Все течет, но практически ничего не меняется в судьбе причастных к банкротству некогда частного, а потом вынужденно ставшего государственным банка «Родовид». С начала истории его падения в Украине сменилось три президента, несколько правительств, а о судебных процессах над авторами банковской аферы, которая стоила государству не одну сотню миллионов гривен, так и не слышно. Более того, ситуация складывается таким образом, что и судить-то, не исключено, будет попросту некого.
Один из причастных к развалу «Родовида», экс-депутат Александр Шепелев сбежал из-под стражи. Его супруга Галина, утверждающая, что муж не сбежал, а… исчез, также сменила место пребывания с камеры в СИЗО на домашний арест, который вряд ли станет препятствием для «исчезновения» подозреваемой из поля зрения следователей. Кум четы Шепелевых Сергей Данылив, обвиняемый в причастности к покушению на убийство одного из основных свидетелей разворовывания средств «Родовида» и арестованный в связи с этим еще в 2012 году, борется за статус политического узника режима Януковича, то есть за возможность выйти из СИЗО в качестве амнистированного участника Майдана. При этом в Генпрокуратуре, судя по всему, руки не доходят не только до пресечения попыток подозреваемых избежать наказания. Складывается впечатление, что следователям некогда заниматься и кропотливой работой по возврату из-за рубежа в госбюджет средств, незаконно выведенных из уже управляемого временной государственной администрацией «Родовида». Банка, родословная которого стала примером противопоставления семьи и денег.
И это при том, что бывший вице-президент вышеупомянутого финучреждения Сергей Дядечко, на которого весной 2012-го было совершено покушение, а позднее — готовилось еще одно, еще в марте нынешнего года на своей пресс-конференции заявил, что местонахождение по крайней мере части средств разворованного «Родовида» давно известно: на швейцарских счетах Галины Шепелевой.
*Государство до сих пор спасает «Родовид», вливая в банк значительные суммы (фото Сергея Даценко, «ФАКТЫ»)
На запрос редакции, направленный в Генпрокуратуру с целью прояснить судьбу заявления о преступлении — а именно такое сделал Сергей Дядечко почти полгода назад — в главном надзорно-правовом ведомстве «ФАКТАМ» сообщили:
«Генпрокуратура Украины завершила досудебное расследование уголовного производства по факту совершения Александром Шепелевым правонарушений… в том числе и организации на протяжении июля 2009 года — марта 2010 года оформления и подписания должностными лицами ПАО „Родовид“ и Галиной Шепелевой фиктивных договоров аренды… на основании которых банк на счет Галины Шепелевой перечислил средства в сумме 18 458 420 гривен, которыми они распорядились по своему усмотрению. Начата процедура ознакомления обвиняемого с материалами уголовного производства. В связи с побегом 06 июля 2014 года Александра Шепелева досудебное расследование остановлено… По факту побега начато досудебное расследование, данные о котором внесены в Единый реестр досудебных расследований. Шепелев объявлен в розыск. Предоставить сведения по другим вопросам, поставленным в запросе, учитывая требование ст. 222 Уголовно-процессуального Кодекса Украины, нет возможности».
Очень хочется думать, что «отсутствие возможности» связано с необходимостью, как говорится, без шума и пыли завершить процесс возврата государству украденных у него средств. Подозрения же в том, что следственные органы еще не приступали к этому вопросу, являются беспочвенным. Хотя бы потому, что многие детали незаконного вывода денег из «Родовида» за рубеж являются достоянием обществености.
Как ранее неоднократно сообщали СМИ, следствие установило, что государственные средства из «Родовида» уже в период его полураспада на фоне финансового кризиса уходили двумя основными «траншами». Под обоснование первого из них был подведен роскошный офисный комплекс в центре столицы — на углу Софийской площади и переулка Рыльского. По самому что ни на есть «случайному стечению обстоятельств» бизнес- центр принадлежал супруге Александра Шепелева — Галине. Легенда была такая. Вроде как уверенно и масштабно растущий «Родовид» (и это, напомним, в период мирового финансового кризиса, когда, как и многие отечественные финучреждения, этот банк, образно говоря, еле дышал!) желает разместить в этом здании свой головной офис. Причем документы составляются так, что «соглашение о намерениях» якобы подписано еще до финансового крушения (в 2009 году), а выполнять его должна вроде как уже временная госадминистрация, назначенная гораздо позже. Как бы там ни было, из средств рекапитализации 24 миллиона гривен перечисляются «на ремонт помещения» (не может же такой уважаемый банк сидеть в обветшалых хоромах), а затем еще 18 миллионов гривен — «за аренду помещения» (в котором идет ремонт!).
Впоследствии руководитель строительной компании-подрядчика Владимир Артюх на открытом судебном заседании признает себя виновным в том, что принимал пассивное участие в выводе средств путем подписания фиктивных документов вместо реального выполнения работ. Основным идеологом схемы финансовых махинаций назовет Александра Шепелева, а соучастником — его жену Галину, которой и принадлежит это здание. Артюх чистосердечно раскаялся в содеянном был освобожден от уголовной ответственности. Впоследствии даже отправился отрабатывать грехи на реконструкции центрального стадиона Евро-2012 НСК «Олимпийский». Без положенного конкурса, зато под бдительным финансовым надзором «новой власти». Дескать, нам такие люди нужны.
А вот вторым траншем Шепелевых была оплата «Родовидом» 301 миллиона 600 тысяч гривен за юридические услуги некоего адвокатского объединения «Бриарей», руководил которым личный юридический советник Александра Шепелева — Денис Бадзюк. Значимость суммы, видимо, оправдывалась «непримиримой борьбой» за выбивание долгов из фирмы «Баски плюс 2004 год», входившей в состав «Group DF» Дмитрия Фирташа. И, судя по всему, чем мрачнее рисовался его образ, тем выше становилась сумма. По итогу «непримиримой борьбы» банк получил в собственность уцененный участок на Оболони площадью 113,5 гектара, под которым проходил магистральный трубопровод, превращающий эту землю в заведомо не подлежащий застройке пустырь. Собственностью же подконтрольной Шепелеву юридической конторы «Бриарей» стали вполне ликвидные деньги. Они не задержались в Украине.
Свыше 300 миллионов гривен сначала в качестве «гонорара» поступили на счета адвокатов «Бриарея» Дениса Бадзюка и Алексея Левченко, а спустя несколько часов были оперативно обналичены, переведены в доллары и поступили на депозитные счета Галины Шепелевой, ее матери Ларисы Кузнецовой и сына Михаила Шепелева. Стали, так сказать, их «личными сбережениями». Как рассказал на пресс-конференции Сергей Дядечко, с этих счетов деньги ушли на кипрский оффшор Pro-Mark Savers Club Limited, обслуживающий Александра Шепелева. А с этого оффшора, в свою очередь, на счета компаний Aerotech Management Limited и Ledoyen Holdings Limited (обе контролируются Галиной Шепелевой) в швейцарском банке Pictet and Co Bankers. При этом Шепелевым удалось скрыть от служб финансового мониторинга этого банка реальные источники происхождения денежных средств путем предоставления Pictet and Co Bankers фиктивных документов об источниках средств.
Некая сумма из мастерски выведенных из «Родовида» денег досталась и фирме ICD Investments, которую контролирует бизнесмен Сергей Касьянов. В свое время он несколько дней занимал должность губернатора Днепропетровской области. Но Шепелевы доверили ему средства наверняка не потому, что видели в нем перспективного политика. Касьянов вполне вписывался в их семейный подряд, так как сын экс-губернатора пребывает в тесных отношениях с дочерью Шепелева… Именно со счета фирмы Касьянова, как рассказал на пресс-конференции Сергей Дядечко, были перечислены более миллиона долларов, которые могли пойти в качестве оплаты за расправу над ним. Ведь бывший вице-президент «Родовида» посвящен в детали аферы вывода за рубеж более 300 миллионов гривен. Напомним, по данным следствия, в организации второго покушения на Сергея Дядечко (в причастности к первому в 2012 году обвиняют кума четы Шепелевых Сергея Данылива) принимал участие отец Галины Шепелевой — Михаил Фриденталь. Имеется информация, что он обсуждал со своим знакомым в Москве детали фальсификации уголовного дела против экс-вице-президента «Родовида». Планировалось, что Дядечко будет объявлен в международный розыск, последуют его задержание и выдача в Россию, где под стражей он совершенно случайно «не выживет».
Как упоминалось выше, «организацию покушения» оплатили все с тех же счетов Галины Шепелевой в швейцарском банке «Pictet» транзитом через компанию ICD Investments Сергея Касьянова. Ему же достался и последний совместный бизнес-актив состоятельной четы Шепелевых — Европейский банк рационального финансирования. Он был тихо продан Сергею Касьянову в апреле 2013 года вскоре после того, как в январе против Александра Шепелева открыли уголовное дело. Но тогда бывший народный депутат избежал общения со следователями, потому что чета из Украины проследовала за границу к своим сбережениям. Летом 2013 года они так же вместе будут задержаны в Будапеште, попросят статус беженцев, преследуемых в Украине правящим режимом, но в результате весной 2014 года будут экстрадированы на родину. Ибо в Венгрии «людям с уголовными обвинениями политическое убежище не предоставляется».
В Украине Шепелевы так же на пару будут утверждать, что уже пребывают в преклонном возрасте, накопили массу заболеваний и потому не подлежат уголовному преследованию. Первым официальную судебно- медицинскую экспертизу назначат Александру Шепелеву. Но, не дожидаясь выводов экспертов, он предпочтет исчезнуть, подкупив тюремного охранника, дежурившего у палаты в отделении Киевской больницы скорой медицинской помощи. Адвокаты Галины Шепелевой также добились ее освобождения из СИЗО на основании постигшего ее тяжелого заболевания. Поэтому как никогда остро напрашивается вопрос — где же хоть какие-нибудь возращенные в страну деньги от расхищения банка «Родовид»? Не канут ли они в Лету?