Верховная Рада приняла в первом чтении законопроект «Об очищении власти»
Закон о люстрации, который долгое время не мог даже попасть в повестку дня пленарных заседаний, Верховная Рада все-таки приняла в первом чтении. Успешному голосованию парламентариев за документ «Об очищении власти», видимо, поспособствовал большой митинг под стенами Верховной Рады, участники которого активно и эмоционально требовали от законодателей одобрить законопроект.
Идея «очищения власти» состоит во введении механизма отбора претендентов на работу в государственных органах власти. Наряду с этим в обязательном порядке предлагается проверять действующих чиновников на соответствие занимаемой должности. Закон также определяет категорию граждан, которые заведомо не смогут стать госслужащими. Это должностные лица — начиная от премьер-министра и заканчивая районными прокурорами, — которые занимали свои посты с 25 февраля 2010-го по 22 февраля 2014 года. То есть все, кто служил не государству, а президенту Виктору Януковичу. Руководители среднего звена в структурах исполнительной власти и президентской администрации, а также главы налоговых и милицейских подразделений, работавшие в этих органах с 1 декабря 2013-го по 22 февраля 2014 года и не уволившиеся по собственному желанию, также попадают в категорию лиц, не прошедших проверку.
Упомянутые категории бывших госчиновников, а также те из них, которые отказались проходить процедуру проверки, подлежат увольнению и лишаются права занимать руководящие должности в течение последующих десяти лет. Впрочем, из этого правила есть исключение: оно не касается людей, занимающих выборные должности.
— То есть не распространяется ни на главу государства, ни на народных депутатов? — поинтересовались «ФАКТЫ» у одного из авторов законопроекта «Об очищении власти», народного депутата Леонида Емца.
— Согласно нашему законопроекту президент люстрации не подлежит. Мы с коллегами считаем, что недавние выборы показали высокую степень доверия людей к нынешнему главе государства. Что же касается лиц, собирающихся баллотироваться в Верховную Раду или местные советы, то в Конституции есть четкое определение тех, кто может избираться и быть избранным. Напомню: народным депутатом может быть гражданин Украины, достигший ко дню выборов двадцати одного года, имеющий право голоса и проживающий в стране в течение последних пяти лет. На полномочия парламентария не может претендовать гражданин, имеющий судимость за совершение умышленного преступления, если эта судимость не погашена и не снята в установленном законом порядке. Мы не вправе изменять то, что записано в Конституции.
Хочу подчеркнуть, что наш закон предусматривает ряд требований к тем, кто намерен баллотироваться в Верховную Раду. Им предложат подать не только личную налоговую декларацию, но и аналогичный документ своих ближайших родственников — родителей, детей, братьев, сестер, бабушек, дедушек… Если уж ты решил претендовать на звание народного избранника, будь добр, договорись с членами семьи, чтобы и они прозрачно показали свои доходы.
— А если кандидат в народные депутаты не захочет этого делать?
— Ему никто не сможет запретить баллотироваться. Но общество, готовясь к голосованию, как минимум будет знать, что один из возможных претендентов на депутатское кресло — «отказник» и, вероятно, ему есть что скрывать.
Что же касается людей, занятых на государственной службе, то вопрос добровольности перед ними не стоит. Если контролирующие органы придут к выводу, что чиновник профессионально непригоден или же не может доказать соответствие своих доходов расходам, то он будет уволен и его дальнейшей судьбой займется прокуратура.
— Несколько лет назад в Украине был принят антикоррупционный закон, который как раз и обязывал кандидатов в госслужащие проходить соответствующие проверки…
— Законопроект «Об очищении власти» не дублирует упомянутый вами документ. В нашем случае речь идет об одноразовой комплексной проверке, по результатам которой госслужащий либо останется на своем месте, либо будет уволен. Основные критерии — это профпригодность и соответствие доходов уровню жизни. Чиновники, обслуживавшие Януковича, бывшие кагебисты и руководители Компартии и комсомола УССР, а также другие категории граждан, подлежащие люстрации на основании нашего закона, будут уволены автоматически.
— Кстати, об ответственности. Согласно законопроекту, люстрации подлежат правоохранители, причастные к фальсификации дел против участников акций протеста, проходивших с февраля 2010 года. И судьи тоже?
— В первую очередь речь идет о тех, кто незаконно преследовал участников Авто- и Евромайдана… Я лично принимал участие в почти сотне аналогичных процессов. Мы пытались взять на поруки незаконно задержанных активистов протестных акций. Так что не понаслышке знаю: судьи, правоохранители и прокуроры выполняли приказы режима Януковича, нисколько не озадачиваясь вопросом наличия или отсутствия вины в действиях задержанных. В Киеве, например, в отношении участников самых разных событий милиционеры составляли абсолютно идентичные рапорты. Повторяли все, вплоть до орфографических ошибок! И было совершенно ясно, что это фальсификации. Причем это понимали не только мы, но и принимавшие решения об аресте активистов судьи. Но они лишь качали головами: мол, вы же понимаете, нас вынуждают, мы рискуем… И приговаривали невиновных людей к 14 годам лишения свободы… Такие судьи обязательно должны ответить за свои действия.
— Если не ошибаюсь, единственный киевский судья, подавший в отставку в разгар Евромайдана, — это Ирина Мамонтова, которая, будучи главой Оболонского райсуда, отпустила задержанных активистов под домашний арест…
— Ни один судья из тех, кто судил участников мирных акций, не принял решение, основываясь на принципах верховенства права и доказательствах, которые были предоставлены обвинением и защитой. Все они действовали в рамках задач, поставленных режимом Януковича. Процедура проверки деятельности судей прокуратурой и привлечение их к уголовной ответственности достаточно сложна. Пока пройдут дисциплинарные проверки, пока заработает Совет юстиции и Верховная Рада примет решение о лишении их статуса, пройдет очень много времени. Наш закон позволит ускорить этот процесс. А уже потом степень вины судей установят прокуратура и новый независимый суд.
— Законопроект также гласит, что не прошедшими люстрационную проверку являются и руководители территориальных избиркомов, которые фальсифицировали результаты президентских выборов в 2004 году и парламентских — в 2012-м, если это было доказано судом. Получается, что фальсификаторам грозит двойное наказание?
— То, что президентские выборы в 2004 году были сфальсифицированы, доказал Верховный суд Украины, принявший решение о проведении третьего тура. Но практически никто из фальсификаторов, а я имею в виду конкретных исполнителей — глав или секретарей комиссий, подделавших протоколы в пользу Януковича, — наказания не понес. Апробированная ими практика подделки результатов голосования сработала и на парламентских выборах 2012 года. Из-за фальсификаций так и не смогли установить результаты голосования в некоторых округах. То есть людям, которые проявили готовность подделывать документы за деньги, обещали, что они никоим образом за это не пострадают. Но они тоже должны понести ответственность за преступления, независимо от того, сколько времени прошло с момента их совершения. Потому что вследствие преступлений, связанных с выборами, в органы власти попадают депутаты-коррупционеры, последствия деятельности которых намного страшнее для государства, чем, например, кража или мошенничество…
Кстати, авторы законопроекта предлагают запретить принимать на работу госслужащих, чьи действия нанесли государству ущерб на сумму как минимум миллион гривен, и это было доказано судом.
Как известно, недавно в суде началось рассмотрение иска о запрете деятельности Коммунистической партии, которой инкриминируют финансирование сепаратизма и терроризма. Состоялось уже два заседания, но процесс ожидает быть долгим. Однако если законопроект «Об очищении власти» таки будет принят окончательно и подписан президентом, то под его действие попадут бывшие высокопоставленные коммунисты и комсомольцы, избранные руководителями центральных и областных комитетов КПСС и ВЛКСМ до 19 августа 1991 года, то есть еще до провозглашения независимости Украины.
Субъектами люстрационного закона может стать огромное количество наших сограждан, однако его положения не планируют применять в отношении участников Антитеррористической операции на востоке Украины.
Фото сайта ru. golos.ua