Украина

Средства, собранные волонтерами, чьи имена включены в специальный реестр, не будут облагаться налогом

8:30 — 9 октября 2014 eye 1127

О том, сколько делают волонтеры для участников АТО и переселенцев из зоны боевых действий, говорить излишне. То, что в стране постепенно создается боеспособная армия, во многом заслуга именно тех людей, кто обеспечивает подразделения касками, бронежилетами, спальниками, тушенкой, бельем, сигаретами, а также беспилотными летательными аппаратами, тепловизорами, оптическими прицелами, вплоть до ремонта техники и другого снаряжения.

Ну, а поскольку волонтеры собирают деньги, возник естественный вопрос: нужно ли облагать такой доход (который формально их доходом не является) налогом? Кроме того, требовались разъяснения, придется ли платить налог людям, получающим помощь от волонтеров. Было предпринято несколько попыток решить возникшую проблему. И вот 2 сентября 2014 года Верховная Рада приняла президентский Закон № 1668-VII «О внесении изменений в На­­логовый кодекс Украины относительно некоторых вопросов налогообложения благотворительной помощи». Закон уже подписан и вступил в силу.


*По закону в общий налогооблагаемый доход плательщика не включается стоимость благотворительной помощи, полученной волонтерами и потом переданной нуждающимся (фото со страницы Юрия Касьянова в «Фейсбуке»)

Что же предлагает данный закон? Начнем с главного: он освобождает от уплаты налогов как помощь, которую собирали волонтеры, так и помощь, полученную людьми от волонтеров.

Разберемся сначала с тем, какие преференции предоставлены волонтерам. Как рассказали «ФАКТАМ» в Государственной фискальной службе, по закону в общий налогооблагаемый доход плательщика не включается стоимость благотворительной помощи, полученной волонтерами и потом переданной нуждающимся, в размере фактически использованных на благотворительные цели средств, которые будут документально подтверждены.

Кто относится к волонтерам? Закон гласит: от налогов освобождаются физические лица, которые внесены в реестр волонтеров антитеррористической операции. Данный реестр формируется и ведется Государственной фискальной службой и обнародуется на официальном веб-сайте. В настоящее время разрабатывается и утверждается порядок ведения реестра.

Законом определен перечень документов, необходимых для включения человека в реестр волонтеров: заявление, идентификационный код, справка из банка (или банков) с указанием реквизитов счетов, открытых на имя волонтера и предназначенных для благотворительной деятельности.

Если из суммы благотворительной помощи, которая соответствует указанным условиям, уже был удержан налог, то его должны вернуть плательщику из бюджета в порядке, установленном для возврата ошибочно или излишне уплаченных средств.

Закон описал и круг получателей помощи. Благотворительными считаются пожертвования в пользу таких категорий налогоплательщиков:

Закон установил, что все вышеперечисленные граждане, получившие помощь от волонтеров, также не будут платить из этих средств налог. Но тут есть нюансы.

Так, в общий налогооблагаемый доход плательщика не включается благотворительная помощь, предоставляемая участникам боевых действий и членам их семей для закупки или в виде специальных средств индивидуальной защиты, технических средств наблюдения, лекарств, средств личной гигиены, продуктов питания, предметов вещевого обеспечения или иных товаров по перечню, который определяется Кабинетом министров Украины, либо для оплаты или компенсации оплаты стоимости лекарств, донорских компонентов, изделий медицинского назначения и так далее. В таком случае налогом не облагается вся помощь независимо от ее суммы.

Кроме того, без ограничений не будет облагаться налогом благотворительная помощь в любом размере, предоставляемая участникам массовых акций протеста и членам их семей, а также переселенцам из зоны АТО и беженцам из Крыма для оплаты или компенсации оплаты медикаментов, донорских компонентов, изделий медицинского назначения, технических и других средств реабилитации и так далее.

Для всех остальных видов помощи закон устанавливает максимальный необлагаемый предел — тысяча минимальных зарплат в год. В 2014 году это 1 миллион 218 тысяч гривен. Таким образом, налогом не будут облагаться другие виды помощи, если их общая стоимость не превысит 1 миллион 218 тысяч за отчетный год. Если же благотворительная помощь, полученная в течение года, больше указанного предельного размера, то сумма превышения облагается по ставкам 15 и 17 процентов. Кроме того, плательщик обязан подать годовую налоговую декларацию с указанием сумм благотворительной помощи.

Законом определено, что эти доходы (как получателей благотворительной помощи, так и волонтеров) не включаются в общий налогооблагаемый доход до 31 декабря года, следующего за годом, в котором завершена антитеррористическая операция. Будем надеяться, что такое время когда-нибудь наступит…