Культура и искусство

Виктория Токарева: "Крамаров безумно любил мать. Говорят, урну с ее прахом забрал с собой в Америку"

8:00 — 10 октября 2014 eye 11030

Известному советскому киноактеру исполнилось бы восемьдесят лет

Миллионам зрителей Савелий Крамаров запомнился по блестяще сыгранным ролям в фильмах «Друг мой Колька», «Неуловимые мстители», «Джентльмены удачи», «Двенадцать стульев», «Большая перемена», «Афоня», «Мимино»… А многие произнесенные его героями фразы стали крылатыми. Например: «Все. Кина не будет. Электричество кончилось».

Эмиграция Крамарова в Америку в 1981 году для многих стала полной неожиданностью. Этому предшествовало письмо Рональду Рейгану, в котором Крамаров обращался к американскому президенту как актер к актеру с просьбой посодействовать ему.

О драматической судьбе Савелия Крамарова «ФАКТАМ» рассказала известная писательница и сценарист Виктория Токарева. В фильме «Джентльмены удачи», снятому по ее сценарию совместно с Георгием Данелия, актер сыграл роль Косого.

— Виктория Самойловна, помните свою первую встречу с Савелием Крамаровым?

— Это случилось летом на побережье Юрмалы. Я еще не была писательницей, он не был актером. Загорала с друзьями. Неподалеку от нас разместился молодой очень активный человек и попросил присмотреть за его брюками, произнеся: «Перспективка на дакрон». Дакрон — синтетическая ткань, из которой были они сшиты. Мы посмеялись. А потом он моей подружке сказал: «Мы пойдем с тобой в „Лидо“ (ресторан в Юрмале. — Авт.), только после, а не до». Подружка же ему ответила: «Не пойду с тобой в „Лидо“ и не после, и не до». Молодым человеком и оказался Савелий Крамаров. Веселый, обаятельный… Фактически это было уличное знакомство.

*Виктория Токарева: «Когда Крамаров появлялся на экране, лица зрителей озарялись улыбкой. Одним своим видом он уже нес радость!»

— Косоглазие не портило впечатления?

— Нет. В нем был шарм Крамарова. Когда, эмигрировав в Америку, с помощью операции он избавился от косоглазия, все испортил. Красавцем не стал, а индивидуальность пропала.

К слову, роль Косого в «Джентльменах удачи» я и Георгий Данелия писали специально для Крамарова. Он в то время уже снялся в фильмах «Неуловимые мстители», «Друг мой Колька». Но был «эпизодником» — его брали только на эпизоды. Из-за смешной внешности никому в голову не приходило поручить ему большую роль. Крамаров переживал из-за этого и очень мечтал о такой роли.

— В своей книге «Тостуемый пьет до дна» Георгий Данелия пишет, что в жизни Савелий Крамаров был не похож на своих героев: очень дисциплинирован, не курил, не пил, на съемки всегда приходил подготовленным.

— Сначала действительно старался, очень активно принимал участие во всем, говорил: «Давайте я спою в фильме песню». Но когда съемки стали подходить к концу, он… обнаглел. Принялся ставить свои условия. Например, мы с директором картины и каскадером заехали за Крамаровым, чтобы везти его за город для съемок финальной сцены, а он вышел с термосом под мышкой и сказал, что сначала ему надо в больницу, чтобы прогреть ухо, и только потом на съемочную площадку! Я ответила: «Ты что, с ума сошел? Времени-то нет! Какое ухо?» А он: «Да могу вообще не выйти на работу. У меня бюллетень».

И мы отправились в больницу, которая находилась в противоположном конце города, и ждали, пока он прогреет ухо. Правда, после всего этого я с ним не разговаривала, считая, что поведение его отвратительное. Нельзя так не считаться с людьми. Ехала и молчала. Тогда Крамаров спросил аккуратненько, показывая на приоткрытое окно: «Вам там не дует?» Но мне разговаривать с ним не хотелось.

Потом все-таки Савелий «притих». Видно, сообразил, что я сценарист, работающий с таким ведущим мастером, как Георгий Данелия, и я ведь еще буду с ним писать сценарии и могли бы его, Крамарова, снова пригласить… Ведь в «Джентльменах удачи» Савелий сыграл свою первую большую роль. И это был его звездный час.

Почему-то запомнилось, как однажды Крамаров мне сказал: «Виктория, напишите вторую серию „Джентльменов удачи“, а я вам любое лекарство достану!» Я удивилась. Мне было 27 лет, совсем молодая. Какое мне надо лекарство? Ответила: «Ну спасибо»…

— Читала, что Савелий Крамаров очень следил за своим здоровьем.

— Помню, однажды я приехала в Ярославль на съемки фильма «Афоня». Мы с Крамаровым пошли в столовую — обычную, для работяг. Войдя, Савелий заявил: «Сидеть! Всем сидеть!» Видно, думал, что при виде его все тут же встанут, хотя никто этого делать не собирался.

В столовой была система самообслуживания — из множества блюд берешь то, что нравится. Я была очень голодна и тут же схватила котлету. «Что ты делаешь? Положи на место! — воскликнул Крамаров. — Это нельзя есть! Ты же не знаешь, из чего эти котлеты сделаны. Бери рис или гречку. А то заболеешь ведь, а болеть так тяжело». Себе взял только гречку. Всему остальному не доверял. И когда в последствии вдруг узнала, что у него рак прямой кишки, была поражена такой превратности судьбы.

— Крамаров ведь боялся умереть именно от этой болезни, так как от нее умерла его мать.

— Он безумно любил мать. Рассказывают, что урну с ее прахом забрал с собой в Америку, куда эмигрировал. Якобы вместе с товарищем под покровом ночи они вынесли урну с кладбища. Но я слышала, что это огромный грех — тревожить прах усопшего. Делать так нельзя ни в коем случае, но Крамаров этого, наверное, не знал… А через какое-то время заболел.

— Говорят, умирал актер тяжело. Марк Рудинштейн мне рассказывал, что позвонил ему, но Крамаров говорить уже не мог, только слушал… Прожил Савелий Крамаров всего 60 лет.

— Это, конечно, мало. Но, с другой стороны, наиболее активную часть своей жизни он уже прожил, состоялся и остался в памяти людей — улыбающийся, счастливый… А потом я вот что вам скажу. Если уж приходится умирать, то любой человек мечтал бы уйти из жизни в таких условиях, как он. Я видела съемки комнаты, в которой он болел. Последняя жена Савелия сделала из нее реанимацию. Огромная комната, чувствовалось, в богатом доме. Он умирал, как царь. Хотя, быть может, для него уже это было не так важно. Но думаю, если бы заболел здесь, валялся бы в наших больницах, и это было бы «караул». А там имел все удобства. Как сказали по радио, умер актер в Америке тихо. И эта фраза меня потрясла.

— Ведь той славы, которая была у него здесь, Крамаров в Америке не имел?

— Нет, конечно.

— А ехал-то в надежде на лучшее, на то, что в Голливуде станет звездой?

— Да, считал, что на родине его недооценивают. Говорил: «Я советский Луи де Фюнес!»

— Слышала, что и в СССР он жил небедно, собирал антиквариат…

— Насчет антиквариата не знаю. Жил Крамаров здесь действительно хорошо по сравнению с остальными. Но ему хотелось жить еще лучше, потому и уехал. Крамарову казалось, что там, за границей, все гораздо привлекательнее.

— Читала, у него не складывалось в Америке как минимум, из-за того, что нужно было в совершенстве знать английский язык, а Крамарову его изучение давалось непросто.

— Он снимался там в кино, но это было не то, о чем мечтал. Его место было здесь. Когда в 1990-е годы Савелий несколько раз приезжал в Москву, Данелия тут же его снимал. У нас в стране его очень любили. Когда Крамаров появлялся на экране, лица зрителей озарялись улыбкой. Одним своим видом он уже нес радость. Знаете, Савелий был как жизнерадостная собака, которую приятно встретить на улице.

— Он не обиделся бы на вас за такое сравнение?

— Думаю, нет, потому что собака — существо очень доброе, искреннее и органичное. Крамаров был человеком очень органичным.

— Помните свою последнюю встречу с ним?

— Это был банкет по случаю выхода фильма «Афоня». Крамаров пришел на него. В то время он не был женат. Ему было около сорока лет. Он сказал мне: «У меня нет детей — я стесняюсь».

— Пользовался успехом у женщин?

— Думаю, да. Был талантлив и знаменит, а для женщины это самое главное. Статус! Кроме того, был очень обаятельным и веселым. Как говорится, «вполне-вполне». Хотя не удивлюсь, если за этой веселостью могла скрываться депрессивность. Это, знаете, как в юбилейном рубле: с одной стороны — одно, с другой — другое. Думаю, Крамаров был человек непростой. Например, для меня открытием стало, когда я узнала, что он верующий. Савелий не был похож на верующего человека.

— Он был несколько раз женат, но, судя по всему, в личном плане у него как-то не складывалось.

— Почему не складывалось? Сейчас многие так живут. Это раньше был гром среди ясного неба, если развод.

— Савелий Крамаров стал отцом в 53 года, женившись в Америке на бывшей одесситке.

— Да, и у них родилась дочь. Правда, вскоре Крамаров их оставил и ушел к другой женщине. Для меня это стало большим удивлением, потому что уйти, когда наконец родился ребенок, это как-то поразительно.

— Признайтесь, у вас не было искушения написать продолжение «Джентльменов удачи»?

— Многие об этом просят. Даже однажды позвонили из Украины и обещали заплатить миллион долларов. Данелия, правда, воспринял это скептически. А потом мы подумали с ним и поняли: не можем писать вторую серию, поскольку весь сюжет замкнут уже в первой. Жуликов хотели перевоспитать — они перевоспитались. Все!

Можно было бы сочинять с этими героями какую-то новую историю, а продолжать эту бессмысленно, хоть тебе миллион дадут, хоть три. И мы не стали писать продолжение. К тому же актеры, которые играли в фильме, умерли — Крамаров, Вицин, Муратов, Леонов… И страна умерла. Уже нет ни такого детского сада, ни такой тюрьмы — все ушло в прошлое. Да и авторы стали на 50 лет старше, а художник должен быть наивным. Когда он уже мудрый, как черепаха, то получается совсем другое. Понимаете?

— Декорации, как говорится, можно осовременить. А кто из нынешних артистов, с вашей точки зрения, мог бы сыграть Косого?

— Я думала над этим. Да никто! Крамарова заменить невозможно. Второго такого нет. В нем был какой-то особенный пучок света…