Украина

Стоимость обязательного ТО автомобилей, принадлежащих частникам, будет определять сама техстанция

0:30 — 16 октября 2014 eye 2746

В департаменте ГАИ утверждают, что в Украине, как и в Европе, проходить регулярную проверку технического состояния машин придется всем без исключения автовладельцам

Подписав Соглашение об ассоциации с Евросоюзом, Украина взяла на себя обязательство присоединиться к европейской Директиве по проверкам пригодности к эксплуатации автомобилей и автоприцепов. Как пояснил заместитель начальника департамента ГАИ Сергей Будник, это значит, что наша страна обязана вернуть регулярную «всеобщую» проверку технического состояния. На адаптацию к европейским нормам у нас есть еще несколько лет, однако, по мнению экспертов, обязательный техосмотр вполне может «воскреснуть» уже в следующем году.

— Будет проводиться технический осмотр всех транспортных средств, но я хочу подчеркнуть: Госавтоинспекция к этому процессу никакого отношения иметь не будет и никак на это влиять не станет, — отметил Сергей Будник. — Ведь главная задача ГАИ — контроль тех транспортных средств, которые выезжают на дорогу и должны быть в исправном состоянии.

Руководитель всеукраинской ассоциации автоимпортеров Олег Назаренко считает, что для относительно новых автомобилей (возрастом до пяти лет) обязательный тех­осмотр вообще не нужен. Достаточно того, что они проходят регулярные гарантийные и послегарантийные ТО на официальной сервисной станции. В принципе, такого же мнения придерживаются и в ГАИ: осмотр машин до трех лет не будет проводиться, затем его придется проходить каждые два года, а для авто старше десяти лет проверки станут ежегодными.

По словам Сергея Будника, устанавливать стоимость проведения тех­осмотра транспортных средств получат право сами проверяющие. Вместе с тем СТО придется отвечать (возможно, даже лишиться лицензии), если впоследствии выяснится, что станция выдает талоны владельцам неисправных автомобилей.

Критерии, по которым оценивается техсостояние автомобиля, вероятно, не изменятся. На станции прежде всего проверят тормозную систему, рулевое управление, внешние световые приборы, уровень выхлопа, степень тонировки стекол. Сегодня по такой схеме на имеющих лицензию техстанциях проводят техконтроль коммерческого автотранспорта.

Не приведет ли возвращение обязательного техосмотра к тому, что большинство автомобилистов, как и прежде, будут просто покупать талончик ТО? Эксперты уверены, что с нынешним уровнем коррупции в Украине все произойдет именно так. Скажем, никто не отменял ежегодный техконтроль маршруток. Тем не менее в Киеве частенько приходится видеть автобусы, за которыми шлейфом стелется черный дым. Пригородные «бусики» ездят с «колхозными» ксенонами, слепящими остальных водителей. Как они проходят ТО? По словам автовладельцев, купить вполне легальные документы о прохождении техконтроля можно вместе со страховкой за 300—400 гривен. «Видели стоящие на дорогах машины с баннерами „Страховка на авто“? Там решат любые вопросы», — пояснил нам знакомый, занятый в автобизнесе.

К слову, подтверждают данную ситуацию и в ГАИ.

— К сожалению, сегодня мы имеем факты, когда транспортные средства коммерческого назначения, которые подлежат обязательному техническому контролю, проходят его формально, — говорит Сергей Будник. — В ГАИ нет рычага контроля над этими субъектами. Поэтому, когда мы проводим операцию «Автобус», довольно часто обнаруживаем неисправные машины, выявляем увеличенное количество мест для сидения, перевозку пассажиров сверх нормы…

Интересно, что в развитых странах к проведению обязательного тех­осмотра относятся по-разному. К примеру, в США считают, что это неоправданная трата времени и средств. Американцы утверждают: согласно статистике всего около одного процента аварий на дорогах случаются по причине технической неисправности автомобиля. В результате процедура техосмотра полностью отсутствует в тринадцати штатах. В большинстве остальных это, как правило, только «смог-контроль». «Раз в два года я приезжаю в любую мастерскую, проверяю уровень выхлопов и все. Процедура занимает пару минут, стоит копейки. Вот и весь техосмотр», — рассказывает один из украинцев, переехавший в США. Впрочем, если неисправность машины станет причиной аварии, то страховая компания взыщет с виновника всю сумму за причиненный ущерб.

В Японии, напротив, обязательный техосмотр проводят невероятно тщательно по ста параметрам, придираясь даже к мелочам: дело иногда доходит чуть ли не до разборки автомобиля. Цена — в зависимости от объема двигателя. Зачастую счет за ТО превышает тысячу долларов. Для старых автомобилей сумма может быть еще выше. Поэтому многие японцы стараются пройти только первое ТО — после трех лет эксплуатации, а еще через два года, перед повторной поездкой на техстанцию, машину обычно продают и покупают новую. Так выгоднее.

Немцы не впадают в крайности. Проверяют только основные параметры: тормоза, работу осветительных приборов и так далее. Результаты проверки эксперты сверяют с «древом дефектов», где расписано, какой недостаток является существенным, а с каким еще можно ездить. Контроль проходят автомобили старше трех лет раз в два года. Стоимость проверки — около 100 евро. Но если вы проездили больше положенного срока, то цена ТО возрастает на 20 процентов.

Впрочем, в Германии эти деньги выброшенными понапрасну не считают, ведь почти каждый шестой автомобиль не может пройти ТО с первого раза. Практичные немцы извлекают из техосмотра двойную выгоду. На основе статистики проверок они составляют ежегодный рейтинг надежности автомобилей. Правда, он достаточно условный. Эксперты признают, что спортивные Porsche проходят ТО без замечаний, так как у владельцев есть достаточно средств, чтобы их вовремя чинить, а вовсе не из-за надежности. А вот хозяева старенького Renault экономят на сервисе и запчастях, доводя машину до ручки.

Похожая процедура в других европейских странах. Но есть и свои особенности. Скажем, в Британии стикер о прохождении ТО выдают на… почте. Автовладелец привозит акт с техстанции, страховой полис, платит 150 фунтов дорожного сбора, и служащий выдает ему заветный круглый талон на лобовое стекло.

В Испании техосмотры проводят автоцентры, где покупались машины. Причем весьма распространена услуга ночного техконтроля. Вечером приезжает сотрудник автоцентра и забирает машину, а в семь утра автомобиль уже на парковке возле дома.