Институт потребительских экспертиз провел тест «девяносто пятого» бензина восьми различных поставщиков
Рост цен на топливо в Украине традиционно сопровождается увеличением объемов «бодяжного» бензина. Насколько ухудшилось качество популярного «девяностого пятого» сегодня? Чтобы проверить это, столичный Институт потребительских экспертиз провел проверку АЗС наиболее крупных автозаправочных сетей.
— Отбор проб «девяносто пятого» бензина произошел на АЗС компаний, которые в значительной мере формируют рынок, — рассказывает директор Института потребительских экспертиз Юрий Чернобривец. — Под прицел попали WOG (А-95), ОККО (А-95 евро), БРСМ (А-95, А-95 евро и А-95 Эко), Marshall (А-95 и А-95 Евро), Motto (А-95, А-95 евро и А-95 Е40), ANP (А-95, А-95 евро и А-95 Эко), КЛО (А-95 UA standart, А-95 Супер и А-Е95−40), Socar (А-95).
Наиболее тщательно эксперты проверяли заправки, принадлежащие так называемым дискаунтерам, то есть сетям, где топливо можно купить несколько дешевле, чем у других крупных заправочных компаний. К дискаунтерам эксперты отнесли сети «БРСМ-Нафта», ANP и пока малоизвестную по сравнению с конкурентами сеть Мotto.
— Первым делом проверили октановое число по моторному методу, — говорит Юрий Чернобривец. — У большинства участников по этому показателю все в порядке, они укладываются в норму 85 единиц. А лидерами стали образцы от Socar (85,6), ОККО (85,8) и два образца БРСМ — А-95 евро (86 единиц) и А-95 Эко (86,7 единиц). Увы, у одного из малоизвестных участников результаты довольно плачевны. Во всех пробах октан оказался от 79,2 единицы у обычного А-95 до 80 единиц у бензина с приставкой «евро». Это топливо нельзя назвать даже «девяносто вторым» бензином, так что гнаться за дешевизной, не обращая внимания на название АЗС, сегодня довольно рискованно. К слову, в составе всех остальных «евробензинов» практически отсутствует бензол, который как раз используется для увеличения октанового числа, но негативно влияет на работу мотора.
Далее эксперты проверили еще один важнейший показатель — содержание серы. Если ее слишком много, в двигателе образуется нагар, загрязняются топливные форсунки, сокращается срок службы катализаторов. В «евробензинах» содержание серы оказалось минимальным — все образцы соответствуют норме «Евро 5».
В качестве альтернативы обычному топливу дискаунтеры продают более дешевый спиртовой бензин. Как отмечают в институте, содержание этанола в экотопливе большинства известных АЗС отвечает норме — БРСМ (31,8 процента), КЛО (30 процентов), ANP (35,4 процента). Однако есть заправки, где значительную часть этилового спирта в бензине заменили метиловым, что является грубейшим нарушением. Его теплотворная способность меньше, зато агрессивность больше.
— Объемы продажи бензина в Украине падают, тем не менее крупные игроки — ОККО, Socar, ANP, «БРСМ-Нафта», КЛО, WOG — продолжают следить за своей репутацией, — подчеркнул Юрий Чернобривец. — Цены на некоторых АЗС, конечно, высоки, но зато качество стабильно. А вот малоизвестные заправки — это лотерея. Вы можете сэкономить пару десятков гривен, но потом заплатить несколько тысяч за ремонт топливной системы и двигателя.