Известная актриса отпраздновала 70-летний юбилей
Ольга Волкова относится к категории актеров, которых любят зрители. В последнее время таких артистов почему-то становится все меньше и меньше. Вот ведь удивительно: иных звезд не замечают в главных ролях, Волкова запоминается всегда. Даже эпизодическая роль в ее исполнении гарантирует картине успех. Почему так происходит? Трудно сказать. Наверное, в этом и состоит магия таланта, а он, как известно, есть не у всех. Ольга Владимировна невероятно доброжелательна, интеллигентна и напрочь лишена звездности. Такие человеческие качества у актеров встречаются еще реже, чем талант.
- У вас около восьмидесяти ролей в кино, а зрители прежде всего связывают вас с Рязановым и его картинами «Вокзал для двоих», «Жестокий романс», «Забытая мелодия для флейты», «Небеса обетованные».
- С Эльдаром Александровичем меня свел случай. Как-то он, готовясь снимать «Вокзал для двоих», пришел в Большой драматический театр имени М. Горького к Георгию Товстоногову отпрашивать на съемки Олега Басилашвили. Увидев меня, Рязанов обрадовался: «Олечка! Как поживаете? Вы — моя любимая актриса!» На что Басилашвили резонно заметил: «Что же ты ее сниматься не берешь?» Рязанов сказал, что у него просто нет для меня роли. Олег ему ответил: «А ты поищи!» Рязанов действительно поискал и нашел. Так с легкой руки Басилашвили я получила роль официантки Виолетты в «Вокзале для двоих». Потом был «Жестокий романс», где я сыграла маленькую портниху-француженку, после нее — уже большая роль стервозной начальницы в «Забытой мелодии для флейты». А потом все тот же Басилашвили пустил слух, что у Рязанова есть правило — больше трех раз он ни одного артиста у себя не снимает
- Вы расстроились?
- Наоборот, подумала: повезло, и слава Богу! Многие артисты у Рязанова мечтали сняться, но это у них так и не получилось. К тому же я знаю один маленький жизненный секрет: нужно всегда говорить себе, что все будет хорошо. Обязательно. Несмотря ни на что. Прошло какое-то время, и меня пригласили на празднование 60-летия Эльдара Александровича. Там всем раздавали программки с фотографией Рязанова, а внизу было оставлено место для автографа. Я не рискнула подойти за ним к Рязанову, а взяла и сама себе написала: «Дорогая Оля! Верю в твою счастливую звезду! Следующая главная роль — твоя!» Расписалась за Рязанова и нахально повесила этот «шедевр» дома, над письменным столом. Все, кто приходил ко мне, спрашивали: «Это правда?» И хоть я врать совсем не умею, закусив губу, отвечала: «Правда!» И это случилось — я получила большую роль в фильме «Небеса обетованные».
- Раньше это назвали бы волшебством, сегодня — позитивным мышлением.
- Так и произошло. Картина имела большой успех, именно после нее люди начали узнавать меня на улице. Раньше стеснялась зрительского внимания, а теперь, когда у нас дефицит общения, начала ценить улыбки. Кстати, Рязанов и потом приглашал меня, так что правило «трех ролей» Басилашвили не сработало.
- Сколько себя помню, всегда была характерной актрисой, рано начала играть возрастные роли. Но больше всего любила роли комические. Хотя однажды должна была играть Джульетту. Не сложилось Но именно от комических ролей я получаю особое удовольствие. Может, потому, что родилась смешной.
- Несмотря на то что в вашем послужном списке много эпизодических ролей, зрителям они порой запоминаются больше, чем главные. Невозможно забыть эпизод «стрельба глазами» в фильме «Летучая мышь».
- Я никогда не разделяю роли на большие и маленькие. А миниатюра — очень трудный жанр. Надо в малом выразить многое, за короткое время пребывания на экране рассказать целую историю. В кино это особенно трудно, поскольку там важны детали. Поэтому всегда с увлечением работаю над мелочами: подбираю костюмы, ищу бижутерию, которую может надеть только эта женщина, наблюдаю за людьми на улице — подмечаю жесты, походку, манеру поведения. И такая работа мне в радость!
- Накануне юбилеев принято вспоминать о своих корнях, об истоках.
- Я коренная петербурженка. Мои предки строили этот город, несколько поколений нашего рода пострадали за отечество. Наверное, из-за того, что в Питер съезжались люди из разных стран, призванные Петром на тяжелые работы, я ненавижу национальное чванство. Питерцы всегда были многонациональными. Знаю свою родословную. Кого там только не было: и чехи, и датчане, и шведы, и поляки, и немцы, и французы. Получается, русской крови во мне почти нет. Так что осознание равенства людей всех наций заложено у меня на генетическом уровне.
А еще в нашей семье никогда не стремились к материальным благам. Очевидно, поэтому Бог меня наказал — от меня достаток бежит. Правда, я по этому поводу и не переживаю, поскольку живу в России — стране, не приспособленной для существования богатых людей.
- Выходит, вы человек непрактичный?
- Абсолютно! До смешного доходит: как только вздумаю экономить, то либо потеряю деньги, либо на что-то ненужное их потрачу.
- Ну а житейская хитрость?
- Отсутствует напрочь. Я до тупости прямолинейна. Если вдруг в какой-то ситуации начинаю специально «делать ходы», то, Боже мой, какой получается бред! В театре понятие амплуа побеждено (актер может и должен играть любые роли), но в жизни человека переделать невозможно! Если ты родился комиком, им и оставайся. Не пытайся влезть в мелодраму или стать романтическим героем, это будет выглядеть фальшиво.
- Наверное, дата рождения и, как следствие, гороскоп. Например, по знаку Зодиака я Овен — со всеми ярко выраженными признаками и вытекающими отсюда последствиями. А по восточному календарю — Кролик. Вот и получается сочетание барана с трясогузкой. За другого человека могу стену проломить. Если что-то нужно мне, такого «труса даю» в последнюю минуту! Стоит только кому-то сказать «цыц», все — хвост поджат, меня нет. Хотя, наверное, большинство советских людей так воспитано. Не умеем любить себя.
- Когда лучше было жить — в советское время или сейчас?
- На этот вопрос нет однозначного ответа. В прежней жизни было много хорошего, но и плохого хватало. Чего стоил один только страх перед соответствующими органами, арестами, отравлявшими жизнь наших родителей, бабушек и дедушек, причем даже в то время, когда, казалось бы, уже нечего бояться. Например, моя мама, как только начинался какой-то серьезный разговор, накрывала телефон подушкой — считалось, что прослушка идет именно по телефонным линиям.
- Чего вы категорически не приемлете в людях?
- Национальную нетерпимость, о которой уже говорила, и хамство. Однажды я бросилась душить человека, который грубо обошелся со стариком. Причем этот хам был раза в два выше меня, а весил, наверное, и вовсе раза в три больше, так что я рисковала если не жизнью, то здоровьем точно. Но я не успела об этом подумать, возмущение оказалось гораздо сильнее разума.
- Что бы вы сделали, если бы вдруг стали обладательницей огромной суммы денег?
- Построила дом для одиноких пожилых людей, где было бы тепло, чисто и уютно. Я всегда испытывала чувство щемящей нежности к старикам. Помню, как впервые попала за границу — в Швецию. Это было в 80-е годы, когда нас потрясали не только вещи, но и еда. В своем голодном военном и послевоенном детстве я мечтала увидеть, что же означает сказочное выражение: «Пир горой!» И хоть я очень мало ем, вид этих продуктов меня поразил. Но еще большее впечатление произвела забота, которой окружены там пожилые люди. Я вдруг поняла, что самое унизительное в нашей стране — старость. Мы же не знаем, как закончим жизнь, а так не хочется «повиснуть» обузой на руках у детей, доставлять им неудобства и страдать от этого. За границей я увидела, как старые люди в инвалидных колясках путешествуют(!) на кораблях, женщины надушены и завиты, мужчины элегантно одеты, с веселыми глазами — они полноценно и достойно завершают свою жизнь. Меня это потрясло! Поэтому помочь пожилым одиноким людям всегда было моей мечтой. К сожалению, денег таких у меня нет
- Одежда для вас имеет большое значение?
- Долгое время я совершенно не обращала внимания на то, как одета, и была абсолютно счастлива. Донашивала то, что оставалось от детей, — куртки, шапочки с помпонами. Но потом, потеряв по причине несоответствия дресс-коду несколько хороших ролей, поняла, что одежда — это момент социального утверждения. С тех пор стала одеваться иначе.
- Что для вас самое страшное в жизни?
- Окостенение, нежелание двигаться вперед. Чтобы произвести какие-то перемены в жизни, люблю переставлять мебель в доме.
- Каким представляется вам счастье?
- Был в моей жизни период, когда врачи практически «приговорили» меня — болезнь могла закончиться печально. Чтобы осмыслить всю жизнь и мое к ней отношение, оставалось совсем немного времени — вечер, ночь и утро. Вот тогда я и поняла, что такое счастье. Физическое его ощущение — это скорость (причем совершено неважно, на чем ехать: велосипеде, машине, поезде, самолете), воздух, солнце, природа. Еще музыка и книги. Но самое большое счастье — общение с людьми.