачи взятки сотруднику ГАИ у вас есть три варианта, — говорит автор пособия «100 аргументов против штрафов ГАИ» Владимир Караваев. — Первый — в своем автомобиле, что очень рискованно для инспектора, поскольку многие машины сегодня оборудованы видеорегистраторами, и в ГАИ об этом знают. Второй — на улице возле автомобиля, что рискованно и для сотрудника ГАИ, и для водителя, поскольку современные техсредства позволяют производить съемку на значительном удалении. Третий вариант — в автомобиле Госавтоинспекции. Это самый безопасный и привычный способ для сотрудников ГАИ, но самый опасный — для водителей, поскольку машина дорожно-патрульной службы тоже может быть оборудована видеорегистратором, в том числе и скрытым.
Эксперты считают, что решить проблему взяток можно в течение недели. Во-первых, все автомобили ГАИ необходимо оснастить видеорегистраторами. Во-вторых, должно быть установлено железное правило: взмахнул палочкой, остановил автомобиль за нарушение — сразу начинай составлять протокол. В этом случае у сотрудника ГАИ просто не останется времени на «переговоры» с водителем, в ходе которых «стороны» обычно «прощупывают» друг друга на предмет готовности договариваться. И взятки сами собой исчезнут! Протокол уже заполняется — «решать» что-то поздно. Если же инспектор вместо составления протокола завел разговор: «Что ж вы нарушаете, разве вы не видите, что здесь левый поворот запрещен», — он уже не опасен, и откупаться не имеет смысла (понятно, что возможны исключения — остановили для проверки документов, а оказалось, водитель пьян).
Схема довольно простая, но очевидно, что отказаться от взяток нашим правоохранителям пока невозможно. Ну не станут инспекторы работать за 2—3 тысячи гривен официальной зарплаты.
Фото Сергея Даценко, «ФАКТЫ»