Политика

Вадим Столар: «От громких политических лозунгов в квартире теплее не станет»

3:30 — 17 октября 2014 eye 885

Исповедь известного киевского бизнесмена — вся правда об этом политике, который согласился ответить на все, даже самые неудобные вопросы

Вокруг имени киевского бизнесмена и политика Вадима Столара ходит много слухов. Мы решили провести собственное журналистское расследование, пригласив Вадима Михайловича на откровенный разговор. К нашему удивлению, он достаточно быстро откликнулся, согласившись ответить на все, даже самые неудобные вопросы.

Мы обсудили и скандал вокруг «Элита-Центра», и «нашеукраинское» и «региональное» прошлое политика, беспартийное настоящее и выяснили планы на будущее.

Стоит отметить: несмотря на все «но», весной 2014 года именно Столар одержал победу по мажоритарке в Киевсовет с лучшим результатом по столице.

«Я постоянно общаюсь с жителями района, и не понаслышке знаю, что проблемы людей какие были, такие и остались»

— Вадим Михайлович, вы готовы к откровенному разговору? Не передумали?

— Готов на все сто! (улыбается). Мне даже интересно. Поехали!

— Вы помните парламентские выборы 2012 года? Как бы вы оценили ту избирательную кампанию? Какими были ее особенности?

— Выборы в Верховную Раду 2012 года были одними из наиболее «грязных». В основном кандидаты не работали с людьми, не имели собственной идеологии. Зато повышали свой рейтинг за счет рейтинга партий и обливали оппонентов грязью. Это тот самый случай, когда цель не оправдывает средства. Но я больше хотел бы сосредоточиться не на самом избирательном процессе, а на его результатах. Стало ли людям жить лучше после выборов 2012 года? Ответ отрицательный — нет. И только после революции достоинства 2014 года у нас появилась надежда на лучшую жизнь.

— Вы хотите сказать, что жизнь оболонцев не изменилась после выборов 2012?

— Я постоянно общаюсь с жителями района, и не понаслышке знаю, что проблемы у людей какие были, такие и остались. Никто их не решает. В большинстве случаев люди видели своих депутатов только по телевизору — в ток-шоу или на билбордах. Но избиратели понимают, что от телевизионного депутатства мало пользы, пиар не помогает изменить жизнь, и все те проблемы, которые были до выборов, остаются и после.

И это проблема не только отдельных районов Киева, а всей страны. Ведь если бы жизнь действительно стала лучше, то не случилось бы Майдана и человеческих жертв.

— Во время избирательной кампании 2012 года ваше имя связывали со скандалом вокруг «Элита-Центра». Действительно ли вы имели к нему отношение?

— На самом деле, я повторюсь, сказав о том, что это была одна из самых грязных предвыборных кампаний, и конкуренты не гнушались ничем. Об «Элита-Центре» было уже много сказано и написано. Эту информацию распространял один из моих конкурентов. Как выяснилось позже из средств массовой информации, его куратором был приближенный к «семье» олигарх, он же благодаря своему влиянию и мог способствовать отклонению судебных исков о клевете, которые мы подавали.

Все знают, что во времена правления Януковича все суды «плясали под его дудку». Если ты был неугоден — в суде у тебя не было шансов, какими бы фактами ты не владел. Многие хотели мне отомстить за то, что я вышел из Партии регионов.

В действительности в уголовных делах, связанных с «Элита-Центром», я никогда не фигурировал как подозреваемый и к ответственности, естественно, не привлекался. При желанию это можно проверить во всех сводках МВД и прокуратуры. В то же время я никогда не скрывал, что был вкладчиком в один из проектов и знал Волконского. В результате сложившейся ситуации я тоже потерял свои вложения как инвестор, так же, как и многие другие люди.

— Многие до сих пор называет вас «регионалом». Как нам известно, вы вышли из партии еще до выборов 2012 года, баллотировались как самовыдвиженец, но в бюллетене было указано, что вы член Партии регионов. Почему вы не выдвигались от партии?

— С 2006 года я был депутатом от партии «Наша Украина». Поэтому меня можно смело называть и «нашеукраинцем» (улыбается). Когда я разочаровался в политике «Нашей Украины», увидел весь тот беспорядок, который начался в стране, то ушел в оппозицию. На тот момент в оппозиции была Партия регионов. Позже я понял, что это была ошибка, поскольку курс, который выбрало ее руководство, вел страну в пропасть, к ужасным последствиям, которые мы получили через два года.

Не видя в этой политической силе своего будущего, я принял решение о выходе из партии в августе 2012 года, тогда и написал заявление. На выборы решил идти самовыдвиженцем. Когда мы узнали, что в бюллетене будет указано, что я член Партии регионов, мы обратились в ЦИК с просьбой исправить эту ошибку, но получили отказ.

— Вы обращались в суд?

— Да, после этого мы обратились в суд, но наш иск отклонили. Покровителям моих конкурентов было выгодно таким образом отобрать у меня голоса избирателей — за счет антирейтинга Партии регионов. Думаю, все люди в тот или иной период своей жизни хотя бы раз ошибались, и уверен: каждый человек имеет право исправить свою ошибку. Я вышел из той партии еще два года назад и принял для себя решение: не хочу подчиняться никаким партийным боссам. Два раза уже обжигался, третий — не хочу. Ведь мы не знаем, что случится с той или иной политической силой у власти через несколько лет. Возможно, власть затмит глаза, и тогда кого угодно может ждать участь «регионалов».

— В прессе часто упоминается о ваших связях с Леонидом Черновецким и его командой. Что вас связывало с ним и связывает сейчас?

— Когда Черновецкий находился на посту мэра Киева, я был членом партии «Наша Украина» и депутатом Киевского областного совета. Я никогда не имел мандата депутата Киевсовета и в те годы не занимал никаких должностей в столичной власти. В то же время никогда не скрывал, что дружу с сыном экс-мера Степаном. Кроме дружеских отношений с ним, я не имею ничего общего с Леонидом Черновецким, и тем более с его командой.

«Нынешнее поколение политиков полностью дискредитировано, и сейчас у людей с новым мышлением есть шанс проявить себя»

— Вы не назвали ни одной фамилии ваших конкурентов, которые поливали вас грязью. Почему? У вас какие-то договоренности?

— С такими людьми я не договариваюсь, просто не обращаю на них внимание. Еще с детства дедушка учил меня, что есть только два пути к вершине. Первый — унижая тех, кто вокруг тебя. Речь идет о повышении рейтинга за счет критики оппонентов. Другой путь — это настоящая работа, и он намного тяжелее и требует больше затрат, времени и терпения. Но это единственный настоящий путь к успеху. Критиковать оппонентов — не мое жизненное кредо.

— А кому из политиков, на ваш взгляд, можно верить?

— Сегодня трудно говорить о доверии. Люди слышали много невыполненных обещаний, много лжи. Политикам не надо доверять, доверять следует своим близким, родственникам, друзьям. А политики — это наемные работники, которых граждане выбрали для управления страной. Если политики плохо работают, их надо увольнять и нанимать других. Нынешнее поколение политиков полностью дискредитировано, и сейчас у людей с новым мышлением есть шанс проявить себя. Мы видели ошибки предыдущей власти, и не думаю, что кто-то еще хочет так закончить.

— Как вы относитесь к закону о люстрации?

— Народ добился принятия Верховной Радой законопроекта о люстрации всех чиновников, занимавших должности с 2010-го по 2013 год. Это означает, что все «донецкие», которые относятся к «семье» Януковича или куплены российской ФСБ, лишены возможности вернуться к власти и в дальнейшем продолжать обворовывать и разваливать Украину. Из своего опыта, когда на меня давил властный клан, могу сказать, что очищение власти — это один из главных шагов навстречу новой Украине.

Недавно во время беседы с избирателями в одном из дворов Оболони мне задали вопрос: не подпадаю ли я под действие закона о люстрации? (Улыбнулся.) Так вот, хотел бы подчеркнуть, если у кого-то есть такой вопрос, то я никогда не служил в спецслужбах и не занимал в те годы какую-либо чиновничью должность, которая попадает под закон о люстрации.

«Украине больше всего сейчас нужен мир и безопасность. Чтобы больше не звучали выстрелы и не погибали люди»

— Как бы вы оценили ситуацию в Украине? Вы поддерживали Майдан?

— Свою позицию относительно Майдана я высказал еще 1 декабря 2013 года на своей странице в Facebook. Я поддерживал его так же, как и Оранжевую революцию 2004 года. Мое мнение было и остается неизменным: я поддерживаю право народа на свободу, право на мечту и стремление жить лучше. И украинцы доказали, что такое право никто не сможет у них отобрать. К сожалению, это стоило жизни сотням невинных людей, а политики спекулировали и продолжают спекулировать на трагедии. Сегодня мы потеряли Крым, критическая ситуация на юго-востоке страны, но я уверен: мы сможем возродить Украину, и она станет сильной и процветающей страной. Именно на создании такого государства мы должны сегодня сосредоточить все наши усилия.

— В чем сейчас больше всего нуждается Украина?

— Украине больше всего сейчас нужен мир и безопасность. Чтобы больше не звучали выстрелы и не погибали люди. Именно поэтому Президент Порошенко сделал все для перемирия на востоке нашей страны.

— Его за это начали критиковать…

— Критиков всегда будет очень много, ведь в стране идет война. Я считаю, что каждый шаг к прекращению этой войны, каждая сохраненная человеческая жизнь — это приоритет для украинской власти.

— Однако перемирие не решает вопроса безопасности и не гарантирует, что террористы не начнут нападать снова.

— Да, вы правы! Нам еще нужно много работать, чтобы создать эффективную систему безопасности от внешних и внутренних врагов. Однако этот процесс уже запущен руководством нашего государства. Во-первых, Президент объединил нацию вокруг одной цели — сохранения целостности нашей страны. Во-вторых, Порошенко добился от иностранных союзников Украины серьезной поддержки.

— Кто-то говорит, что этой поддержки недостаточно.

— Я тоже так считаю. Однако украинская власть уже добилась признания европейского будущего за Украиной, финансовой помощи, поставок в страну оружия для защиты, а также экономических и персональных санкций для многих российских компаний, олигархов, политиков. А это уже больше, чем результаты кого-либо из предыдущих украинских руководителей.

— Каким вы видите решение украинско-российского конфликта и пути выхода Украины из кризиса?

— Этот конфликт можно решить только одним способом — если стороны станут одинаково сильными. Если Россия увидит, что Украина способна защитить свою территорию, экономику, свою независимость, то руководство РФ по-другому начнет решать подобные вопросы — не грубой силой, а путем переговоров и компромиссов.

Относительно выхода из кризиса: если у вас в сарае после пожара остался один мешок зерна, то его не нужно съедать, им следует засеять поле. То же касается и нашей страны: чтобы завтра не оказаться на грани катастрофы, мы должны срочно осуществить реальные экономические преобразования, реформировать Вооруженные Силы…

— Каково ваше отношение к АТО?

— Я горжусь украинским народом, тем героизмом и мужеством, с которым наши собратья сражаются с врагом. Конечно же, мы видим немало неприятных моментов. Считаю, что все решения, которые были приняты командованием в ходе АТО и которые привели к многочисленным человеческим жертвам, нужно пересмотреть и дать им оценку. Если люди погибли по вине шпионов и предателей — их надо наказать по всей строгости закона. Я убежден, что в подобных операциях должны участвовать не юноши, которых после двухнедельной подготовки босиком отправляют под пули, а профессиональные военные, хорошо экипированные, со всем необходимым снаряжением и оружием. Но этот вопрос касается реформирования Вооруженных Сил в целом.

— Помогали ли вы воинам АТО?

— Ребята, которые стали на защиту своей родины — настоящие герои. Конечно, я, как и каждый сознательный гражданин, помогаю всеми возможными способами. Это и передача вещей, касок, бронежилетов, финансовая помощь батальонам… Мы связались с жителями Оболони, которые были ранены в зоне АТО, и помогаем их семьям. Помогаем в организации фотоаукциона на тему «Жизнь в зоне АТО», где будут выставлены фотографии бойца-героя — жителя Оболони, вместе с ним полученные средства мы планируем передать нашим ребятам на восток Украины.

Но на самом деле мне неловко говорить об этом, потому что считаю неправильным делать себе рекламу на войне и человеческом горе.

«За мной стоят оболонцы, те люди, которые меня поддерживают, и ради них и ради нашего района я работаю»

— Вы уже три месяца работаете депутатом Киевсовета. Что лично вы сделали для своих избирателей в качестве депутата?

— В качестве депутата Киевсовета в результате обращений оболонцев мною были направлены десятки запросов в разные инстанции по ремонту крыш, канализационных сетей, ремонту лифтов, возобновлению работы бюветов. Направлен в Киевсовет и одобрен запрос по поводу ремонта сети горячего водоснабжения в более 20 домах на Оболони.

Кроме того, я подготовил и добился принятия Киевсоветом решения о предоставлении статуса сквера земельному участку по улице Зои Гайдай, 10в, где мы весной снесли забор, установленный вокруг незаконного строительства, и обустроили детскую площадку.

Подготовил проект решения о возвращении в коммунальную собственность здания по улице Приречной, 9, для создания культурного центра на Оболони, и освобождении жэком помещения детского сада по улице Героев Сталинграда, 48а. Благодаря моему содействию было из городского бюджета выделено более 10 миллионов гривен на проведение ремонтных работ различного характера на Оболони.

— Вы одержали победу на выборах в Киевсовет с рекордным отрывом от ближайшего конкурента и набрали наибольшее число голосов по сравнению с другими киевскими кандидатами. За счет чего? Некоторые говорят, что за счет того, что у вас были слабые конкуренты.

— На самом деле за такую поддержку я обязан жителям Оболони. Именно благодаря моим избирателям моя победа стала возможной. У людей уже есть опыт, и они понимают, кто чего стоит. Они видели, что даже после поражения в 2012 году моя приемная работала на Оболони, я вел личный прием граждан, мы оказывали людям посильную помощь.

В период между выборами мы оборудовали детские и спортивные площадки, помогли детским садикам и больницам.

Относительно тезиса о «слабых конкурентах» я хотел бы подчеркнуть: в 31-м округе, где я победил, баллотировались кандидаты от самых рейтинговых партий: «УДАР», «Радикальная партия», «Свобода» и другие, но люди проголосовали за меня. Думаю, благодаря тому, что я работаю на Оболони не первый год. Я прошел через поражение на выборах, и весна 2014 года показала, что я двигаюсь в правильном направлении, люди меня поддержали.

Не хочу быть депутатом от Оболони одну или две каденции, хочу оставаться здесь десятилетиями, работать для людей и иметь их поддержку.

— В опубликованном на днях социологическом исследовании Института исследований регионального развития Украины отмечено, что вы больше чем на 10 процентов опережаете своего ближайшего конкурента по 217-му округу. Прокомментируете?

— Повторюсь, если скажу, что каждый голос, который за меня отдают избиратели Оболони, добыт тяжелым многолетним трудом в округе. И это не только мой результат, а результат всей моей команды. Люди оценивают по делам, а не по словам. За мной не стоит партийный бренд, который дает рейтинг, за мной стоят оболонцы, те люди, которые меня поддерживают, и ради них и ради нашего района я работаю…

«Уверен, что благодаря совместным усилиям у нас все получится, потому что украинский народ непобедим!»

— В этом году ЦИК зарегистрировала кандидатами двух ваших двойников. Как вы к этому относитесь?

— Действительно, новость не из приятных, хотя, с другой стороны, если так поступают — значит, боятся. Конкуренты не останавливаются ни перед чем. Это известная «черная предвыборная технология»: недобросовестные соперники нашли моих двойников, заплатили им деньги и регистрируют их, чтобы воровать голоса моих избирателей. По мнению социологов, «клоны» могут забрать до трех процентов голосов. Заметьте: на 217-м округе «клоны» есть только у меня. Но у нас отличаются фамилии. Моя Столар, пишется через «а», а они Столяры, через «я». И отчество мое Михайлович, а у них другое… Но мы стараемся информировать оболонцев об этой ситуации.

— Почему вы идете в Верховную Раду? Вы же беспартийный. Какова ваша идеология?

— Я иду на выборы в Верховную Раду, потому что Киев — это мой родной город, я вырос на Оболони. И мне не безразлично, как живут люди в моей стране. Моя идеология очень проста: Украина состоит из 225 мажоритарных округов, и если каждый кандидат возьмет ответственность за все проблемы своего округа и начнет их решать, то очень быстро люди почувствуют положительные изменения.

В подъезде свет не появится и в квартире теплее не станет от громких политических лозунгов. Надо засучить рукава и самому работать на округе, решая все актуальные проблемы. Кандидаты-мажоритарщики должны отвечать перед своими избирателями лично.

Партийный бренд, который дает высокий рейтинг, — это хорошо, но если кандидат не испытывает прямой, личной зависимости от своих избирателей, а думает только, как угодить руководителям рейтинговых партий, то, скорее всего, после победы он забудет о своем округе.

В тяжелые для страны времена необходимо отодвинуть свои амбиции на второй план и объединяться со всеми активными людьми, которые не ведут пустых разговоров, а действуют. Пришло время действовать вместе ради безопасности в наших домах, ради будущего наших детей и внуков, ради повышения пенсий и зарплат, ради нового качества жизни.

Я родился и вырос в Украине, здесь живет моя семья: жена и четверо детей. Хочу, чтобы мои дети и внуки жили в свободной европейской стране, чтобы они не сталкивались с теми проблемами, с которыми пришлось столкнуться нашему поколению. Для Украины есть только один путь — это путь в Европу. И мы обязаны достичь этой цели, чтобы все человеческие жертвы не были напрасны… Настало время действовать вместе! Я уверен, что благодаря совместным усилиям у нас все получится, потому что украинский народ непобедим!