В Киеве можно заказать комплект для переоборудования своей легковушки в электромобиль
Считается, что через год-два мировые автоконцерны массово перейдут к производству электромобилей. Сейчас автошоу пестрят электрическими новинками, готовыми пойти в серию. Между тем в Украине давно научились мастерить электромобили. «ФАКТЫ» уже рассказывали о киевском мастере Сергее Чернявском, который не просто переоборудовал старенький «Трабант» производства ГДР, но и решил проблему подзарядки аккумуляторов, когда поблизости нет розетки. Кроме электромотора, Сергей установил под капотом небольшой бензиновый генератор (такие продаются в любом крупном строительном супермаркете). В результате его электромобиль едет сначала на запасе энергии, полученном из розетки, затем заводится генератор, и батареи начинают «самозаряжаться». При этом машина потребляет не больше полутора литров бензина на сто километров пути.
Показывая нам пару лет назад свой автомобиль, Сергей удивлялся: почему столь простая схема не пришла в голову инженерам какого-нибудь западного автоконцерна? Буквально через пару месяцев мировой автогигант «Дженерал моторс» на одном из автошоу с большой помпой презентовал концепт-кар «Вольт», работающий по такому же принципу, как «Трабант» Сергея Чернявского. Если концерн не обанкротится, «Вольт» запустят в серийное производство. Правда, американцев огорчает цена гибрида — порядка 40 тысяч долларов. В этом смысле украинские автомастера обошли заокеанский автогигант — наши электромобили на порядок дешевле. А главное, не надо покупать новую машину — в электромобиль можно превратить практически любую легковушку. К слову, заказать комплект для переоборудования можно, обратившись к нашему старому знакомому Сергею Чернявскому, чья мастерская расположена теперь в районе Феофании.
- Сергей, сколько людей уже последовали вашему примеру, переделав свои машины в электромобили?
- В последнее время я только тем и занимался, что продавал комплекты для переоборудования обычных легковушек в электромобили. Мы находили электродвигатель, делали самодельный контроллер (устройство которое регулирует подачу тока с аккумуляторов на двигатель. — Авт. )
- А аккумуляторы?
- Пусть каждый сам решает, какие аккумуляторы покупать, я могу только подсказать. Возьмете самые дешевые кислотные — поездите на них два года. Никель-кадмиевые в два — два с половиной раза дороже, зато будут служить пять лет. Литий-ионные (в «фирменные» электромобили ставят именно такие) обойдутся в пять- семь тысяч долларов, но вы проездите на них десять лет. От цены аккумуляторов будет зависеть и пробег на одной зарядке. Скажем, я на своей машине с обычными батареями проеду 50 километров, а вы на литий-ионных откатаете без подзарядки 400 километров. Так что решайте
- А в целом, во что обойдется переделка «Жигулей» или «Таврии» в электромобиль?
- Новый электромотор российского производства стоит восемь тысяч гривен. Но многие находят бэушные (например, кто-кто наткнулся на «разбарахоленный» электропогрузчик или электрокар). Мощность ведь нужна небольшая, 5-6 киловатт, максимум 10.
- Немногим больше десяти «лошадок»!
- Но это совсем другие «лошадки». Обычной машине много «лошадей» нужно только при старте. У электромобиля с этим нет проблем — за счет крутящего момента он стартует очень резво. Поэтому пропорция здесь пять к одному
- Вы говорили еще про контроллер
- Самодельный для «Таврии» стоит 500 долларов, фирменный — от 1000 до 1800 долларов. Конечно, у фирменного возможности шире. Например, рекуперация энергии — то есть подзарядка батарей при торможении. По большому счету, вся эта рекуперация — чепуха, энергии экономится всего три процента, ну проедете еще лишний километр Кстати, при рекуперации тормозит только одно колесо — а значит, машина ведет себе более нестабильно, чем при обычном торможении.
- А батареи во сколько обойдутся?
- Самые дешевые двухсотамперные аккумуляторы стоят приблизительно 1700 гривен за штуку. А нужно их семь. Короче говоря, все оборудование обойдется вам примерно в три тысячи долларов.
- Да, немало
- Немало, но, если разобраться, цена электромобиля сравнима со стоимостью обычной машины. Ведь вам уже не понадобится бензиновый двигатель, система охлаждения, выхлопная система — половина автомобиля не нужна! Если мы говорим о «Славуте» или ВАЗах, это минус две с половиной тысячи долларов. Зато одна зарядка от розетки — полторы гривни, и на заправке тебе в бак бурды не зальют, и ломаться нечему, и никакого обслуживания! Электродвигатель потребует замены некоторых деталей только через 20 тысяч часов, а это 100 тысяч километров пробега. Контроллеры работают по 20 лет. Мы подсчитали: даже с учетом замены батарей стоимость километра пробега на электромобиле — чуть больше шести копеек. А на обычной «Таврии» километр дороже 30 копеек. Тут и бензин, и масла, и фильтры, и свечи, и чистка инжектора. Словом, как не считай, электромобиль экономнее в пять раз!
- У вас, помнится, на «Трабанте» был еще маленький бензиновый генератор — дернешь за шнурок, заведешь, и при необходимости можно подзарядить аккумуляторы
- Я пока снял его. Если ездишь по городу, нужды в генераторе нет. Пятидесяти километров пробега в день мне хватает, в крайнем случае, подъеду к какому-нибудь кафе — люди с удовольствием помогают, интересно ведь. А за час в батареи можно «вдуть» еще 10-15 километров. Достаточно, чтобы добраться до гаража. Кстати, знакомому из Николаева я сделал электромопед. Зачем, спрашиваю, это тебе надо, мопед ведь «ест» всего полтора литра горючего на сто километров? А если от розетки заряжаться, отвечает, выходит 50 копеек за «бак»! Двигатель мы взяли с разобранного военного самолета, еще какие-то детали — с мощной электродрели. Считайте, потратиться пришлось только на два аккумулятора: зато теперь у его мопеда запас хода 250 километров! У нас вообще клиенты в основном из «одноэтажной Украины», где люди считают каждую копейку. Им машина нужна, чтобы по селу проехать, да раз в неделю в райцентр за 20 километров съездить. Кстати, скоро мы сдадим две электролодки. По предварительным подсчетам, на воде электродвигатель экономичнее бензинового мотора в десять раз!
- Все, уговорили, делаю себе электромобиль!
- Вы хорошенько подумайте: половина автолюбителей, купивших комплекты, так и не смогли их установить. Не все так просто — у каждого автомобиля свои конструктивные особенности. Скажем, одному дедушке поставили электромотор в «Запорожец», но теперь через каждые месяц-полтора у него рвет переходные муфты (передающие усилие мотора на колеса. — Авт. ). Нужно искать другое решение. Увы, возиться с каждой машиной у меня нет ни времени, ни сил, да и финансово это не имеет смысла. Ставить переоборудование на поток тоже никто не хочет. В Китае уже полсотни фирм выпускают электромобили, у них цена микромобильчика с пробегом без подзарядки 50-60 километров — около трех тысяч долларов. Все понимают: как только наши автоимпортеры захотят, они завалят свои салоны такими электромобилями. Жаль только, что мы опять будем покупать заграничное
На одной зарядке электромобиль i-MiEV проезжает 150-200 километров. Мощности в машинке относительно немного — 64 лошадиные силы, зато крутящий момент в три раза больше, чем у таких же автомобилей с обычными моторами. Поэтому скорость 40-60 километров в час i-MiEV развивает на треть быстрее традиционных авто того же класса. Хорошему разгону не мешает даже дополнительная нагрузка в виде литий-ионных аккумуляторов общим весом около 200 килограммов. Расположены батареи под полом, поэтому лишнего места в салоне не занимают. Есть у электромобиля и недостатки. Даже при плавном нажатии и отпускании педали он дергается сильнее, нежели обычное авто, а приноровиться водителю мешает отсутствие привычного шума мотора.
Максимальная скорость новинки — 140 километров в час, но английские эксперты утверждают, что на трассе разгоняли электромобили и до 160 километров в час. Впрочем, украинским автолюбителям по этому поводу переживать нечего. Ездить с такой скоростью у нас так или иначе запрещено.