История современности

"В XVIII веке Большая Лаврская колокольня была самым высоким сооружением в Европе"

6:30 — 4 сентября 2014 eye 5352

После 11-летнего перерыва, связанного с реставрацией, публике в ближайшее время будет открыт доступ на один из символов столицы — колокольню Киево-Печерской лавры

— Столь масштабной реставрации, как нынешняя, на Большой Лаврской колокольне прежде не проводили, — говорит главный архитектор Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника Александр Романченко. — Работы выполнены от маковки до самого основания, даже фундаменты исследовали. Кстати, бытует романтическая легенда, что они сделаны в виде колокола. На самом деле это не так.

Колокольню закрыли на реставрацию в 2003 году. Тогда в аварийном состоянии находился купол, отслаивались и падали большие куски штукатурки, был ряд других проблем. Их устранение растянулось на 11 лет из-за того, что продолжительный период работы не финансировались. Но все уже позади. Накануне Дня независимости Украины с помощью мощного крана на звонный ярус подняли и установили огромный семитонный колокол Всех Святых (в 2005 году его подарили митрополиту УПЦ Владимиру, к сожалению, уже покойному). Запланировано, что в конце сентября — начале октября мы вновь откроем колокольню для посетителей.


*Реставраторы обнаружили на верхних ярусах много украшений фасада, часть из которых будто специально замаскированы — их трудно заметить, даже когда поднимаешься туда по строительным лесам

— К нам сейчас присоединится главный архитектор института «УкрНИИпроектреставрация» Лариса Цяук, и мы пройдем на колокольню, — говорит заведующий отделом заповедника Анатолий Овчар. — Лариса Игоревна занимается этим объектом уже 20 лет. Пожалуй, лучше нее о реставрации колокольни никто не расскажет.

— Во время нынешней реставрации обнаружилось множество интересных деталей декора фасадов, которые находятся в основном на уровне верхнего четвертого яруса и невидимы снизу, — говорит Лариса Цяук. — Рассмотреть их можно только со строительных лесов. Но даже когда поднимаешься на леса, многие из них сразу не заметишь — они искусно замаскированы. Одной из таких деталей является барельеф с изображением руки, сжимающей ветвь. Он является частью древней эмблемы, известной с XIV века, которая изображалась графически в виде руки, выходящей из облака со щитом и сжимающей ветвь лавра. Эта эмблема сопровождалась девизом «Под щитом!» и обозначала желание согласия и мира. В нашем случае щит и облако отсутствуют, а трактовка «руки» и «ветви» многообразна. Я расцениваю этот символ как личное клеймо мастера, предназначенное собратьям-зодчим.

— Кто этот мастер?

— Безусловно, архитектор Иоганн Фридрих Шедель, который сделал проект и построил колокольню. Он был выходцем из Германии. Как раз тогда — в первой половине XVIII века — в Европе зародилось масонство как закрытое для непосвященных движение строителей сложных высотных зданий, в частности костелов. У членов этой организации было принято оставлять в труднодоступных местах сооружений тайные послания, подобные тому, которое я обнаружила на Большой Лаврской колокольне. Можно предположить, что Шедель — один из первых романтических масонов, для которых в то время идеалами были борьба с бедностью, а не с богатством, равенство, братство, свобода духа.


*Этот знак — рука с веткой, — оставленный на фасаде архитектором Шеделем, вероятно, является масонским

Следует сказать, что монахи Киево-Печерской лавры изначально заказали проект колокольни архитектору Федору Васильеву из Санкт-Петербурга. Этот зодчий запроектировал ее пятиярусной. Он хотел украсить колокольню большим количеством скульптур, сделать ее подчеркнуто нарядной, пышной, праздничной — в соответствии с господствовавшим тогда стилем барокко. Однако не сошелся с монастырем в цене за свои труды, забрал чертежи и уехал. Тогда пригласили Шеделя, который работал в то время в Москве. Вместо пятиярусной колокольни он построил четырехъярусную, увеличив при этом ее высоту с 85,5 до 96,5 метра. Нижний ярус выполнил в стиле классицизма, который тогда входил в моду, а верхние сделал барочными.

В интерпретации деталей автор дал волю своему творческому воображению. Яркий тому пример — барельефы гербов Российской империи, расположенные на четвертом ярусе. Предполагаемые проектом двуглавые орлы в варианте Шеделя имеют третью шею, увенчанную короной, а в лапах этих геральдических птиц отсутствуют положенные им символы власти — скипетр и держава! Это нетрудно увидеть с земли — орлы крупные, размах их крыльев два метра. Или взять барельефы фантастических цветов на капителях. На некоторых из них легко угадывается очертание обнаженной женской груди. Все эти украшения выполнены из обожженной керамики. Формы для них Шедель делал своими руками, что и давало возможность импровизировать.

Такие архитектурные элементы, как замковые камни, он украсил маскаронами — лицами устрашающего вида бородатых стариков. На одном из декоративных элементов (метопе) архитектор написал свое имя и указал годы начала и окончания строительства колокольни — 1731—1744. Кстати, на тот период это сооружение было самым высоким в Европе — 96,5 метра.

На колокольню мы поднимались по толстым, сантиметров десять, деревянным ступеням, установленным здесь в XIX веке.

— Видите, они отлично сохранились, — говорит Анатолий Овчар. — Мы их обработали огнезащитным составом и вскрыли лаком. Теперь хоть ведро воды на них вылей — дерево не намокнет.

— Здесь 374 ступени, преодолеть их пожилым и не очень крепким людям тяжело, поэтому я сторонник того, чтобы в будущем поставить в сквере за колокольней панорамный лифт — тогда значительно больше людей будут подниматься на колокольню, — говорит присоединившийся к нам бывший директор «УкрНИИпроектреставрация» Анатолий Антонюк.

— Прочь руки от колокольни, — живо отреагировала на эти слова бывшего шефа Лариса Цяук. — Туристов привлекает то, что они своими ногами поднимаются по стариной лестнице. Лифт им ни к чему, к тому же он изменит первоначальный вид строения.

В это время мы дошли до звонного яруса, где размещены колокола, в том числе гигантский семитонный.


*Лариса Цяук: «Этот колокол весом семь тонн установили здесь накануне Дня независимости Украины»

— Его «язык» весит 190 килограммов, — сообщил Анатолий Овчар, любуясь на богато украшенный колокол Всех Святых. Наши сопровождающие даже ударили в него, чтобы мы услышали, как великолепно и долго он звучит.

Мы начали взбираться еще выше и вышли на галерею четвертого яруса полюбоваться расположенным рядом Успенским собором — одним из первых храмов Киевской Руси. В конце 1990-х годов он был воссоздан по указу президента Украины Леонида Кучмы.

— Расстояние от собора до колокольни около 50 метров, — говорит Лариса Цяук. — Вы знаете, что осенью 1941 года этот храм разрушил колоссальной мощности взрыв (до сих пор историки не пришли к единому мнению о том, кто совершил это злодеяние — гитлеровские оккупанты или НКВД. — Авт.). Колебания почвы были как при девятибалльном землетрясении, но колокольня устояла и серьезно не пострадала. Кстати, стены ее нижнего яруса имеют толщину восемь метров.

Реставрировать колокольню начали сразу после войны под руководством Николая Холостенко и Мариониллы Говденко. Я считаю себя ее ученицей. После этого было еще несколько реставраций. Во время позапрошлой не нашлось денег на замену утраченной позолоты медного купола, и нам пришлось красить его охрой под цвет золота. На этот раз закупили сусальное золото. Кстати, покрытие купола тончайшими листами золота невозможно выполнить, если дует даже слабый ветер, поэтому место проведения работ укрыли шатром. Пришлось также укреплять крест — некоторые его детали были плохо закреплены. Реставрация начиналась с самой высокой точки и постепенно переходила на нижние отметки.

Под руководством Мариониллы Говденко в середине прошлого века реставраторы скрупулезно анализировали состав старинной штукатурки, восстанавливали технологии средневековых строительных растворов с использованием яичного белка и молока. Мы отошли от такой практики — применяем высококачественные немецкие материалы, предназначенные для реставрации. Важно, что они на известковой основе. В ходе ремонтных работ в 1970—80 годах использовали цемент. Этот материал имеет свойство впитывать влагу, из-за чего стены постепенно разрушались. Теперь цемент повсюду убрали.

В небольшом зале нижнего яруса сняли постеленный там в прошлом веке асфальт и увидели аутентичный пол XVIII века, уложенный кирпичом крупного размера. Прежде в том зале хранились старинные могильные плиты с захоронений, находившихся в Успенском соборе. Теперь в этом помещении будет экспозиционный зал.

Поднимаясь выше, мы прошли помещение, в котором находятся лаврские куранты (они работают с 1903 года, не оснащены циферблатом, поэтому их можно только слушать), и остановились возле крутой деревянной лестницы. Она ведет в подкупольное пространство, куда туристов не пускают. Там находится очень большая деревянная лебедка XVIII века, с помощью которой во время строительства колокольни поднимали грузы на верхние ярусы. Нам предложили ее осмотреть. Дерево, из которого она сделана, хорошо сохранилось, механизм находится в рабочем состоянии.

— Колокольня имеет отклонение от вертикали на 62 сантиметра, причина этого неизвестна, — говорит Лариса Цяук. — По одной из версий, крен образовался изначально при строительстве, ведь в первой половине XVIII века не было достаточно точных приборов, чтобы строго под прямым углом построить грандиозное сооружение высотой 96,5 метра (в ясные дни колокольня видна с расстояния 25—30 километров. — Авт.).

Когда мы спустились вниз и вышли на улицу, Лариса Игоревна показала нам точку, с которой отлично видна одна из архитектурных изюминок колокольни — барельеф ангела в полете. Он находится на большой высоте в так называемом аттиковом ярусе.

— Некоторые работы по реставрации колокольни пока остаются невыполненными, — сказала нам на прощание Лариса Цяук. — Предстоит отреставрировать входные двери, зал второго яруса, цоколь, установить ультразвуковую систему для отпугивания птиц… Но основная часть работ успешно завершена. Это обеспечило безопасность и возможность доступа посетителей.

Фото Сергея Тушинского, «ФАКТЫ»