За два месяца четверо киевлян из проекта «Вернись живым» отправили в зону АТО больше автомобильных и обычных тепловизоров, чем Министерство обороны Украины и самые крупные волонтерские организации вместе взятые
«Вернись живым» — необычная команда. Ее мозг — 30-летний айтишник Виталий Дейнега. Несмотря на молодой возраст, парень успел поработать на известные международные компании, купить на честно заработанные деньги квартиру в столице и реализовать несколько крупных проектов. Помощники Виталия — три девушки: Вика, Таня и Оля. На их хрупких плечах лежит реализация масштабных проектов по сбору денег и закупке дефицитных технических средств для защиты украинских солдат. Примечательно, что помощью армии ребята занимаются в свободное от работы время, а часть своих зарплат жертвуют на нужды бойцов.
— Сначала мы собирали деньги на бронежилеты для солдат, — рассказывает Виталий Дейнега. — Закупали спецсредства у известного волонтера Феникса (герой публикаций «ФАКТОВ», столичный бизнесмен Юрий Бирюков наладил серийное производство бронежилетов. — Авт.). К слову, именно Феникс задает моду на поставки того или иного товара в зону АТО. Глядя на него, другие волонтерские сообщества сначала массово скупали бронежилеты, потом перекинулись на кевларовые каски, теперь комплектуют аптечки…
Однако вернусь к истокам. Чтобы морально поддержать солдат, на внутренней части бронежилета мы писали имена людей, на чьи деньги было куплено спецсредство, и пожелание: «Вернись живым». Так и возникло название нашей волонтерской группы. Помню, одна из моих помощниц, худенькая Вика, всю ночь таскала тяжеленные бронежилеты, комплектовала, подписывала… К утру на нее было жалко смотреть: она невероятно устала. «Ничего, — улыбнулась в ответ Вика. — Ребятам на фронте во сто крат тяжелее, чем мне». А потом собралась и пошла на работу.
Но все изменилось в тот день, когда я узнал, что в одной из рот 95-й аэромобильной бригады погибли и были ранены 56 бойцов. Они — все до одного (!) — были в «брониках». Пообщавшись по телефону с офицерами, выяснил: большинство ребят получили смертельные ранения, когда противник обстрелял БТРы. И тогда я понял: чтобы уберечь жизни солдат, нужно в первую очередь защитить военную технику, на которой они передвигаются.
Изучив случаи гибели наших солдат, я срочно разработал проект: по оборудованию колонн военной техники автомобильными тепловизорами, а основных блокпостов наших частей — обычными тепловизорами. Кроме этого, придумал другие проекты: от поиска на рынке сканеров частот и глушилок до закупки берцев. Опыт работы менеджером крупных проектов позволяет мне воплотить в жизнь практически любую идею с минимальным количеством средств.
Так наша команда перешла на узкую специализацию. Пока мы единственные, кто поставляет украинским солдатам автомобильные тепловизоры, причем самого высокого качества и за смешные деньги. Поставщика я нашел в одной европейской стране и сумел убедить его продать нам товар по цене почти вдвое ниже рыночной. Сейчас объясню, что такое автотепловизор. Внешне он похож на видеокамеру, его устанавливают на внешнюю часть БТРа. А внутри машины стоит специальный монитор — глядя на него, экипаж БТРа может даже в полной темноте заметить засаду или наводчика, который, сидя на подготовленной позиции, готовится координировать минометный обстрел нашей колонны.
Мне удалось быстро изучить рынок и выстроить отношения с поставщиками. Уже знаем, для какой военной задачи годится тот или иной прибор. Я сам не ожидал, что наша страничка на «Фейсбуке» станет такой популярной. За два месяца мы собрали более двух с половиной миллионов гривен, закупили 35 автомобильных и обычных тепловизоров.
И спасли не десятки, а сотни жизней украинских солдат.
— Одну ночь, когда я вез груз в зону АТО, не забуду никогда, — продолжает Виталий. — По дороге звонит знакомый боец Андрей: «Виталик, скажи, нас кинули?» «Я не знаю… Похоже, да. Роту из 72-й бригады уже обозначили как несуществующую. Из 75-ти человек выжили только пятнадцать. Они в кольце. Командование не берет трубку…» «ДНР поставили ультиматум, — говорит Андрей. — Сегодня в 11 часов утра они будут уничтожать всех, кто не ушел. Наша колонна попала под обстрел. С ребятами нет связи. Я не понимаю, на каком мы все свете!» Я долго молчу: «Ты прошел Ирак. Ставьте растяжки, окапывайтесь. Готовьтесь. Думайте, куда отступать, если вас вдруг накроют». «Мы не можем отступать! — кричит в трубку Андрей. — За нами мальчики без брони, без опыта. Их просто перебьют!»
Я просил Андрея только об одном: «Дождитесь меня! Я везу вам тепловизор, ночной прицел, дальномер, прибор ночного видения. Я упакую вас по полной, и вы выстоите». Андрей отвечал: мол, он не знает, доживет ли до этого момента. А я уже не сдерживал слез и гнал машину, как ненормальный. Зная об этой ситуации, посетители нашей странички на «Фейсбуке» писали: «Боже, помоги ему! Молимся за тебя и за всех наших защитников!»
Наверное, молитвы были услышаны, потому что я доехал и передал ребятам груз. Теперь боевики боятся подходить к ним ближе чем на километр. Наконец-то парни могут спокойно дежурить, но ночам: «гости» со стрелковым оружием к ним не наведываются. Кто ж захочет нарваться на снайпера, который благодаря тепловизору все видит?
— В одном из постов на своей страничке ты упомянул, как проблематично передавать ночную оптику и тепловизоры воинским частям официально, с оформлением актов приема-передачи. Ведь один из принципов работы твоей команды: полная прозрачность бухгалтерии и постоянные отчеты за каждую потраченную копейку.
— Руководство частей привыкло, что волонтеры передают грузы просто так, не требуя расписок. Однажды звоню офицеру: мол, есть автомобильный тепловизор, готов доставить по адресу, но нужно подписать акт. «Какой акт? — испугался офицер. — Я ничего подписывать не буду!» Вся проблема в отсутствии закона, регламентирующего волонтерскую деятельность. На днях Верховная Рада Украины благополучно его провалила. А ведь депутаты могли бы облегчить жизнь порядочным волонтерам и усложнить ее жуликам. Для этого необходимо выстроить механизмы сбора и учета средств, передачи закупленного добра в воинские части…
Именно по этой причине я прошу крупные суммы передавать мне наличными. Чем меньше денег пройдет по моей банковской карточке, тем меньше «вопросов» мне потом придется решать. В нашей открытой бухгалтерии ваши деньги будут зафиксированы в любом случае.
— Немалая часть тех, кто поддерживает бойцов украинской армии, — это пенсионеры. По факту один из беднейших слоев населения.
— Иногда пенсионеры творят такое! — рассказывает мой собеседник. — Недавно позвонил дедушка из Умани: «Сынок, а на фронте консервация пригодится? Варенья, компоты, аджика, лечо, огурчики…» «Еще как пригодится!» — отвечаю. За две недели дедушка собрал несколько тонн вкуснейшей домашней консервации! Чтобы забрать груз, пришлось несколько раз гонять в Умань и обратно. Или еще случай. Звонит старушка: «Как вам передать тысячу двести гривен?» «Бабушка, а какая у вас пенсия?» — интересуюсь. «А это и есть вся моя пенсия». Я аж онемел на пару секунд. «Давайте так, — говорю. — Вы принесете двести гривен, а тысячу я найду».
*Виталий Дейнега: «Я нашел поставщика тепловизоров в одной из европейских стран и убедил его продать нам товар по цене вдвое ниже рыночной»
Меня часто спрашивают, на что я живу. Как и все — зарплата плюс подработки. У меня три официальных места работы. Где-то помогают подчиненные, где-то — терпит руководство, понимая чем и ради чего я занимаюсь. С девочками-помощницами та же история. Правда, их руководство настроено менее патриотично. Крупные халтуры я отложил. Это подождет. Сейчас главное — спасать ребят на передовой. Делать так, чтобы вопреки идиотизму происходящего в стране как можно больше солдат вернулись живыми и смогли обнять своих матерей, жен, детей…
— Читая твои посты, удивляюсь: как тебе удается каждый раз находить правильные слова, чтобы в нынешней тяжелой ситуации люди отрывали деньги от своих семей и жертвовали их в помощь нашим защитникам?
— Я пишу правду. Что спасение утопающих — дело рук самих утопающих. Что серьезных санкций со стороны Европы и США нет и не будет. Европа слишком консервативна и труслива, чтобы поставить неадекватного Путина на место. И нам придется защищать себя своими силами. Не надейтесь на правительство! Только на себя, на личное участие каждого из нас. Увы, но события на востоке страны очень далеки от развязки. Поэтому — полная боевая готовность. Если вы чего-то ждали, то время пришло!
Каждый свой пост я заканчиваю словом «РАБОТАЕМ». Именно труд, нахрапистость, упрямство и честность позволили нам так быстро вырасти из маленькой личной инициативы в крупное волонтерское движение. Мы начали позже всех. У нас не было опыта, базы подписчиков, знакомств в медиа. Зато был азарт и уверенность в том, что мы делаем.
Да, мы отказались от поставок бронежилетов и касок для бойцов. Зато благодаря защитным средствам для военной техники десятки блокпостов и несколько крупных конвоев (а это сотни и сотни человек) смогут вовремя заметить крадущегося врага, среагировать на засаду и спастись. Сейчас в аэропорту Луганска десятки раненых и убитых. Ребята отрезаны. Как защищаться от штурма или идти на прорыв — неясно. Очень благодарны нам за тепловизор. С его помощью бойцы бесчисленное количество раз «вычисляли» в лесополосах террористов и боевиков и избегали потерь. Сейчас там, в луганском аэропорту, десять наших жилетов, дизель-генератор, два тепловизора, коллиматор и еще много всего. Тут мы успели… Тут мы сделали что могли.
— Сколько нужно автомобильных и обычных тепловизоров, чтобы защитить всех бойцов украинской армии?
— Тысяча-полторы. Купленные нами 35 штук — это капля в море. Очередь на тепловизоры огромная. Но мы что-то придумаем. У нас нет вариантов. На этой неделе нужно собрать 650 тысяч гривен, чтобы закупить 12 тепловизоров по оптовым ценам. Самое страшное, что не все доживают до наших посылок. Каждый день звонят бойцы: «Еженощно есть 200-е и 300-е (так называют убитых и раненых. — Авт.). Они нас расстреливают в упор, а мы как слепые котята. Помогите!»
Тех, кому мы успеем помочь, боевики уже не будут расстреливать, как мишени в тире. Наши бойцы смогут увидеть врага, вовремя среагировать, предотвратить атаку. Нам нужны крупные спонсоры, нужны мелкие вклады, нужны все. Так жарко, как сейчас, на востоке еще не было. Пули не будут ждать, пока вы получите зарплату. Действуйте сейчас!
*Сейчас тепловизоры нужны нашей армии в огромном количестве
Проект «Вернись живым»
PayPal: dnepr21@mail.ru (перевод друзьям)
«ПриватБанк»: 5457 0822 3299 9685 Дейнега Виталий
5211 5374 4662 3360 Стократюк Виктория
Безнал: Получатель: Міжнародний благодійний фонд «Україно! Я за тебе!» Код 35 137 539 р/р № 26 006 057 000 533
Банк СФ ПАТ КБ «ПриватБанк» м. Києва
МФО 380 269