В Запорожье стремительно растет популярность велодвижения. Недавно энтузиасты собрались семьями от мала до велика, чтобы прокатиться по центральному проспекту, украсив себя вышиванкой, веночком, национальным флагом или раскрасив в сине-желтый цвет двухколесную машину. Самый большой интерес во время пробега вызвал деревянный электровелосипед, который собственноручно сделал 47-летний частный предприниматель Александр Лисицын.
«ФАКТЫ» встретились с Александром в небольшой столярной мастерской, где он организовал производство мебели.
— На свой первый велосипед, трехколесный, я сел года в два, — рассказывает мастер. — А к работе с деревом меня приучили в школе: у нас был хороший учитель труда, неплохая столярная мастерская. На уроках выпиливали лобзиком поделки, дарили их друзьям и родителям. От этой работы я получал удовольствие.
В школьные годы Саша заинтересовался и самолетами. Из дерева изготавливал авиамодели, мечтал летать сам, поэтому после армии поступил в Запорожский авиационный центр. Там освоил реактивный самолет Л-29. Кроме того, окончил запорожский гидротехникум по специальности техник-механик. Но в итоге вынужден был заняться предпринимательством, тут и пригодились столярные навыки.
— Будучи заядлым велосипедистом, я в Интернете прочитал о людях, которые делают двухколесные машины из дерева,— рассказывает Александр. — Решил изготовить такую, но не копируя предложенные модели, а добавив что-то свое. Разработал дизайн и сделал электровелосипед из дерева, при этом электрооборудование спрятал в раму.
— Рама должна быть очень прочной. Вы ее делаете из фанеры или цельного дерева?
— В первых двух электровелосипедах она изготовлена из корабельной влагостойкой фанеры высшего сорта (15-миллиметровой толщины) с деревянными вставками из платана. Сверху дерево обработано лаком для яхт. Поэтому на таком велосипеде можно спокойно ездить в дождь — коррозии он не боится, прослужит не меньше десяти лет. Кроме того, такая двухколесная машина несет положительную энергетику, поскольку создана из экологических материалов.
Мастер показывает заготовку очередного велика: «Вот тут фанера склеивается в пять слоев. А это наш логотип: «Wood Custom Bikes», то есть «деревянный самодельный велосипед».
— В ваших велосипедах остались металлические детали?
— Только алюминиевые двойные обода, остальное — в том числе и вилка, из ясеня.
— Сколько такая машина весит?
— Первые две модели с полным электрооборудованием вышли 30 и 35 килограммов. Для электровелосипедов это нормально, они не тяжелее алюминиевых. Новую модель постараемся упростить, сделать еще легче. Но у нас есть и трековый велосипед, не оснащенный электрооборудованием, который весит меньше десяти килограммов.
Два электровелосипеда мастер представил в прошлом году на конкурс самодельных электромашин, который ежегодно проводит сайт epowerbikes.ru, и один из них занял там первое место! Александр признается: было приятно услышать высокую оценку специалистов. Даже ребята из московского университета машиностроения, также выставлявшие свои модели, проголосовали за украинское изделие.
— Какие двигатели устанавливаете на велосипедах?
— Двигатели постоянного тока китайского производства. Первая модель без подзарядки могла преодолеть 40 километров при скорости 25 километров в час. Второй велосипед развивал скорость уже до 40 километров в час. Сейчас разрабатываем модели с двумя аккумуляторами, чтобы они могли проехать 60 и даже 100 километров.
— Как заряжается электровелосипед?
— От розетки, в течение четыре-пяти часов. Зарядное устройство — как у мобильного телефона.
*Этот велосипед изготовлен из корабельной влагостойкой фанеры, а электродвигатель находится внутри рамы
— Вы готовы продать один из велосипедов?
— Не продать, а изготовить на заказ. Эти я делал под себя и не хочу с ними расставаться. Стоить он будет не меньше 20 тысяч гривен. Судите сами: аккумуляторы — до четырех тысяч гривен, двигатель — тысячи две, примерно семь тысяч — электронабор, плюс две-три тысячи — велодетали. И добавьте работу мастера. Велосипед сделаем в течение двух месяцев, потому что предстоит заказывать определенные детали. Столяркой занимаюсь я сам, брат Владимир — электронщик, ему привычнее работать с проводами. Иногда нам помогает сын Максим. Все мы заядлые велосипедисты. В моей семье только жена пока не приобщилась к велоспорту.
Фото автора