Пять лет назад перестало биться сердце народного артиста России Зиновия Высоковского, запомнившегося миллионам телезрителей ролью одного из популярнейших героев легендарного «Кабачка «13 стульев»
Популярность актеру Зиновию Высоковскому принесла роль писателя-графомана пана Зюзи в «Кабачке «13 стульев». Телезрителям он знаком и по блестяще исполненному на эстраде монологу подвыпившего интеллигента, а также по ролям в фильмах «Живые и мертвые», «Еще раз про любовь», «Безумный день, или Женитьба Фигаро». А театралы помнят его в постановках Московского театра миниатюр и Московского театра сатиры. Судьба отмерила актеру 76 лет.
О том, каким человеком был Зиновий Моисеевич, «ФАКТАМ» рассказал его друг известный режиссер и сценарист Виктор Мережко.
— Виктор Иванович, как вы познакомились с Зиновием Высоковским?
— Нас познакомил Анатолий Папанов, с которым я дружил. Зиновий Высоковский работал с ним в Театре сатиры. Когда на телевидении появился знаменитый «Кабачок «13 стульев», пан Зюзя, которого играл Зиновий, стал очень популярным. Как-то Анатолий Дмитриевич познакомил меня с Высоковским. Я тогда был начинающим сценаристом, но уже в какой-то степени известным.
Зиновий тут же попросил меня написать сценарий с главной ролью для него, так как снимался преимущественно в эпизодах и маленьких сценках. Он был человек цепкий и хваткий, хотя и деликатный. Мы обменялись номерами домашних телефонов и стали созваниваться.
Зяма, как называли его по-свойски, жил недалеко от ЦДЛ — Центрального дома литераторов. И мы там достаточно регулярно встречались в ресторане. Он был совершенно фантастический рассказчик! Мог рассказывать сутки напролет — и всегда интересно и невероятно смешно. Он знал огромное количество анекдотов — думаю, не меньше, чем Юрий Никулин. Некоторые, как мне кажется, Зяма придумывал.
Практически каждый год Зиновий приезжал в Анапу на кинофестиваль «Киношок». Я ему говорил, что он у нас талисман. Приезжал Зиновий всегда с радостью, выступал, смешил… Встречали пана Зюзю очень тепло.
— Как Зиновий Высоковский относился к своей популярности?
— Когда Зяма выходил на сцену, его обычно объявляли: «Зиновий Высоковский — пан Зюзя. Ему это совсем не нравилось, очень злился. Как-то мне сказал: «Витя, этот «Кабачок» как какое-то проклятие. На всю жизнь я остался паном Зюзей.
— Тем не менее именно «Кабачку» Высоковский был обязан своей узнаваемостью. По его выражению, как рассказывал Аркадий Инин, он «путем лица мог добыть любой дефицит».
— Да, Зяма мог зайти к любому начальнику и «полускандально-полушутя» добиться, чего хотел. А когда пан Зюзя появлялся в магазине, продавцы несли ему любой советский дефицит — хороший коньяк, деликатесную колбасу… Так дело обстояло и со «шмотками». Но нужно сказать, все это Зяма доставал за деньги, а не на халяву.
— Говорят, он был замечательным семьянином.
— Зиновий бесконечно любил жену, дочь и внучку. Внучку Сонечку, еще маленькой, всегда брал с собой на фестивали. Когда же она училась в театральном, а я запустил в работу свой сценарий «Сонька Золотая Ручка», он попросил меня попробовать ее на роль главной героини. «Моя внучка — Сонечка, и у тебя в сценарии — Сонечка, — объяснил. — Приезжай ко мне домой, посмотри». Я подумал: накроют стол (Зяма умел хорошо принимать), и в случае чего мне будет неловко отказать.
Встретились мы с Сонечкой у станции метро «Маяковская». Я увидел очаровательную девушку, очень интеллигентную москвичку. Но Сонька Золотая Ручка — совсем иной образ. В тот же вечер я позвонил Зяме и сказал ему все как есть, что ищу совершенно другой характер. И предложил роль для него.
Когда запустился с картиной, ассистенты звонили Зиновию. Но он в это время отдыхал — кажется, в Болгарии. Ему назначили день съемок, ждали. Зиновий приехать не смог. Потом я ему позвонил и говорю: «Зямочка, ну что же ты не приехал? Ты же читал сценарий и роль тебе понравилась…». Он сказал, что ассистенты плохо до него дозванивались. Думаю, видимо, он обиделся из-за Сони. Так в фильме Зиновий и не снялся.
Потом мы увиделись на одном дне рождения, сидели рядом за столом, Зяма представил меня присутствующим как своего друга. А до этого у него вышла книга, и я писал к ней предисловие. Он сказал тогда: «Витя, твое вступительное слово интереснее, чем-то, что я написал внутри».
Еще виделись, но редко. И вдруг я узнаю, что Зямочки не стало. Такая вот печальная история… Был он уже немолод, конечно. В таком возрасте все люди жалуются на здоровье. Но Зяма был на вид крепкий, веселый. Правда, иногда у него случались депрессивные «приступы беспокойства» о семье. Так переживал, как они будут жить, если, не дай Бог, с ним что-то случится. Очень хотел, чтобы внучка стала актрисой. И, конечно, обижался, что его самого крайне неохотно брали в кино.
— Читала, что жизненным кредо Зиновия Высоковского являлось: «Плачь перед Богом, смейся перед людьми».
— Он был достаточно закрытым человеком — при том, что любил рассказывать анекдоты и веселые истории.
— Из-за чего Зиновий Высоковский поссорился с главным режиссером Театра сатиры Валентином Плучеком и решил уйти оттуда?
— В своих решениях был очень принципиальным. Он всегда очень жестко стоял на своей точке зрения. Когда поругался с Плучеком, я ему сказал: «Зяма, может все-таки, вернешься в театр?» Он ответил: «Никогда!» Расхождение случилось из-за какой-то постановки. Плучек с чем-то не согласился, высказал это в резкой форме. Ну, а Зиновий не потерпел этого и написал заявление об уходе. Кроме того, Плучек не очень жаловал его ролями. После ухода из театра Зиновий Высоковский стал выступать с концертами. Их было много. Зрители его очень любили. Когда он выступал, зал взрывался хохотом. Зиновий был замечательным эстрадным артистом. Истории он рассказывал без эпатажа, достаточно спокойно, ровно. Но как умел делать паузы и акценты на определенных фразах и словах! Это было поразительно.
— Каким человеком артист был в быту? К примеру, как одевался?
— Никогда не позволял себе ходить в мятых рубашках и нечищеных ботинках. Зяма всегда был элегантен. Он не был красавцем, но выглядел, как денди.
— Материально хорошо жил?
— Как и все советские артисты, был небогат. К примеру, как и Папанов, при его колоссальной популярности. Но на ногах Зяма стоял крепко. Имел хорошую квартиру в центре Москвы, дачу, машину. Одним словом, все у него было в порядке.
— За границей часто бывал?
— Да, был в Германии, в Америке и в других странах. Ездил преимущественно с театром. Театр сатиры гастролировал постоянно. Тем более что Плучек — двоюродный брат известного театрального режиссера Питера Брука.
— Чем Зиновий Высоковский увлекался, кроме творчества?
— Писал воспоминания, смешные истории. Ему хорошо работалось за столом. Зяма был человеком очень остроумным, в одной из газет вел постоянную рубрику анекдотов. В связи с этим регулярно звонил мне и спрашивал, читал ли я новый выпуск. Зяма был «кладезем анекдотов» и, главное, всегда мог рассказать к месту, на злобу дня.
— Говорят, он дружил с Высоцким.
— Зяма блистательно читал его стихи. Думаю, они приятельствовали.
— Читала, что в последние годы жизни Зиновий Высоковский хотел восстановить «Кабачок «13 стульев». Правда, на современный лад. Пана Директора с орденскими колодками видел в роли швейцара «Кабачка», пана Гималайского — в шоу-бизнесе, пана Зюзю — пишущим «мыльные оперы»… Действующими лицами могли стать пан Бомж, пан Олигарх, пан Пенсионер…
— Зяма говорил, что хотел реанимировать «Кабачок «13 стульев», но потом понял, что это нереально. Во-первых, актеры, блиставшие в нем, постарели. Во-вторых, мода на «Кабачок» ушла. И возвращаться к нему бессмысленно.
— Зиновий Высоковский говорил, что детство его омрачено было войной, а старость — перестройкой…
— Хотя он не любил советскую власть (называл ее Софья Васильевна), считал: все, что произошло с Советским Союзом, — преступление. Та жизнь, которой он жил, была разрушена.
— Ему стало сложнее материально?
— Нет. При чем здесь это? Многим материально, может быть, стало и лучше. Появились доллары, загранпоездки. А творчество ушло. В Советском Союзе (что, наверное, вам покажется странным), было творчество. Оно исчезло, когда СССР распался, и Зяма к этому относился очень болезненно. Понимаете, когда позволено все, выясняется, что ты не имеешь ничего, а когда тебя ставят в определенные жесткие рамки и ты должен в них «крутиться», ты делаешь какие-то открытия — маленькие и большие.
— Какой памятный подарок Зиновия Моисеевича особенно дорог вашему сердцу?
— Его книга «Жизнь моя — анекдот», которую он мне подписал. Зиновий ушел от нас пять лет назад, и его мне очень не хватает — его оптимизма, веселости, доброты. «Давай посмеемся», — любил говорить Зяма. И мы смеялись от души.