говорит 10-летний Ваня Анзин из Запорожья, который, несмотря на тугоухость, потрясающе играет на ксилофоне и уже не раз становился лауреатом престижных музыкальных конкурсов
Более 500 участников из 35 городов Украины и зарубежья собрал завершившийся в Запорожье IX Международный фестиваль-конкурс детского и юношеского исполнительского искусства «Аккорды Хортицы». Одним из юных музыкантов, удививших публику и жюри своим мастерством, был 10-летний запорожец Ванечка Анзин. Мальчик, игравший на ксилофоне в сопровождении симфонического оркестра «Галоп» Дмитрия Кабалевского, снискал всеобщее расположение и получил диплом за артистичность. Знай публика, что перед ней выступал практически глухой мальчик, заслуженные Ваней аплодисменты наверняка превратились бы в продолжительную овацию.
Квартира Анзиных встретила меня громко звучащей музыкой: из мощных колонок гремел первоклассный джаз. «Разве это громко? — удивился Олег, Ванечкин папа. — Соседи не возражают. Зато музыка настоящая, сын под нее вырос».
- Ваня, когда был маленьким, часто болел отитом и скарлатиной, — рассказывает Инна, мама мальчика. — В четыре года заметили, что у сына проблемы со слухом: чтобы услышал нас, приходилось кричать. Обратились к врачам — те сказали, что, мол, ничего страшного. Прочистили носик, вроде стало получше. Через какое-то время проблемы повторились — мы снова к докторам. И нас опять уверяют: все в порядке. Решив, что у сына задержка развития, медики отправили его в психоневрологический санаторий. Там специалисты разобрались и посоветовали свозить Ваню в Киев, в Институт отоларингологии имени профессора А. И. Коломийченко. И когда в ЛОРинституте сделали аудиограмму, Ване, наконец, поставили диагноз: тугоухость второй-третьей степени — и дали ему инвалидность. Думаю, потеря слуха — результат перенесенной сыном скарлатины, может быть — следствие лечения антибиотиками.
В 2005-м, когда Ванечке было шесть лет, ему в Киеве поставили в одно ушко слуховой аппарат. Желательно ставить на оба ушка сразу, ведь каждый аппарат настраивается индивидуально, по результатам аудиограммы, но у нас на это не хватило денег. Второй аппарат мы купили только через год — перед тем, как Ваня пошел в школу.
- Разве детей-инвалидов государство не обеспечивает такими аппаратами бесплатно?
- Обеспечивает, и, думаю, в Запорожском управлении социальной защиты нам бы не отказали. Но управление покупает отечественные слуховые аппараты — недорогие и, понятно, не самые лучшие. Ване же нужны импортные. Один стоил 400 долларов, второй — 450. Кстати, с двумя аппаратами сынишка пошел в обычную школу. Учителей мы предупредили о Ваниных проблемах со слухом, и его посадили на первую парту. Но ребенок у нас очень подвижный, с рассеянным вниманием. Где-то отвлекся, отвернулся — и уже учителя не услышал. Поэтому, конечно, были сложности, и после второго класса школа сама рекомендовала нам перейти на индивидуальное обучение. Сейчас водим Ваню в школу после общих уроков, и учитель с ним занимается отдельно. Посещаем еще курсы английского. Проблем нет, оценки хорошие.
Пока мы разговаривали, Ваня рядом с нами занимался своими делами. Интересуюсь у мамы, слышит ли мальчик нашу беседу?
- Слышит, в левом ухе у него слуховой аппарат, — объясняет Инна. — Не заметили? А вот дети все видят, часто спрашивают, что это у Вани в ушке? Хорошо бы пользоваться одновременно двумя слуховыми аппаратами, но сейчас правый сломан. Как-то мальчик ударил сына в ухо — сломал аппарат. Программируют же их только в Киеве. В ЛОРинститут, где мы состоим на учете, ездим по два-три раза в год.
Перебив маму, Ваня доверительно сообщает мне, что, хоть проблемы во дворе с ребятами и случаются, но со всеми он «дружит и не раздруживается». С теми же, кто может над ним посмеяться, Ваня просто не общается. Еще, объясняет мальчик, приятели уважают его за то, что он так здорово играет на ксилофоне.
- Сын еще разговаривать не умел, а уже с удовольствием слушал серьезный джаз, — снова подключается к разговору Ванин папа Олег Анзин. — Все советовали вести его на музыку. Но мы ждали, когда ребенок сам «созреет». Года в четыре Ваня сказал, что хочет быть барабанщиком. И я отвел его к Сергею Хмирову, руководителю ансамбля «Образы ритмов», в котором работаю на ударных. Именно Сергей и предложил Ване освоить ксилофон — тоже ударный инструмент, но с фортепианной клавиатурой. Как показало время, выбор был сделан правильно: игра на ксилофоне развивает и музыкальную культуру, и слух вообще. Тугоухость — атрофия нервных окончаний. Чтобы услышать звук, мозг напрягается, посылает сигнал и, вероятно, нервные окончания восстанавливаются. По крайней мере, ухудшения слуха у Вани нет. Даже наоборот: судя по последней аудиограмме, идет положительная динамика. Врачи говорят, в переходном возрасте станет окончательно ясно, восстановится слух или нет.
- В моей группе 12 учеников от шести до 15 лет, — говорит Сергей Хмиров. — Ваня — единственный из них, кто имеет проблемы со слухом. Тем не менее особых сложностей с мальчиком не возникает, разве что приходится уделять ему чуть больше внимания, по нескольку раз повторяя одни и те же упражнения. Ваня — смышленый и очень талантливый ребенок. На ксилофоне, базовом инструменте для отработки техники, он уже исполняет произведения училищного и консерваторского класса. Люди, когда узнают после концертов, что так играет слабослышащий ребенок, поражаются: вот это уровень! В Москве, куда мы ездили «на Спивакова», все были просто шокированы: глухой мальчик — и ТАК играет.
Сергей Хмиров не просто преподаватель музыки. Созданный им еще 20 лет назад ансамбль разновысотных ударных инструментов в своем роде единственный в Украине. На барабанах, литаврах, тамбуринах, ксилофонах, бубнах, даже на бутылках и косах музыканты играют джаз, современную музыку, фольклор. Коллектив не раз становился лауреатом всеукраинских и международных конкурсов, а самого Хмирова запорожские власти уже давно хотят представить на звание «Заслуженного деятеля искусств». Так что Ванечка Анзин попал в очень профессиональные руки. Кстати, по наблюдениям Сергея Хмирова, интерес у детей к ударным инструментам в последнее время заметно вырос: как мальчишки, так и девчонки идут к нему толпами. Но группа не безразмерная, поэтому многим Хмиров вынужден отказывать.
Второй человек, которому родители безмерно благодарны за сына, — концертмейстер Лариса Кухалашвили.
- Она в Ивана всю душу вкладывает, — говорит Инна Анзина. — Всегда помогает, подсказывает, как ту или иную вещь сыграть ярко, приходит на каждый Ванин концерт, переживает. У них с самого начала такая любовь и дружба, что Ванечка даже собрался на Ларисе Викторовне жениться.
- Уже три года я аккомпанирую Ване как инструменталисту, и он мне сдает экзамены, — рассказала Лариса Кухалашвили. — Ксилофон сложнее других ударных инструментов, но Ваня положенную программу выполняет и перевыполняет. Объективно: он талантливый ученик, но при этом и очень трудоспособный, и ответственный. У Ванечки технически гибкие руки, и он ими прекрасно владеет, поскольку посвящает этому много времени.
- Наверное, непросто работать с ребенком, имеющим проблемы со слухом?
- Да, как его концертмейстер, я особенно ощущаю его сложности. Когда говоришь Ване в лицо, он все слышит. Так настроены его слуховые аппараты, да и артикуляцию губ мальчик видит. Но если я нахожусь сзади, Ваня не слышит вообще ничего, и подсказать ему нельзя. Конечно, это затрудняет обучение. Но я хорошо чувствую Ивана, боковым зрением вижу, когда он, подняв палочки, начинает играть. В моей 36-летней практике подобное случается впервые. Ваня — очень одаренный мальчик, и я думаю, он обязательно станет музыкантом.
В рамках на стене висят полученные Ваней дипломы. Прошу мальчика рассказать о наградах. Их, как выясняется немало. В 2006 году в Днепропетровске Иван стал обладателем кубков Всеукраинского фестиваля-конкурса «Золотая нотка», дважды (в 2007-м и 2008 годах) занимал первое место на конкурсе «Аккорды Хортицы», получил Гран-при запорожского областного конкурса духовых и ударных инструментов среди учеников музыкальных школ в 2008 году. В минувшем мае по приглашению Международного благотворительного фонда Владимира Спивакова выступал в подмосковном Доме ученых Российской Академии наук. Жаль только, признался мальчик, что с самим Спиваковым, одним из лучших скрипачей в мире, не довелось познакомиться лично: его на концерте не было.
- После Ваниного выступления на пятом Международном фестивале «Москва встречает друзей» (Украину там представляли два ребенка — Иван и мальчик-донетчанин, который играл на домре) сына трижды вызывали на бис, — с гордостью рассказывает Олег Анзин. — Профессор московской консерватории Вениамин Коробов заявил, что готов сразу забрать Ванечку в интернат при консерватории по классу ударных. Нас, между прочим, уже вовсю приглашают учиться. Звали в консерватории Донецка и Днепропетровска, есть возможность поехать в Канаду — в музыкальный колледж в Оттаве. Но мы с женой не хотим лишать Ваню полноценного детства, а себя — полноценного родительства. Да и зачем, если сейчас музыкальную технику ему и в Запорожье дает великолепный преподаватель Сергей Хмиров. Так что пусть пока растет сынишка дома. Тем более что поскорее подрасти нам нужно и по «техническим причинам»: Ване еще не хватает роста для игры на ксилофоне, поэтому приходится ему под ноги что-то подкладывать, иногда даже футляр для ксилофона.
Спрашиваю Ивана, что хочется ему самому. Не по годам рассудительный 10-летний человечек дает почти глобальный ответ.
- Я хочу стать лучшим барабанщиком в мире, — сообщает он мне. — Жаль, что нельзя заниматься сразу двумя профессиями. Было б можно — стал бы музыкантом и гонщиком. Потому что в машинах я тоже неплохо разбираюсь. Уже даже пробовал заводить «Таврию». Но для себя я выбрал музыку, она мне очень нравится.
В селе Каменское Запорожской области есть общеобразовательная спецшкола-интернат для детей с нарушениями слуха. Завуча Ирину Кытманову мы попросили прокомментировать историю нашего героя.
- Опыт работы с тугоухими и малослышащими детьми у меня большой, — говорит Ирина. — В частности, я много лет руковожу ансамблем танца «Ритм», разработала методику преподавания и алгоритм занятий по хореографии с тугоухими ребятами. Наш коллектив — единственный в Украине, в котором прекрасно танцуют 70 мальчиков и девочек, не воспринимающих речь. Роль музыки в работе с такими детьми огромна: с ее помощью вырабатывается чувство ритма, что помогает овладеть и речью, так как речь тоже имеет свой ритм.
Конечно, все зависит от степени тугоухости. Я работаю с детьми, не слышащими с детства. В таких случаях специальная работа идет годами, и начинается она с двухлетнего возраста. У Вани Анзина другая история: ребенку повесили аппараты на ушки — и он нормально развивается. Но при любом раскладе музыка выполняет реабилитационную функцию, и родители мальчика правильно поступили, отдав его в музыкальную школу, причем на ударные инструменты. Что же касается Ваниного педагога, то и чисто по-человечески, и с профессиональной точки зрения он взял на себя большую ответственность, ведь подобных случаев в Украине раз-два и обчелся.
P. S. 22 апреля в рамках Всеукраинского смотра талантливых детей «Новые имена Украины», проходящего под эгидой Фонда культуры, Ваня Анзин выступал в Киеве. Став лауреатом, мальчик получил диплом, медаль и разовую стипендию Фонда — 250 гривен. Еще два ответственных выступления предстоят Ване в мае: в начале месяца в Ялте пройдет «Вдохновение» — первый международный детский фестиваль исполнителей на духовых и ударных инструментах, а 16 мая играющих на ударных инструментах учеников музыкальных школ Украины соберет Полтава. Так что если вам предоставится возможность послушать игру Вани Анзина на ксилофоне, — не упускайте ее.