Украина

В Украине начинается очередная кампания по борьбе с гаишниками-взяточниками

6:30 — 19 июня 2014 eye 3319

Доказать, что водитель предлагал инспектору взятку, почти невозможно. Если автовладелец, конечно, сам не возьмет на себя вину

ГАИ намерена ловить водителей за дачу взяток (вчера «ФАКТЫ» сообщали о задержании в столичном регионе двух водителей-нарушителей, пытавшихся откупиться от гаишников взятками). Руководитель департамента ГАИ МВД Украины Анатолий Сиренко заявил, что сотрудники Госавтоинспекции будут фиксировать попытки подкупа инспекторов на фото и видео.

«Водителю грозит штраф до 12 тысяч 750 гривен или тюремное заключение до четырех лет»

— Многие до сих пор ошибочно считают взятку «лучшим урегулированием» проблем на дороге, в частности, в тех случаях, когда водители нарушили Правила дорожного движения и пытаются при помощи мзды избежать за это ответственности, — говорит начальник департамента ГАИ МВД Украины Анатолий Сиренко. — Чтобы исключить коррупционную составляющую, работники ГАИ по моему поручению начинают проводить фото- или видеосъемку по фактам попытки дачи взятки. При этом личный состав Госавтоинспекции был строго предупрежден о недопущении коррупционных действий, халатного отношения к своим профессиональным обязанностям и об ответственности за совершение таких действий.

Попавшимся на даче взятки автомобилистам гаишники грозят огромными штрафами и даже тюремным заключением.

— Хочу напомнить, что за совершение таких действий в Уголовном кодексе Украины предусмотрено наказание в виде штрафа до 12 тысяч 750 гривен или ограничение свободы на срок до четырех лет, или лишение свободы на срок до четырех лет с конфискацией, — отметил Анатолий Сиренко. — Поэтому, водители должны сами четко соблюдать требования законодательства.

В департаменте ГАИ «ФАКТАМ» сообщили, что только за три дня было зафиксировано 17 фактов дачи взяток инспекторам ГАИ. Так, в Днепровском районе столицы, возле станции метро «Черниговская», сотрудники Госавтоинспекции задержали 22-летнего любителя быстрой езды. Чтобы избежать наказания, водитель Volkswagen Passat пытался дать милиционерам взятку в размере 100 гривен.

— Правоохранители предупредили молодого человека, что такие действия неправомерны и за них предусмотрено наказание, — говорят в департаменте. — Но водитель проигнорировал предупреждение. Так что попытка была зафиксирована. После чего автомобилиста доставили в райотдел милиции, а происшествие внесли в Единый реестр досудебных расследований.

Сколько дел о даче взяток имеют шанс дойти до суда, в ГАИ сказать не могут, так как следствием занимаются другие подразделения МВД. Стоит отметить, что предшественники Анатолия Сиренко при прежней власти уже начинали кампании по отлову водителей-взяткодателей. Но большая часть дел рассыпалась еще в ходе следствия — часто в возбуждении уголовного дела отказывали из-за незначительной суммы в 50—100 гривен. В то же время известны случаи, когда автомобилистов все-таки наказывали. Однако не так сурово, как заявляют в ГАИ. К примеру, водителю самосвала из Сумской области за попытку дачи взятки в 50 гривен суд назначил 850 гривен штрафа. Плюс конфискация самой взятки.

Между тем юристы подтверждают: доказать факт дачи взятки очень сложно. И опытному защитнику не составит труда развалить подобное дело.

— Самый простой вопрос, который бы я задал милиции: когда департамент ГАИ провел тендеры для закупки аппаратуры для фото- или видеофиксации, о которой упомянул руководитель ведомства? — говорит адвокат Алексей Святогор. — Сертифицировано ли данное оборудование? Имеет ли оно защиту от несанкционированного доступа к информации? Или это личные видеокамеры сотрудников? Если у ГАИ нет ответов на эти вопросы, собранную доказательную базу нельзя считать достоверной. Ведь понятно, что современные технологии позволяют смонтировать съемку, сфальсифицировать доказательства. Доказать что-либо в отношении водителя возможно, если он сознается в попытке дачи взятки. Спросите, как выбить признание? Обычный прием — сразу запугать автомобилиста тюрьмой, огромными штрафами, пообещав, что если он возьмет вину на себя, то на первый раз отделается лишь минимальным наказанием. И многие люди соглашаются. Но вы должны понимать: ни в чем сознаваться не стоит. Не паникуйте, не спешите с объяснениями. Если вам предлагают подписать протокол, напишите, что вы требуете предоставить вам возможность обратиться за правовой помощью к адвокату. И подпишитесь только под этой фразой. Ведите себя уверенно, предлагайте инспекторам проехать в милицию и продолжить разговор в присутствии вашего юриста.

«Подготовку к задержанию автомобилиста можно истолковать как провокацию взятки»

Источники в правоохранительных органах подтверждают, что успешно провести операцию по задержанию взяткодателя самим гаишникам действительно сложно. Как правило, во время таких «рейдов» инспекторы действуют в связке с сотрудниками других служб, заранее готовят понятых.

— Водителя приглашают «присесть» в оборудованный видеокамерой патрульный автомобиль, где он кладет в «бардачок» или на торпеду деньги, после чего гаишник нажимает на тормоз, зажигаются стоп-сигналы — из соседнего автомобиля выходят оперативники и задерживают «преступника», — рассказывают эксперты.

В самом деле: а как по-другому зафиксировать факт дачи взятки? Не скажет ведь инспектор водителю: «Подождите, пока не давайте свои сто гривен, я должен включить камеру». Но стоит понимать — если гаишники сознательно устроили автомобилисту западню, это может быть истолковано как провокация взятки, что запрещено законом.

— Инспектор ГАИ не может знать, что водитель предложит ему деньги, — говорит Алексей Святогор. — И если все оказалось подготовленным к фиксации дачи взятки, то правоохранители, скорее всего, изначально планировали кого-то задержать.

На таком основании автолюбителям уже удавалось выигрывать суды. Типичный случай: водителя остановили за превышение скорости. Пока инспектор изучал его документы, автомобилист спросил, сколько «стоит» такое нарушение, и положил купюру рядом с рукояткой переключения передач. Водителя задержали подъехавшие на другом автомобиле милиционеры в штатском. На суде выяснилось, что оперативники совместно с ГАИ проводили спецоперацию по выявлению наркоторговцев, но пояснить, почему, прикрываясь борьбой с наркотрафиком, они занимались съемкой салона автомобиля гаишников, правоохранители не смогли. И водитель был оправдан.

— Для дачи взятки сотруднику ГАИ у вас есть три варианта, — говорит автор пособия «100 аргументов против штрафов ГАИ» Владимир Караваев. — Первый — в своем автомобиле, что очень рискованно для инспектора, поскольку многие машины сегодня оборудованы видеорегистраторами, и в ГАИ об этом знают. Второй — на улице возле автомобиля, что рискованно и для сотрудника ГАИ, и для водителя, поскольку современные техсредства позволяют производить съемку на значительном удалении. Третий вариант — в автомобиле Госавтоинспекции. Это самый безопасный и привычный способ для сотрудников ГАИ, но самый опасный — для водителей, поскольку машина дорожно-патрульной службы тоже может быть оборудована видеорегистратором, в том числе и скрытым.

Эксперты считают, что решить проблему взяток можно в течение недели. Во-первых, все автомобили ГАИ необходимо оснастить видеорегистраторами. Во-вторых, должно быть установлено железное правило: взмахнул палочкой, остановил автомобиль за нарушение — сразу начинай составлять протокол. В этом случае у сотрудника ГАИ просто не останется времени на «переговоры» с водителем, в ходе которых «стороны» обычно «прощупывают» друг друга на предмет готовности договариваться. И взятки сами собой исчезнут! Протокол уже заполняется — «решать» что-то поздно. Если же инспектор вместо составления протокола завел разговор: «Что ж вы нарушаете, разве вы не видите, что здесь левый поворот запрещен», — он уже не опасен, и откупаться не имеет смысла (понятно, что возможны исключения — остановили для проверки документов, а оказалось, водитель пьян).

Схема довольно простая, но очевидно, что отказаться от взяток нашим правоохранителям пока невозможно. Ну не станут инспекторы работать за 2—3 тысячи гривен официальной зарплаты.

Фото Сергея Даценко, «ФАКТЫ»