Наука и технологии

Дорожающий бензин вызвал ажиотаж вокруг автомобилей на электричестве

1:45 — 4 сентября 2014 eye 6688

Подержанные электромобили из США сейчас раскупают еще до того, как очередная партия машин попадает в Украину

Цена 95-го бензина в Украине перешагнула очередную «психологическую» отметку в 17 гривен за литр. Одни водители устанавливают на автомобили газобаллонное оборудование, другие подыскивают варианты замены машины на бензине на более экономичную дизельную, и все больше становится тех, кто отважился на покупку… электромобиля. Ездить на электричестве дешевле в десятки раз — «заправка» на сто километров пробега обойдется в 5—10 гривен. Безусловно, машины на электротяге весьма недешевы. Но выход найден. Украинские автотрейдеры начали закупать в США попавшие в незначительные ДТП электромобили с небольшим пробегом, затем доставлять их в Харьков, ремонтировать, приводить в порядок. За счет этого цену электромобиля удалось снизить почти в два раза — практически до стоимости такой же модели на бензине.

Китайский электромобиль можно приобрести за 12—13 тысяч долларов

Переоборудовать автомобили на электротягу в Украине начали еще в девяностые. Энтузиасты использовали в основном «Таврии» или «Славуты» — машины дешевые, но, что еще важнее, с относительно малым весом (чем ниже вес электромобиля, тем меньше требуется дорогостоящих аккумуляторных батарей и, следовательно, дешевле обходится сама переделка). Сегодня вашу машину готовы превратить в электромобиль десятки мастерских — технология отработана, в Интернете продаются комплекты необходимого оборудования. Увы, цены кусаются.

— Мы составили приблизительный список затрат на переоборудование, — рассказывают в клубе «Электро-Автосам». — Если вас устраивает пробег на одном заряде 50 километров, придется потратить 6 тысяч долларов, пробег 100 километров — 10 тысяч долларов, пробег 200 километров — 20 тысяч долларов. Почему такая разница? 60—70 процентов от суммы переоборудования — цена аккумуляторов. Ну и установка хорошего электродвигателя с возможностью рекуперации (возвращение энергии для повторного использования. — Ред.) может стоить до 3,5 тысячи долларов. Это не значит, что нельзя сделать электромобиль дешево. У нас в клубе есть пример переделки своими руками Ford Fiesta в электромобиль с бюджетом чуть более тысячи долларов. Но пробег машины без подзарядки составлял 40 километров при максимальной скорости 50 километров в час. И в итоге хозяин купил хорошие литиевые аккумуляторы, что увеличило стоимость проекта до цен, указанных выше.

Эксперты подсчитали: чтобы окупить вложенные в строительство электромобиля деньги, понадобятся годы. За это время батареи успеют отслужить свой срок, и владельцу машины придется вновь тратить деньги на их покупку.

Ситуацию не особенно изменило и появление года два-три назад в Украине «заводских» электромобилей из Китая. При цене, как у современного корейского или даже европейского авто, китайские машины на электротяге — это весьма примитивные «малолитражки» с очень небольшим запасом хода. Раскупали их неважно, — к примеру, сейчас один из столичных автосалонов дораспродает электромобили, ввезенные еще в прошлом году. Так как растаможивались машины еще по курсу 8 гривен за доллар, цены весьма приятные — 12—13 тысяч долларов.

— Сразу предупреждаем, — сказали нам в салоне. — Автомобиль проезжает без подзарядки до 100 километров, но это в идеальных условиях. Зимой пробег процентов на 30—40 меньше. Так что оптимальный вариант и дома, и на работе иметь возможность для подзарядки. Кроме того, печь в машинах слабенькая, так что в морозы в салоне прохладно.

Но самый большой недостаток «китайцев» — недолговечные кислотные аккумуляторы, которые при ежедневной эксплуатации года через три-четыре придется менять. Стоимость нового комплекта батарей — 3 тысячи долларов. На автомобили можно поставить более современные литиевые батареи, но тогда и цена машины будет совсем другой.

Машина на электротяге обходится в десятки раз дешевле традиционной

Недавно в Украине появились подержанные электромобили Nissan Leaf (на фото), что в корне изменило отношение к машинам на электричестве. В отличие от «китайцев» это полноценный автомобиль с мощным мотором, современными литиевыми батареями и богатым оснащением.

— В Америке дается гарантия на Leaf — 160 тысяч миль (порядка 200 тысяч километров. — Ред.), — рассказал один из поставщиков. — Это значит, что батареи прослужат минимум семь-восемь лет. Пробег ав­томобиля без подзарядки — 200 километров, если ехать без включенного кондиционера или печки. С нагрузкой пробег сократится до 140—150 километров. Зимой еще меньше. Но для большинства людей этого достаточно, чтобы съездить на работу и домой, учитывая, что в пробках электромобиль расходует минимум «топлива» в отличие от обычных машин. Контролировать «запас хода» просто — на приборной панели высвечивается количество километров, которые машина может проехать в таком режиме движения. Разгоняется Leaf до 150—160 километров в час, но учтите, что при больших скоростях резко увеличиваются энергозатраты. Оптимальная скорость для электромобиля — 50—60 километров в час. Техобслуживания машина не требует — ни фильтров, ни свечей у нее нет. Только раз на 40 тысяч километров необходимо менять масло в редукторе.

Стоимость нового Leaf даже в Соединенных Штатах достаточно велика. Совсем другое дело — подержанная машина. В Америке ее можно купить довольно дешево, да и с ввозом в Украину проблем никаких — в отличие от драконовских акцизов на обычные легковые авто, для бэушных электро­мобилей налог минимален.

— В США даже после мелкого ДТП автомобиль попадает в базу данных, и его покупать не хотят, — поясняет автопоставщик. — Вот мы и подыскиваем электромобили после аварии, но без серьезных повреждений и с минимальным пробегом. Ремонтируем, если нужно, меняем бампер, рихтуем-красим крыло, дверцу. Благодаря этому мы даем очень низкую цену — порядка 25 тысяч долларов. С учетом богатой комплектации (восемь подушек безопасности, коробка-автомат и так далее) это на уровне стоимости аналогичной новой машины на бензине.

Полностью подзаряжается Leaf от обычной розетки за пять — семь часов, «съедая» около 25 киловатт электроэнергии, то есть около 10 гривен. Проехав 150 километров, аналогичная машина с двухлитровым мотором израсходовала бы бензина гривен на 200.

А если электромобиль израсходует весь заряд батарей и остановится на трассе? По словам экспертов, в «походных условиях» машину можно подзарядить от обычного бензинового генератора. Причем даже с полностью «посаженными» тяговыми батареями электромобиль не останется без питания. Есть еще один аккумулятор, отвечающий за бортовой компьютер, дворники, стеклоподъемники.

По словам поставщиков, электромобили сейчас раскупают еще до их прибытия в Украину.