Происшествия

Восхищенному выступлением юной циркачки ректору луганского эстрадно-циркового училища сообщили: «у нее нет кисти левой руки». «не может быть! Я ничего не заметил! « — сказал он и… Предложил девочке поступать в училище

0:00 — 14 мая 2009 eye 1184

15-летняя Юлия Вавровская из Житомира вошла в число 100 лучших участников конкурса «Україна має талант!»

У Юлии Вавровской с рождения отсутствует левая кисть руки. Пять лет назад девочка, переборов в себе стыд и страх, переступила порог Бердичевской образцовой цирковой студии «Жанр» — единственной в Украине, где детей с ограниченными возможностями реабилитируют с помощью циркового искусства.

Сказав тренеру о своей инвалидности, Юля хотела сразу же сбежать. Остановила ее совершенно спокойная фраза учителя: «Ну и что! Боишься, что ли?»

«Руки, ноги и спина болели так, что хотелось громко плакать»

Первоклассница Юля всегда старалась прятать левую ручку без кисти за спину, чтобы не заметили окружающие. Дети подшучивали над ней, не хотели дружить. Девочка плакала, перестала выходить гулять на улицу, замкнулась в себе. Но бывали у Юли и светлые моменты, когда мама приводила ее в Центр реабилитации детей-инвалидов. Здесь она не замечала своего недостатка. Для мальчика с заячьей губой, девочкой в инвалидной коляске, безногого подростка на костылях она была своя. Но вечером нужно было покидать Центр, а назавтра снова идти в школу, терпеть насмешки…

Однажды директор общеобразовательной школы № 5, где учится Юля, собрал всех на линейке и объявил, что при школе создается цирковая студия «Жанр» и начинается набор артистов. Занятия будут бесплатными, все желающие могут познакомиться с руководителем студии Петром Николаевичем Герасименко. Объявление произвело на девочку такое впечатление, что она едва смогла уснуть. И приснилось Юле: она выступает на большой сцене, яркие прожектора светят со всех сторон, публика рукоплещет… Впервые за долгое время девочка проснулась в прекрасном настроении и решила, что после уроков обязательно пойдет в спортивный зал, где занимаются будущие артисты, чтобы постоять в сторонке и понаблюдать за ними.

- Зашла в спортзал и села тихонько на краю длинной скамьи, — вспоминает Юлия Вавровская.  — Неожиданно ко мне подошел Петр Николаевич и спросил, хочу ли я попробовать выполнить какой-нибудь элемент. Я ужасно смутилась. Прятала свою руку за спину и не знала, что ответить. Наконец сказала про свою инвалидность, вскочила со скамьи, хотела убежать. Меня остановила совершенно спокойная фраза учителя: «Ну и что! Боишься, что ли?» Я не понимала, шутит он надо мной или открыто издевается. А тренер взял меня за руку, повел на манеж и показал, что и как следует сделать.

Петр Николаевич вполне серьезно предупредил: я никуда не уйду из зала, пока не повторю элемент. Я пыхтела и старалась изо всех сил. Через полчаса тренер ко мне подошел, похвалил за усердие. Объяснил, что ничего быстро не делается, но если я хочу научиться, могу приходить на занятия. Спросил, как меня зовут, пожал руку и сказал: «До завтра, Юля! И прихвати с собой удобную форму». Так я стала ходить в цирковую студию.

Во время занятий на Юлю никто не обращал внимания, каждый занимался своим делом. Оказалось, что в группе есть и другие дети с ограниченными возможностями. Но это уже ее мало волновало. Увидев, что девочка справляется, тренер стал постепенно увеличивать ей нагрузки. Мама страшно волновалась, но препятствовать не стала, ведь Юля с таким нетерпением ожидала очередных занятий.

- Поначалу трудно все давалось! — признается юная артистка.  — До сих пор не могу забыть кувырки вперед. Руки, ноги и спина болели так, что хотелось громко плакать. Петр Николаевич каждый раз подходил ко мне и успокаивал: главное не паниковать, а боль будет при осваивании каждого нового трюка — такова судьба циркача. Я начала осваивать одноколесный велосипед. Сколько было у меня шишек, а синяков еще больше! Слава Богу, обошлось без переломов. Но это все ерунда. Ведь у меня появилось много друзей. Одноклассники стали меня уважать, я больше не слышала насмешек и обидных слов в свой адрес.

Через полтора года занятий в студии Петр Николаевич предложил мне принять участие вместе с другими артистами в международном конкурсе. Я тогда не отличилась, но впечатлений привезла уйму. Я артистка! Выступаю на большой сцене, и это не сон! Мне аплодировали, подарили цветы. Я плакала от счастья. Потом были победы на самых престижных конкурсах.

Страшно подумать о том, что было бы со мной, если бы не цирковая студия. Скорее всего, сидела бы где-нибудь в подворотне в плохой компании.

Я очень благодарна Петру Николаевичу за то, что он заставил почувствовать меня обычным человеком, нужным окружающим. Сегодня никто не замечает моих физических недостатков, я встречаюсь с совершенно здоровым парнем. Он футболист, играет за первенство нашего города в областном кубке. Решила связать свою жизнь с цирком. В этом году поступаю в Луганский колледж эстрадно-циркового искусства на бесплатную форму обучения. Ректор видел меня на сцене и сказал, чтобы я не волновалась относительно зачисления.

«Многие студийцы собираются посвятить свою жизнь цирку и мечтают продолжить учебу»

Руководитель образцовой цирковой студии «Жанр» Петр Герасименко долго решал, заниматься ли ему с детьми с ограниченными возможностями. Считал это очень сложной задачей и боялся, что не справится. А когда осмелился попробовать, то изначально решил, что дети-инвалиды будут заниматься наравне со здоровыми детьми.

- Подбросил идею заниматься с детьми с ограниченными возможностями наш председатель городского совета Василий Мазур, — признается Петр Герасименко.  — Идея хорошая, но как воплотить ее в жизнь? Далеко не каждый даже совершенно здоровый ребенок способен справиться с физическими нагрузками, которые требует цирковое искусство. Родители сомневались, стоит ли начинать занятия, ведь дети-инвалиды даже освобождены от уроков физкультуры. У некоторых в медицинской карточке записано: «занятия спортом категорически противопоказаны».

После долгих раздумий все же решился на эксперимент. Проблем с набором детей в студию не было, скорее наоборот. Родителей я убедил, что нагрузки поначалу начну давать минимальные и, если ребенку будет трудно, он прекратит занятия. Сегодня дети занимаются три часа подряд пять раз в неделю. За все время существования студии ни один ребенок не прервал занятия по состоянию здоровья…

На какой бы конкурс мы не приехали, будь то «Понтийская арена» или другой международный фестиваль, никогда не афишируем, что некоторые наши артисты — с ограниченными физическими возможностями. Уже после того, когда распределены места и вручены дипломы, в беседе с членами жюри или членами оргкомитета мы открываем свою «тайну». Первое, что слышим: «Не может быть!» Ребята настолько уверенно чувствуют себя на сцене, проделывают невероятной сложности трюки, что никто(!) не замечает у них какого-то изъяна.

Естественно, многие студийцы хотят посвятить свою жизнь цирку и мечтают продолжить учебу. Юлия Вавровская — моя первая выпускница. В этом году она заканчивает девять классов и уезжает на учебу в Луганский цирковой колледж. Вообще-то девочка мечтала учиться в Киеве, это понятно — столица недалеко от Бердичева. Я хотел помочь Юле и начал «зондировать почву»: встретился с руководством Киевской эстрадно-цирковой академии. То, что услышал, повергло меня в шок: оказалось, тамошние руководители не понимают, как инвалид может заниматься цирковым искусством! Как я мог сообщить это своим подопечным артистам, которые стали лауреатами престижнейших фестивалей и конкурсов?!

Однако справедливость все-таки существует. Недавно выступали в Луганске, где наши дети имели удивительный успех у публики. Вечером после выступления ко мне подошел ректор Луганского эстрадно-циркового колледжа и поинтересовался Юлией Вавровской: мол, девочка изумительно выступала на одноколесном велосипеде. Без всякой надежды я сообщил, что Юля артистка, безусловно, талантливая и ей нужно продолжать учебу. Но, имея уже печальный опыт общения на эту тему, тут же добавил, что у девочки отсутствует кисть левой руки. «Не может быть! — воскликнул ректор.  — Я ничего не заметил!» И без раздумий предложил Юле поступить в колледж. Девочка заплакала от счастья.

Организаторы Международного фестиваля-конкурса «Понтийская арена» (Севастополь), в котором мы постоянно участвовали, признались нам, что давно мечтали включить в конкурс номинацию для участников с ограниченными физическими возможностями. А когда узнали, что мы уже несколько лет подряд ездим к ним на конкурс, то были шокированы. Валентина Колисниченко, директор оргкомитета фестиваля, воскликнула: «Пока мы мечтали привлечь к цирку детей с ограниченными возможностями, в Бердичеве тихонько воплощали эту идею в жизнь!»