Директор Украинского центра оценивания качества образования Игорь Ликарчук рассказал «ФАКТАМ» об особенностях вступительной кампании нынешнего сезона и о том, как на абитуриентов охотятся мошенники
Чем ближе к тестированию, тем больше вопросов возникает у абитуриентов и их родителей. Чтобы разобраться в некоторых нововведениях, «ФАКТЫ» отправились в Украинский центр оценивания качества образования и пообщались с его директором Игорем Ликарчуком.
- Игорь Леонидович, как решилась ситуация с моряком с судна «Фаина», который, находясь в плену у пиратов, не успел в срок подать заявку на участие в тестировании?
- Первый раз об этом слышу. Во всяком случае, его письменного обращения у нас не было. Это я точно могу сказать. Думаю, если бы этот человек обратился, мы бы стопроцентно решили вопрос положительно.
- Многие встревожены, что в нынешнем году проводится всего один тур тестирования. Мало ли в жизни непредвиденных ситуаций: острый приступ аппендицита, незаконное задержание человека милицией Что делать в таких случаях?
- Объясню. Сейчас в Министерстве юстиции прошел государственную регистрацию документ, в котором регламентируется порядок проведения внешнего тестирования в 2009 году. Один из его пунктов таков: если у абитуриента возникли форс-мажорные обстоятельства (например, неожиданная госпитализация или смерть кого-то из близких), ему предоставляется право пройти тестирование позже. Этот документ есть на нашем сайте, там указан полный перечень форс-мажорных обстоятельств.
- Какие новшества отличают нынешнее тестирование от прошлогоднего?
- Чтобы исключить получение абитуриентом высоких результатов нечестным путем, усовершенствована технология проведения процедуры тестирования. Каким образом это сделано, держится в секрете. К слову, нам стало известно, что уже сейчас некоторые родители усиленно ищут людей, которые будут заниматься проверкой тестов, и готовы им за это платить. Делать это совершенно бесполезно, так как никто не знает, где и кем будут проверяться тесты. Работы, выполненные абитуриентами Львовской области, возможно, будут обрабатываться в Херсонской, а вот тесты киевских абитуриентов — точно за пределами столицы. Где именно, сегодня никто не знает. Даже я. Решение о месте проверки работ будет принято после завершения процедуры тестирования по тому или иному предмету.
- Говорят, на Петровке уже торгуют готовыми ответами
- Я не знаю, как еще убедить наших граждан не попадаться на удочку мошенников! В Украине содержание тестов знают всего три(!) человека. Система построена так, что, если случится утечка информации, будет понятно, откуда она произошла. Виновник понесет наказание, предусмотренное действующим законодательством. Сейчас многие пытаются сделать бизнес на тестировании. Например, некоторые репетиторы делают вид, что имеют доступ к тестам, и чуть ли не гарантируют своим ученикам поступление. Но все это неправда! Вероятность того, что вопросы, по которым они натаскивают ученика, попадутся в тестах, примерно такова, как найти десять копеек в море. А сколько издается лжелитературы со словом «тесты», причем с нашим логотипом! Однако Украинский центр оценивания качества образования никакого отношения к этому не имеет.
- Этих издателей можно наказать?
- К сожалению, нет. Хотя в подобных сборниках тестов встречаются абсурдные вещи! Например, в одном из заданий по истории просят найти отличия в двух фотографиях одного из бывших президентов Украины. Покупатели доверчивы и приобретают эти книжечки. По мере же приближения к тестированию мошенники, как правило, активизируются.
- Верховная Рада якобы рассматривает вопрос, чтобы при поступлении в вуз учитывались не только результаты тестирования, но и средний балл аттестата.
- Я не поддерживаю эту идею. Нельзя заставлять ребенка получать высокие баллы по абсолютно всем предметам. Такой подход — пережиток прошлого.
- Слышала, что в нынешнем году некоторые вузы подняли минимальный балл со 124 до 130, а то и до 150. Это правомерно?
- Они сделали очень правильно! Это те высшие учебные заведения, которые заинтересованы в качественно подготовленном абитуриенте. Пока таких вузов не наберется и десятка.
- Правда, что за фальсификацию результатов тестирования в прошлом году четыре вуза были лишены лицензии?
- Не за фальсификацию, а за то, что принимали на обучение без сертификатов или с баллом ниже 124.
- Говорят, были случаи, когда подделывали и сертификаты внешнего тестирования.
- Подделывать нет никакого смысла, так как в нынешнем году все вузы будут обязаны сверять их с нашей базой данных. В прошлом году многие университеты этого не делали. Возможно, в этом у них был какой-то интерес. Сейчас же проверка обязательна. Обман станет очевидным через 10-12 дней после зачисления студента в университет.
- То есть сначала зачислят, а потом проверят?
- Механизм таков. Абитуриент приносит сертификат в вуз, и приемная комиссия должна по интернету в нашей базе проверить соответствие оценок. А когда уже будет издан приказ о зачислении, мы обязательно сопоставим его с нашими данными. Такая вот двойная проверка.
- Выходит, если вуз не проверит или примет абитуриента в обход правилам, проверите вы?
- Проверим обязательно! Поэтому в нынешнем году на сертификате даже голограммы не будет — нет смысла тратить на это деньги.
- Вам звонят депутаты с просьбой «решить вопросы»?
- Звонят и депутаты, и чиновники, занимающие довольно высокие посты. Но разговор с такими людьми у меня обычно короткий. Ни о какой помощи не может быть и речи. Многие знакомые, которых я считал своими друзьями, после моего отказа уже таковыми не являются. Родственники, у которых поступают дети, тоже на меня в обиде. Кстати, мои коллеги в центре тестирования рассказывают, что у них тоже возникли подобные ситуации.
- Дайте абитуриенту рекомендации, как можно увеличить свои шансы на тестах.
- Рекомендация одна — знания! Нужно готовиться, готовиться и еще раз готовиться.
- Кстати, знаю, что вам предлагали публично пройти тесты, но вы отказались.
- А зачем это нужно? Я закончил школу 39 лет назад. Разве могу досконально помнить школьную программу? Конечно, если бы я подготовился, то не сомневаюсь, что результат был бы хорошим. Но так, с ходу Зачем? Это все равно что врач направляет вас на обследование, а вы говорите ему: мол, нет, сначала сами пройдите
- Все абитуриенты должны сначала получить по почте приглашение, а затем и результаты тестирования. Но ведь может случиться, что послание по дороге затеряется или кто-то украдет его из почтового ящика. Что тогда?
- Мы отправляем все это заказными письмами. Адресату вручат письмо лично в руки.
- Игорь Леонидович, в одном вашем интервью я читала, что вы противник льгот при поступлении инвалидам и детям-сиротам. Почему?
- Мне очень жаль таких детей. Но какое отношение льготы имеют к уровню образования? Государство должно заботиться о том, чтобы такие дети получали хорошее базовое образование и уже потом, когда они поступят, поддерживать их материально. Иначе, если такой льготник, не имея должной подготовки, поступит в медицинский вуз, то потом может стать никудышным хирургом.
- Многие родители обеспокоены тем, как будут оцениваться творческие задания. Ведь мнения проверяющих могут быть субъективны.
- Думаю, оценка творческих заданий станет более объективной, чем раньше, когда абитуриент на вступительных экзаменах в вуз писал сочинение. Раньше творческую работу проверял один педагог, а теперь — три. И если оценки всех троих будут существенно отличаться, окончательный вердикт вынесет специальная комиссия. Фамилию абитуриента никто из проверяющих знать не будет, а саму работу проверят не в той области, где он живет.
- Чтобы получить второе высшее образование, тоже нужно проходить тестирование?
- Это необходимо выяснить в приемной комиссии конкретного вуза. Если вы получили техническое образование, а хотите стать гуманитарием, то процедура тестирования обязательна.
- Будут ли в этом году по результатам тестирования составлять рейтинги школ?
- Нет, это все равно что составлять рейтинги больниц по средней температуре их пациентов. Во-первых, далеко не все выпускники в нынешнем году изъявили желание сдавать тесты и поступать в высшие учебные заведения. Есть даже такие школы, где ни один выпускник не захотел поступать.
- В сельских школах?
- Представьте, что и в городских тоже.
- Неужели и в Киеве есть такие?
- Нет, в Киеве таких школ нет. А в целом причины, из-за которых ребята решили не поступать, разные: кому-то не хватает знаний, а у кого-то просто нет денег на учебу.