Наука и технологии

Волонтеры: "Броневичок, который мы сделали из УАЗика, оказался незаменимым на передовой" (фото)

8:00 — 23 сентября 2014 eye 14674

Энтузиасты из Киева построили на базе внедорожников и в ближайшее время отправят 11-му добровольческому батальону еще две машины, обшитые броней собственной конструкции, выдерживающей попадание пули со стальным сердечником

С Владимиром Пацерой — одним из волонтеров, которые помогают 11-му батальону территориальной обороны «Киевская Русь», — мы направились в пригород столицы, где в лесной зоне на территории заброшенного объекта команда энтузиастов превращает обычные внедорожники в броневики.

*Эта команда за неделю превращает внедорожник в броневик. За рулем — Владимир Пацера, у борта — Геннадий Храмов, в кузове — Михаил Гуленко, Анжела Каракуц и Вячеслав, просивший не называть его фамилию (фото Сергея Тушинского, «ФАКТЫ»)

— Вначале я покажу вам небольшую коллекцию автомобилей времен Второй мировой войны, — предложил Владимир Пацера. Мы остановились возле внушительных размеров кирпичного ангара, окруженного столетними дубами, вошли внутрь. — Вся эта армейская техника — грузовик «шевроле» 1942 года, джипы «виллис», выпущенные в 1944-м, советский мотоцикл с коляской, сошедший с конвейера вскоре после окончания войны, — на ходу. В частности, этот мотоцикл несколько лет назад едва не утонул в болоте, когда мы с друзьями по военно-историческому клубу проводили близ Конотопа (Сумская область) реконструкцию отступления Красной армии осенью 1941 года. «Искупавшись», двухколесная машина без проблем завелась.

Сейчас очень многие члены нашего клуба воюют на Донбассе, причем большинство — в рядах 11-го батальона, поэтому мы взяли шефство именно над этим подразделением. Раритетные машины, которые находятся здесь в ангаре, решили не отправлять на войну, так как это музейные экспонаты. Другое дело более современная техника. Первые два автомобиля, которые батальон получил в качестве народной помощи армии, были советские военные грузовик ЗИЛ-131 и УАЗ. Их предоставила компания «Милитарист» (она занимается торговлей армейскими униформой и снаряжением, организует военные игры). ЗИЛ отправили в таком виде, в каком он был, а уазик ребята из батальона попросили обшить толстым металлом. Возник вопрос: кто может выполнить эту работу? Решили, что она по силам Геннадию Храмову и его товарищам, поскольку они занимаются офф-роудом (езда по бездорожью). Дело в том, что люди, которые увлекаются этим экстремальным видом спорта, как правило, сами ремонтируют свои машины. Почти каждый энтузиаст офф-роуда — отличный автомеханик.

Геннадий сразу сказал, что нет смысла просто обшивать УАЗ толстым металлом — пуля из того же автомата Калашникова все равно его пробьет. Нужна по-настоящему эффективная защита. Он сейчас сам расскажет, как удалось ее создать.

Мы сели в машину и через несколько минут приехали к автомастерской под открытым небом, обустроенной на поляне близ какого-то кирпичного строения. Здесь, возле двух полуразобранных джипов, трудились трое молодых людей и девушка.

— Ребята делают из этих машин броневики, — объяснил Владимир. — Надеюсь, дней за пять управятся, и мы сразу же отправим эту технику в батальон.

Знакомимся с мастерами, просим рассказать, как создавалась пуленепробиваемая обшивка.

— Прежде всего мы узнали, во сколько обойдется покупка заводской брони, — говорит Геннадий Храмов. — Оказалось, достать ее проблематично, к тому же она слишком дорогая — этого материала для одной машины нужно закупить на 15 тысяч долларов! Прибавьте к этому расходы на специальную сварку. Пришлось самим придумывать так называемую композиционную броню, состоящую из нескольких слоев обычной стали. Начали экспериментировать: делали различные варианты такой защиты и стреляли в нее пулями со стальным сердечником. Для этого использовали официально зарегистрированное оружие. За несколько дней методом проб нашли нужное решение: два стальных листа толщиной четыре миллиметра каждый, а между ними — слой уголков 20 на 20.

— Причем использование уголков других размеров должного эффекта не дало, — добавляет Владимир.

— А эффект вот в чем: пробивая первый лист металла, пуля теряет свою свинцовую оболочку, — говорит Геннадий. — Остается легкий стальной сердечник. Он меняет траекторию полета — отворачивает в сторону, из-за чего теряет пробивную силу и застревает в композитной броне.

*Боевую машину построили с учетом пожеланий солдат

С уазика мы полностью убрали корпус, заменив его сваренным из нашей брони. Причем каждая грань нового кузова расположена под углом — это сделало машину еще более защищенной. По ходу работы созванивались с батальоном, спрашивали, какие есть пожелания. Так что броневик строили с учетом мнения тех, кому на нем предстояло воевать. Крупнокалиберный пулемет установили, когда машина прибыла на фронт. Бойцы-добровольцы дали ей позывной Скорпион, так как внушительных размеров пулемет на относительно небольшом бронеавтомобиле напоминает жало этого существа.

*Бойцы назвали бронеавтомобиль Скорпион — внушительных размеров пулемет на нем напоминает жало этого существа

— Скорпион оказался очень востребованным — постоянно на боевых выездах, — говорит Владимир Пацера. — Машина маленькая, верткая, ездит быстро — попробуй в нее попади, а если и попадут, броня остановит пулю. Сепаратисты палят по броневику издалека: нападать с близкого расстояния мало кто решится — кому охота получить в ответ очередь из крупнокалиберного пулемета. С учетом всего этого вероятность того, что враг подобьет машину, сведена к минимуму. Днем на ней ездят, по ночам — ремонтируют, чтобы все механизмы работали, как часы, — в боевой обстановке от исправности техники может зависеть жизнь.


*Вячеслав показал нам муляж пулемета, который ребята используют при монтаже крепления для настоящего оружия

Недавно противник накрыл расположение батальона залпом из «Града», почти вся техника была уничтожена, а Скорпиону посчастливилось уцелеть. Когда мы готовили его к отправке на фронт, покрасили без нанесения на металл грунтовки, поэтому уже начала проступать ржавчина. Оказалось, что это даже на пользу: листва желтеет, а машина, ржавея, приобретает соответствующую ей маскировочную окраску.

— Во сколько обошлась переделка УАЗа?

— Порядка пяти тысяч долларов. Ребята из батальона попросили еще несколько небольших и маневренных броневиков. Для этого нужно было раздобыть внедорожники. Джип «Ниссан-Патрол» для второго броневика нам предоставила волонтерская группа киевского предприятия «Мега-Полиграф». А металл на изготовление брони дала компания «Укрпродукт». Гена Храмов со своими товарищами за неделю управились с превращением гражданского внедорожника в защищенную боевую машину, она уже на передовой. В батальоне на ней тоже установили крупнокалиберный пулемет.

Мы учли, что враг прежде всего стреляет по лобовым стеклам, поэтому на броневики ставим небольшие бронированные стекла немецкого производства, которые обеспечивают защиту примерно как бронежилеты четвертого класса — пуля их не берет.

Насколько мне известно, сейчас на этом «ниссане» развозят все необходимое на блокпосты. Правда, бойцы сказали, что он получился тяжеловатым, скорость из-за этого не очень высокая. Я у них спросил: «Сколько он выжимает?» — «До 106 разгонялись», — отвечают мне ребята. «Где вы видели БТР или БМП, которые бы так быстро ездили?» — говорю. Хотя я их понимаю: опасные участки дороги им нужно преодолевать как можно быстрее, особенно если едешь на незащищенной машине.

Первый комбат 11-го батальона десантник подполковник Александр Гуменюк (бойцы называли его Батей) погиб как раз на обычном небронированном внедорожнике. Получилось так, что для подразделений, участвующих в АТО, группа бизнесменов купила девять джипов. Два из них передали в батальон Гуменюка. Александр Леонидович был в одной из этих машин, когда наши напоролись на засаду. Произошел ожесточенный бой, враг был уничтожен, но комбат и еще несколько украинских бойцов сложили головы.

Когда стала распространяться информация, что мы делаем из внедорожников броневики, люди начали разыскивать нас, чтобы предложить для этого свои автомобили. Один адвокат предоставляет совершенно новый Ford Ranger. Этот человек рассказал, что еще до событий на Донбассе заказал машину специально для того, чтобы ездить на ней на охоту. Недавно ему прислали заказ. Но когда страна воюет, совесть не позволяет охотиться на столь дорогом автомобиле.

Наш знакомый предлагает раритетный советский внедорожник ГАЗ, а один врач дает Hyndai Tucson. Машина хорошая, но рассчитана для нормальных дорог, поэтому есть смысл ее продать и на вырученные средства купить подержанный джип. Разумно будет так же поступить и с автомобилем марки Ford Ranger — за эти деньги можно приобрести несколько подержанных вне­дорожников и таким образом сделать больше броневиков.

Один из джипов, которые сейчас перестраивают Геннадий с друзьями, предоставил автомобильный клуб, второй — «Мега-Полиграф». Ребята работают с раннего утра до позднего вечера. Прежде с наступлением темноты использовали налобные фонарики, а на днях провели себе свет.

— Раньше мы ездили ночевать домой в Киев, но это отнимало слишком много времени — полтора часа, — вступает в разговор один из мастеров 25-летний Михаил Гуленко. — Поэтому решили пока переселиться сюда — благо в здании, которое находится рядом с нашей импровизированной мастерской, есть подходящая для жилья комната.

— Покажете, как устроились?

— Почему бы и нет, идемте, — приглашает Михаил, поднимаясь по деревянной лестнице без перил. Мы заходим в небольшую комнату, в которой стоят две очень старые, еще советского производства, кровати, одежда хранится в картонных коробках. — Условия спартанские, но для ночлега вполне приемлемые.

— Как в вашу компанию попала девушка?

— Это моя жена Анжела Каракуц. Кстати, на днях мы отпраздновали ее 22-й день рождения.

— Она готовит для всех вас обеды?

— Ей некогда куховарить — переделывает машины вместе с нами. Анжела ведь тоже увлекается офф-роудом, так что в автомобилях и ремонте разбирается.

Когда мы вернулись на улицу, я спросил Анжелу, которая возилась с какими-то железками, не надоедает ли ей целыми днями проводить возле машин?

— Мне нравится эта работа, — ответила Анжела. — Увлеклась автомобилями случайно. Однажды мы с Мишей поехали к Батлу (Геннадию Храмову) на шашлыки, а у него стоял полуразобранный автомобиль. Мужчины занялись машиной, а я просто сидела без дела. Мне это надоело, и я спросила, могу ли помочь. На следующий день мы продолжили возиться с этим автомобилем. Когда с ним разобрались, взялись за следующий. Я уже два года занимаюсь офф-роудом и, соответственно, ремонтом машин. Сейчас для меня это и увлечение, и заработок.

Владимир Пацера ищет автомобили для их дальнейшего бронирования. Если у вас есть машина, которую вы готовы отдать, или хотите перечислить деньги для покупки подержанного джипа, звоните волонтерам группы «Мега-Полиграф» по телефонам: (044) 581−68−15, (050) 157−87−21, (068) 899−80−04.