Жильцы дома № 34 по улице Бестужева в Киеве с октября прошлого года борются против открытого у них в доме центра реабилитации, где легально продают сильнодействующие синтетические наркотики. Чиновники госучреждений и Министерство здравоохранения игнорируют их жалобы, хотя от клиентов клиники-наркопритона страдают сотни людей, в том числе школьники, пенсионеры и молодые матери
«ФАКТЫ» уже не раз писали о том, как из-за стремления заработать на ниве борьбы с наркоманией в Украине превращают заместительную терапию в опасное для общества явление. Наркозависимых людей ставят на учет и вместо того, чтобы лечить медикаментозно в стационарных наркодиспансерах или трудотерапией в соответствующих центрах реабилитации, им легально и открыто продают наркотик — бупренорфин или метадон. Таких центров в Украине уже более пяти тысяч.
Изначально заместительная терапия была предназначена для закоренелых наркоманов, которых вылечить уже невозможно. На самом же деле препараты продают всем желающим. Причем, по словам самих наркозависимых, не по одной таблетке, как это предписано законом, а столько, на сколько у них хватает денег. Результат такой «терапии» предопределен — наркоманы, не прячась от милиции, покупают дозу, предприимчивые дельцы на этом хорошенько нагревают руки, а страдают от выходок «клиентов под кайфом» обычные люди — те, кто живет рядом с клиниками заместительной терапии.
В нашу редакцию обратился 29-летний Александр — жилец дома № 34 по улице Бестужева в Киеве. Объяснил, что у них на первом этаже еще осенью прошлого года открылась клиника «Ревиваль», занимающаяся заместительной терапией. Как только жильцы дома узнали о клиентах этой фирмы, сразу забили во все колокола, начали писать заявления в разнообразные инстанции, чтобы клинику перенесли подальше от жилых квартир и детских площадок.
— Многие из нас слышали и читали о центрах заместительной терапии, — рассказывает «ФАКТАМ» Александр. — И мы прекрасно понимали, что сулит такое соседство. Поэтому забили тревогу еще тогда, когда в этой, с позволения сказать, клинике только начинался ремонт. Нам даже удалось встретиться с директором «Ревиваля». Он нас пытался успокоить: мол, пациенты будут находиться в стационаре, и вообще эта клиника — не для опустившихся наркоманов-бомжей, а для «элитной» наркозависимой публики. Утром наркоманов привезут на лечение, вечером увезут домой. Поэтому никаких, дескать, хлопот местным жителям пациенты «Ревиваля» доставлять не будут. Мы послушали это все и, конечно, не поверили ни единому слову.
У нас очень хороший дом, аккуратные интеллигентные люди, заботящиеся друг о друге и об окружающем их пространстве. За все предыдущие годы не было никаких проблем или неприятностей. Но с момента открытия «Ревиваля» начался настоящий кошмар. Наркоманы ведут себя агрессивно, пристают к людям. Один из наших соседей снял на видео отвратительную сцену, когда молодчики, собравшиеся перед дверями «Ревиваля» в полвосьмого утра, не выдержав «ломки», начали бросать камни в окна клиники, требуя открыть ее немедленно и выдать им дозу. За четыре последних месяца у нас произошло четыре квартирных и несколько автомобильных краж! Как пациенты клиники говорят сами, таблеточки, которые им выдают в «Ревивале», их не «вставляют», а только снимают «ломку». Чтобы добиться желаемого эффекта, им нужно этот же наркотик или какой-то другой вколоть в вену. То есть рядом с нами находятся не пациенты, которые лечатся от зависимости, а самые настоящие наркоманы, которые покупают здесь очередную дозу.
— Шестилетний сын рассказал мне, что возле дома валяются шприцы, — говорит соседка Александра, молодая женщина. — Да я и сама видела, сколько этого «добра» разбросано на детских площадках. Один шприц был воткнут прямо в горку. Я даже слышала, что наркоманы, которые якобы лечатся в «Ревивале», потом ловят наших детей и предлагают им уколоться.
— Однажды я возвращался из школы, — рассказывает Илья, мальчик лет десяти, живущий в 34-м доме. — Вместе со мной в лифте ехали два человека. Они предложили мне попробовать наркотик…
— От этих наркоманов просто спасу нет, — возмущается Владимир, житель пятиэтажки, расположенной напротив злополучной клиники. За руку он держит четырехлетнего внука. — Каждый день они сидят на скамейках у детской площадки или прямо на качелях. Пристают к молодым мамочкам. Те боятся без мужей даже на улицу выходить. Когда мы встречались с директором «Ревиваля», он нам говорил, что наркоманы — больные люди, им надо помочь, их надо лечить. Я не против, пусть лечат. Но почему наша жизнь из-за них стала невыносимой? Неужели нельзя выделить под клинику помещение на территории какой-нибудь больницы?
— Я скоро буду увольняться, потому что боюсь здесь работать, — жалуется «ФАКТАМ» Нила, продавщица продуктового магазина, работающего по соседству с «Ревивалем». — После того как примут дозу, пациенты толпами идут ко мне скупаться. Чаще всего требуют кофейные растворимые напитки с шестью ложками сахара — их после наркотиков тянет на сладкое. Это неадекватные, просто невменяемые люди. Один поет, другому почудилось, что он забыл у меня в магазине ключи, и он стучит кулаком по прилавку и грозится убить, если я их не верну. Пациенты «Ревиваля» не раз мне говорили, что там никого не лечат, а просто продают наркотики, чтобы наркоманам не приходилось кого-то грабить и варить самодельную «ширку» на ацетоне.
У входа в клинику в стареньких «жигулях» сидят четверо молодых людей. Они по понятным причинам отказываются фотографироваться, но их внешний вид говорит сам за себя: худые, наполовину беззубые, с расширенными зрачками и замедленной речью, они явно только что получили очередную дозу «лекарства».
— Какое лечение, какая заместительная терапия?! — отмахнулся один из них на мои вопросы о клинике. — Платишь 150 гривен, покупаешь таблеточку и кайфуешь. Есть больше денег — продадут больше. Но если вам надо в вашей газете написать, что это такой метод лечения, тогда так и пишите. Нам не жалко. Главное, чтобы эту лавочку не прикрыли. Нам тут хорошо.
Внутри помещения компании «Ревиваль» дежурит охранник — высокий седой мужчина. В помещении хороший ремонт — кафельная плитка, офисная мебель, оргтехника. Пациентов в это время (я пришла в клинику в субботу около полудня) немного — человека четыре. Один из них стоит в очереди в кассу, остальные сидят на стульях и обсуждают свои последние приключения.
— На границе нас повязали менты, — оживленно рассказывает невысокий коротко стриженный парень. — Нашли у меня 120 доз экстези. Я только смог маме в Винницу позвонить, сказал всего одно слово — что я жив. Потом долго пришлось выпутываться из этих проблем…
Главный врач клиники давать какие-либо комментарии нашей газете отказалась. Объяснила, что обо всем можно спросить директора, Евгения Двоеглазова. На бумажке написала городской телефон. Всю следующую неделю я пыталась дозвониться по этому номеру. Трубку так никто и не взял.
Зато «ФАКТАМ» удалось пообщаться с Вячеславом Донником — человеком, на которого (согласно Единому государственному реестру юридических и физических лиц-предпринимателей) была зарегистрирована медицинская клиника «Ревиваль». Кстати, журналисты телеканала НТН тоже его искали и выяснили, что Доннику принадлежит еще один центр заместительной терапии — «Допомога» на улице Семьи Хохловых. Правда, когда репортеры пришли туда и попросили позвать к ним руководителя, врачи стали заметно нервничать и в конце концов заявили, что Донник в тот самый день как раз… уволился. Мол, вчера еще работал, а сегодня уже не числится в штате. То же самое произошло с информацией о нем на сайте Шевченковского районного центра социальных служб для семьи, детей и молодежи, где Вячеслав Донник числился специалистом по социальной работе. Как только об этом стало известно журналистам, из перечня сотрудников на сайте организации этот человек исчез.
Когда мы позвонили ему и попросили рассказать о принципе работы зарегистрированной на него клиники «Ревиваль», мужчина удивился и насторожился.
— Я не знаю, откуда у вас такие данные, — сказал Вячеслав Донник. — Они устаревшие. Я отдал это предприятие. Там есть свой директор. Я к этому «Ревивалю» никакого отношения не имею, наверное, уже полгода.
— Но клиника полгода назад только открылась!
— Да, я ее открыл и… сразу же продал. И вообще я ее не на себя открывал. Я только документы оформлял. А потом кому-то продал. Не помню кому. По-моему, Двоеглазову. Это было год назад…
— Вы только что говорили, что полгода.
— Ну какая разница? Я триста лет этим не занимаюсь и даже не знаю, работает эта фирма или нет. «Ревиваль» должен был быть элитным медицинским учреждением для наркозависимых со стационаром и амбулаторией. Так и произошло. Сейчас врачи там продолжают лечить людей. А вот что плохо — так это то, что в доме живут совершенно неадекватные жильцы. Мы еще даже не открылись, а они уже угрожали нам судами и заявляли, что не хотят, чтобы мы там работали. Я с соседями один раз пообщался и понял, что им бесполезно что-то доказывать, объяснять, что наркоманы тоже люди, что им надо помочь, их надо лечить. Жильцы, кроме себя, никого не слышат. Конечно, их отчасти можно понять — контингент в клинику приходит очень специфический…
— В «Ревиваль» приходят не развращенные люди, а тяжелобольные, которые попали под прессинг наркодельцов. Их надо спасать! — заявил «ФАКТАМ» второй учредитель «Ревиваля» Игорь Куташев. — Я открывал эту клинику, но потом вышел из состава учредителей, потому что у меня закончились деньги. Но это дело надо продолжать на государственном уровне. Вы хотите закрыть «Ревиваль» и убить всех этих ребят? За что? Наркоманы же не заразные! Заместительная терапия — это гораздо лучше, чем если бы они воровали себе на наркотик. С ее помощью они приобретают за копейки наркотик в таблетках и таким образом могут вылечиться и бросить колоться.
В конце 2013 года жильцы дома 34 по улице Бестужева написали сразу в несколько учреждений коллективное заявление о проведении проверки законности работы компании «Ревиваль». Из государственной архитектурно-строительной инспекции Украины им пришел ответ, что инспекция не выдавала вышеуказанной компании разрешение на строительные и ремонтные работы и не принимала клинику в эксплуатацию. А из главного управления санэпидемслужбы — что «Ревиваль» размещен с их согласия. Мол, помещения медцентра приспособлены для оборота, хранения и распространения наркотиков и психотропных веществ. Однако по результатам проверки специалисты санэпидемслужбы установили, что центр… не работает: двери закрыты, персонал и посетители отсутствуют, медицинская практика не проводится. Это при том, что «Ревиваль» открыт с раннего утра до позднего вечера даже по выходным! И ежедневно перед их дверями выстраивается очередь из жаждущих купить синтетический наркотик.
Предпочла не заметить посетителей и врачей и комиссия Киевской городской наркологической больницы «Социотерапия», отправленная в «Ревиваль» столичным департаментом здравоохранения: в своем выводе специалисты написали, что на момент их посещения в медицинском центре никого не было. При этом главврач «Социотерапии», он же главный внештатный нарколог Киева Владимир Ярый, на телекамеру возмущенно говорил, что противозаконно и недопустимо открывать подобные медицинские центры вблизи жилых домов и детских площадок.
Самые же противоречивые ответы по поводу медцентра «Ревиваль» дает Министерство здравоохранения Украины. Журналистам телеканала НТН на их запрос бывший министр здравоохранения Раиса Богатырева отвечала, что в ближайшее время будет решаться вопрос о лицензировании медучреждения. Жильцам дома на их жалобы отписалась, что лицензионная комиссия трижды отказывала «Ревивалю» в выдаче лицензии из-за несоответствия клиники условиям, необходимым для проведения медицинской практики. Позже лицензия была все-таки выдана, но сама клиника закрыта и не работает. «ФАКТАМ» же на вопрос о том, почему центр для наркозависимых открыт в жилом доме, в Минздраве уже сейчас ответили, что «в случае поступления в Министерство жалоб о соблюдении клиникой „Ревиваль“ лицензионных условий, эта клиника будет включена в плановую или внеплановую проверку». Жильцам 34-го дома из Минздрава регулярно приходят ответы на жалобы, но проводить проверку (хоть плановую, хоть внеплановую) чиновники от медицины не спешат.
— Пока из всех инстанций нам приходят только отписки, — говорит жилец дома № 34 Александр. — Но мы не опускаем руки. Общались с людьми с улицы Зверинецкой, у которых в доме тоже открылся похожий медцентр. Своими жалобами и заявлениями люди таки добились, чтобы эту лавочку по продаже наркотиков закрыли. Мы тоже добьемся! Пусть на это уйдут месяцы, но мы не позволим, чтобы из-за наркопритона дети боялись выходить на улицу. Вы ведь слышали — после лечения в этой клинике наркоманы подходят к детям и предлагают им уколоться. Мы пишем в милицию, прокуратуру, если надо — подадим иск в суд, но таки выгоним наркоманов из нашего двора. Пусть покупают бупренорфин в другом месте!
— В конце прошлого года жильцы дома № 34 по улице Бестужева действительно обращались в прокуратуру с жалобами на деятельность наркологической клиники, — рассказал «ФАКТАМ» прокурор Подольского района Сергей Нечипоренко. — В соответствии с законом их обращение было перенаправлено в контролирующие органы, а именно в Министерство здравоохранения Украины и столичную инспекцию архитектурно-строительного контроля. На сегодняшний день в связи с поступлением нового обращения районной прокуратурой организовано его рассмотрение с привлечением работников милиции. Кроме того, подготовлен запрос в Минздрав о получении дополнительной информации и документов о деятельности этой клиники. Добавлю также, что рассмотрение коллективной жалобы взяла на контроль столичная прокуратура.
*Теперь возле этого дома на улице Бестужева, где расположена клиника для наркоманов, боятся ходить пожилые люди и мамы с детьми (фото Сергея Даценко, «ФАКТЫ»)