Версий того, кто убил почти 300 человек, находившихся в самолете, не так уж много. Первая — лайнер могли сбить с территории России, которая уже давно обстреливает украинское приграничье, вторая — «Боинг-777″ поразили из зенитно-ракетного комплекса (ЗРК), которые боевикам поставляет РФ. В пользу последнего предположения свидетельствует и то, что буквально накануне трагедии террористы хвастались в Интернете, что располагают комплексом «Бук». А кремлевский пропагандист, идеологический куратор боевиков Сергей Кургинян на днях заявил: «Сепаратисты захватили у украинских военных установку «Бук», правда, она не в рабочем состоянии. Наши талантливые электронщики, конечно, починят ее».
Правда, такое открытое заявление о наличии у боевиков «Бука» на самом деле может оказаться лишь операцией прикрытия прямого участия российских военных в обстреле Украины. Дескать, у боевиков есть свои зенитные установки, а мы тут, в России, ни при чем.
Впрочем, если даже по самолету стреляли не из России, а с территории, контролируемой боевиками, это не снимает с руководства РФ ответственности за трагедию. Ведь обслуживать ЗРК «Бук», тем более современные его модификации, могут только военные специалисты высокого класса.
На этот неоспоримый факт обратили внимание и украинские военные эксперты.
«Бук» входит в систему противовоздушной обороны сухопутных войск и предназначен для охраны войск, передвигающихся на местности. В его составе есть радиолокационная станция, позволяющая комплексу «видеть» и поражать цель ракетами на значительном расстоянии. А поскольку ЗРК — это комплекс высокоточного вооружения, работать с ним могут лишь высокопрофессиональные специалисты, которых нужно обучать не три дня и даже не три месяца. Боевики не владеют такими навыками, чтобы сбить самолет на высоте 10 тысяч метров. Ведь это не так просто — нажал пусковую кнопку и все. Необходимо произвести ряд операций: определить цель и дать ее азимут, запустить ракету, подсветить цель радиоволнами, которые ловит боеголовка ракеты, и прочее. Следовательно, чтобы подготовить специалиста такого класса, нужен как минимум один год", — рассказал «ФАКТАМ» эксперт Центра исследований армии, конверсии и разоружения Антон Михненко.
Эксперт привел и другие косвенные доказательства причастности российских военных спецов к катастрофе авиалайнера:
«Даже если предположить, что среди боевиков есть бывшие военные, которые умеют стрелять из ЗРК, то им как минимум нужно пройти переподготовку. Военный пенсионер, стрелявший из „Бука“ тридцать лет назад, утратил необходимые навыки. Не стоит также забывать что боевая техника постоянно совершенствуется, и сейчас на вооружение приняты новые модификации ЗРК, которыми могут управлять только специалисты высокого класса».