История современности

Считалось, что в Иванов день бездетные пары могут вымолить у Бога долгожданного ребенка

8:30 — 5 июля 2014 eye 10268

Накануне праздника Ивана Купалы наши предки прыгали через костер, купались в реке, собирали целебные травы и гадали на суженого

Ночью — с 6 на 7 июля — начинается один из самых таинственных и веселых народных праздников — Ивана Купалы. Он совпадает с церковным торжеством рождества Иоанна Крестителя. В украинском фольклоре, пожалуй, самое большое количество преданий и легенд связано с этим праздником. Наши предки верили, что накануне Купалы Земля-мать отдает своим детям целебные силы, а огонь защищает от всяких несчастий. Именно поэтому в ночь на Ивана люди всем миром собирались на берегу рек или озер, где разводили костры, прыгали через очищающий огонь, первый раз купались в водоеме, а главное — просили у Бога мира, здоровья и семейного благополучия.

«В цей день вiдчиняється Небесна брама i Господь чує всi нашi молитви»

Праздник Ивана Купалы всегда считался молодежным, а потому отмечался весело и с размахом, даже несмотря на Петров пост (который заканчивается 12 июля). Начиналось торжество накануне, 6 июля (23 июня по старому стилю). В народе этот день назывался Купальниця. «Красуня Купальниця поспiшає зустрiтися з Купалом, тому допомагає дiвчатам прикрашати житло вiнками з квiтiв i трав», — говорили люди, расставляя в доме пышные букеты цветов. Девчата и парубки в этот день встречались на околице села, в лесу или у реки, где устраивали забавные игры, водили хороводы, пели… Например, выбирали самых красивых в компании парня и девушку — молодого и молодую, а также их родственников и разыгрывали целую свадьбу, чтобы таким образом помочь всем хлопцам и девчатам найти в этом году свою половинку. А еще на Купальницу девушки гадали на суженого. Вечером каждая приносила в дом двенадцать трав, среди которых обязательно были чертополох и папоротник. Перед сном букет клали под подушку со словами: «Суджений-ряджений, прийди в мiй сад погуляти!» Кто приснится, за того и замуж идти.

Люди семейные хлопотали по дому, чтобы все привести в порядок. Хозяин отправлялся на поле и с молитвой срезал несколько колосьев, щоб нива родила. Жена готовила обед. Поскольку длился Петров пост и есть мясо и молочные продукты не полагалось, к празднику жарили грибы и рыбу, лепили вареники с ягодами, пекли медовые коржики, бублики и пироги с вишней.

Рыба по-одесски

Для приготовления потребуется: 500 г мелкой свежемороженой рыбы: кильки, тюльки или хамсы, 100 г подсолнечного масла, 2—3 ст. ложки муки, 150 г лука. Рыбу почистить, промыть и выложить на сито, чтобы стекла вода. Порезанный кольцами лук слегка обжарить на растительном масле. Рыбу подсолить, обвалять в муке и тоже выложить на сковороду. Помешивая, жарить рыбу с луком на сильном огне до образования румяной корочки. Подавать рыбку лучше всего с жареной картошкой и свежими помидорами.

Закончив домашние дела, отправлялись в баню. Считалось, что если на Купальницу хорошенько попариться с веничком из целебных трав, можно навсегда избавиться от болезней и даже омолодиться. Видимо, чтобы усилить лечебный эффект, немощных и старых заносили в баню на вязанках крапивы, а после парилки угощали специально сваренной сладкой ячменной кашей с маслом — кутьей.

Пирог из цветной капусты

Для приготовления потребуется: 500 г цветной капусты, 3—4 ст. ложки манной крупы, 1 ст. ложка подсолнечного масла, 2 ст. ложки молотых белых сухарей, соль и специи — по вкусу. Сварить капусту в подсоленной воде. Отдельно сварить манную кашу. Цветную капусту пропустить через мясорубку и смешать с манной кашей. Массу посолить, добавить специи, хорошо перемешать и выложить на противень или в форму, смазанную растительным маслом и посыпанную сухарями. Разровнять поверхность ножом. Посыпать сухарями, сбрызнуть подсолнечным маслом и запечь в духовке до образования румяной корочки. Подать пирог к столу порезанным на кусочки. Можно полить кетчупом или грибным соусом.

Как только солнце садилось, на смену Купальнице приходил Купала. Имя Иван прибавилось к названию с распространением христианства на Руси. Iван-травник, Iван-лопушник, Iванець — со временем стали говорить наши предки о Купале. Считалось, что в этот день Иоанн Креститель освятил воду и прогнал все злые силы. А еще в старину люди верили, что в праздник «вiдчиняється Небесна брама i Господь чує всi молитви людей».

Вечером накануне Иванова дня молодые люди отправлялись к реке или озеру и на берегу устанавливали деревце — купало. На Волыни и Подолье купало делали из вербы, которую девушки украшали цветами, венками и лентами. Хлопцы в шуточных битвах отбирали у девчат вербу, ломали ее и разводили из веток огонь. Молодые люди вместе водили вокруг костра хороводы. На Полтавщине вместо деревца было соломенное чучело (как на Масленицу) в костюме замужней женщины, но с девичьими разноцветными лентами на голове. Еще делали чучело Марены, или Мары, яка морить землю стужею, а людей — хворобою та голодом. В течение праздника Мару нужно было всячески ублажать, а после уничтожить. В некоторых регионах Украины куклу делали из веток вишни, клена или плели из травы. На юге носили к морю украшенные лентами ветки черешни. Парубки также старались отобрать у девчат ветку-Марену. Возле моря молодежь «мирилась», все садились в лодки и везли Марену купаться.

Праздник Ивана Купалы не обходился без очищающего огня. Для купальского костра иногда использовались освященные в церкви ветки вишни, а также крапива, которая согласно поверью проганяє злих духiв. Парни и девушки брались за руки и первыми с разбега прыгали через пламя. Если пара не разнимала рук, это был знак, что они скоро поженятся и семья будет крепкой. Прыгали через костер и те, кто еще не встретил свою половинку. Чем выше над огнем окажешься, тем счастливее будешь в любви, верили люди. У детей был свой «костер». Мальчики и девочки надевали на головы веночки и прыгали через огромные кучи крапивы или чертополоха. Позднее сорняки бросали в воду, приговаривая: «Iван купався та й у воду впав!» В пламя кидали сорочки больных детей, щоб хвороба згинула. А еще считалось, что гасить костры нельзя, они должны сами догореть.

Купальской ночью в реку скатывали большое горящее колесо — символ того, что после праздника летнее солнце начинает спускаться с вершины небесной горы и его горячие лучи постепенно погаснут в дождевых потоках грядущей осени.

Парни садились в лодку и подплывали поближе к месту, где девушки пускали на воду венки

Главным обрядом купальской ночи, бесспорно, считается гадание на венках. С их помощью девушки выясняли, выйдут ли в этом году замуж и с какой стороны пожалует суженый. Ночью красавицы приносили на берег сплетенные из 12 трав венки, прикрепляли к ним зажженные свечи и пускали на воду. Пока венки плыли по течению, девчата шли за ними вдоль берега и пели: «Плинь, плинь, вiночку, гарний, з барвiночку, за миленьким, за миленьким…» Если венок плывет ровно и свеча не гаснет — это знак, что девушка скоро выйдет замуж, крутится на месте — ще дiвуватиме, потухла свеча — наречений бiдним буде. Хуже всего, если венок тонет, поскольку это означает скорую смерь. А еще следили, к какому берегу веночек пристанет, ведь оттуда и жених будет. Парубки прекрасно знали, что ночью девчата будут гадать. Поэтому подплывали к этому месту поближе на плотах или лодках, чтобы поймать желанный венок и таким образом провiстити долю коханiй.

*Девушки приносили на берег сплетенные из 12 трав венки, прикрепляли к ним зажженные свечи и пускали по реке (фото Сергея Даценко, «ФАКТЫ»)

В старину считалось, что в праздник рождества Иоанна Крестителя вода приобретает особую волшебную силу, как человеческая душа после таинства крещения. Поэтому после гаданий молодежь отправлялась купаться. Прежде чем зайти в воду, полагалось трижды произнести: «Водице-студенице, ти вмиваєш луги, береги, камiння-кремiння. Омий i мої тiло й душу». Детишки тоже резвились в воде, правда, сначала должны были отнести свои веночки в родительский огород и положить на капусту, чтобы кочаны большими выросли.

Супруги, не имеющие детей, вечером накануне Купалы отправлялись с гостинцами к сиротам. По преданию, именно в этот праздник можно вымолить у Бога ребенка. Люди надеялись, что благодаря заступничеству Иоанна Крестителя (который, согласно Евангелие, родился у очень пожилых Захария и Елисаветы), в семье появится долгожданный малыш.

С верой в чудодейственную силу предпраздничной ночи связан также обычай купаться в росе. Так, на западе Украины женщины и девушки до восхода солнца волочили по луговой траве чистый холст, собранную влагу выжимали в ведра и умывались, после чего повязывали пояс из ароматных трав, который должен был защитить красоту от увядания.

Иванов день наши предки считали лучшим для заготовки оберегов на все случаи жизни. К примеру, в Карпатах мужчины ходили в лес, чтобы спилить верхушку смереки — «царя». Такой оберег прикрепляли над входной дверью как защиту от злых духов и удара молнии. Люди говорили: «Iлько-громовик обминає ту хижу, де є цар».

Ну, а знахари запасались лекарственными травами. Собранные с росой на заре, они назывались иванками. Их обязательно освящали в церкви. Череду рвали и сушили, чтобы лечиться от золотухи, с помощью медвежьих ушек избавлялись от нарывов, ромашку и полынь давали детям от боли в животе, тысячелистник употребляли для аппетита. Прежде чем сорвать иванки, просили: «Земле-мати, благослови мене траву брати».

Девчата одними целебными травами не довольствовались, а искали еще и приворотные. Стебли прятали под сорочкой и приговаривали: «Тирлич, тирлич, хлопцiв приклич!»

По народному поверью, в ночь на Ивана Купалу на папоротнике расцветает цветок счастья. «Рiвно опiвночi в темнiй глушинi iз трiскотом, наче грiм з неба, квiтка спалахує, умить виростає i горить блакитним вогнем, але зараз же i осипається…» — говорится в древней легенде. Храбрецу, который успеет найти и сорвать пылающий цветок папоротника, откроются все тайны мира, он не будет бояться злых сил, отвернет от своей нивы любую беду, будет здоров и богат, узнает, где спрятаны клады, а также женится на самой красивой девушке. Добыть цветок может только парень, девчатам он не показывается. Но если девушка выйдет замуж за счастливца, то она будет вечно молодой и прекрасной, а их дети — здоровыми и работящими.

Также в день Ивана Купалы следили за погодой, чтобы узнать, каким будет урожай. Например, считалось, что если 7 июля пройдут грозовые дожди, то орехи пустыми окажутся. Если погода солнечная, сад порадует обильным урожаем фруктов.