Происшествия

От итальянского болида, столкнувшегося с украинской сверхскоростной лодкой «чайка», разлетались куски корпуса вместе с брызгами воды

0:00 — 19 мая 2009 eye 436

Украинская команда, дебютировав в престижных гонках на суперлодках, победила в первом этапе чемпионата мира на Мальте

Впервые в истории гонок на судах типа «Powerboat P1» команда-новичок делает такой ошеломляющий прорыв. Все-таки «Украинский дух», а именно такое название носит наша команда, оказался сильнее всех трудностей. За день до начала гонок во время квалификационного заезда перевернулся итальянский болид — один из фаворитов предстоящих соревнований. А когда во время первого заезда с украинской лодкой на повороте перед финишем столкнулся болид соперников, пилотам удалось избежать катастрофы и занять почетное второе место. Зато после второго заезда украинцы выиграли первый этап чемпионата мира.

«Мне надо не только обогнать свою сестру-пилота, но и лодку, на которой я победил в прошлом чемпионате»

Чемпионат мира «Powerboat P1» представляет собой гонки супермощных двухмоторных лодок на кольцевой дистанции в открытом море. Эти болиды способны развивать скорость до 180 километров в час. Если сравнивать с автогонками, эта скорость на дороге равнялась бы 400 километрам в час, а удар лодки о воду равнозначен падению на бетон. Поэтому первенство мира P1 часто сравнивают с «Формулой 1», а по престижности и зрелищности относят к так называемым королевским гонкам. В этом году чемпионат мира состоит из пяти этапов, проводимых в разных странах. Первый проходил на Мальте 8-10 мая и состоял из двух заездов.

Украинскую лодку строили на Мальте, но раскрасили в цвета украинского флага и назвали «Чайкой» по аналогии с легендарными казацкими быстроходными судами. В состав нашей команды вошли пилоты: чемпион мира прошлого года мальтиец Аарон Кьянтар, итальянец Анджело Тедески, украинцы — президент Национальной федерации водно-моторного спорта, народный депутат Украины Виктор Шемчук и профессиональный спортсмен Алексей Чендэков.

- В этом году мне надо не только обогнать свою сестру-пилота, выступающую в составе единственной женской команды, но и лодку, на которой я победил в прошлом чемпионате мира! — говорит Аарон Кьянтар.  — Несмотря на нашу победу на Мальте, сестра заявила, что не успокоится, пока не обгонит меня.

- Есть ли у вас какие-то амулеты, чтобы привлечь победу на свою сторону?

- Я ведь родом из Неаполя, а там полно таких штучек, — говорит Анджело Тедески.  — У меня они тоже есть. Но я суеверный и расскажу о них только после чемпионата.

Накануне соревнований во время квалификационного заезда неожиданно при полном штиле на бешеной скорости перевернулась лодка одного из фаворитов гонок Макса Феррари. Повреждения болида были настолько серьезными, что его пришлось снять с соревнований. Двух пилотов спасали профессиональные дайверы, из Италии прибыла бригада санавиации, ожидавшая возле госпиталя, пока не выяснилось, что жизнь спортсменов вне опасности.

- Когда итальянских пилотов на носилках уносили в реанимацию, мне надо было поговорить с моим другом Виктором Шемчуком и его женой Наташей. Ведь на следующее утро предстояла гонка, — рассказал Евгений Червоненко, приехавший на Р1 с женой Ниной не в качестве зама столичного градоначальника, а как болельщик «Украинского духа».  — Я им рассказал свою историю, о том, как в 1991 году перед тем, как мы выиграли для Украины последний чемпионат Союза, погиб узбекский экипаж. А мы дрались за секунду с латышами. И наши экипажи стояли на старте, пока вывозили тела погибших гонщиков… Но я сказал Виктору то же, что когда-то говорил мой тренер: «Если, садясь в лодочную чепуху, ты думаешь о том, что разобьешься, то лучше сразу иди домой». И утром перед стартом мне очень понравилось его состояние. Мне всегда задавали вопрос: «Вы не боитесь?». Не боятся только сумасшедшие. Но человек для того и создан, чтобы преодолеть свой страх.

- Стоимость одной лодки колеблется в пределах полутора миллионов евро?

- Думаю, что расходы сопоставимы с автоспортом. Километр тренировки или гонки моей команды автогонщиков стоит 150 евро. Это не считая сервиса и вертолетов. Но для страны участие, а тем более победа в такого класса гонках — фантастический прорыв. Это значит быть среди стран с развитой культурой и сознанием.

«Был соблазн сделать красивое шоу, приехать первыми, но в результате проиграть гонку»

- В первом заезде этапа шла борьба между «Украинским духом» и командой «Baia Attolini» за первое место, — рассказал о своих впечатлениях сразу после гонок Виктор Шемчук.  — Наши соперники превысили скорость и на повороте последнего круга трассы перекрыли ход движения нашей лодки. Произошло столкновение. Пилот остановил «Чайку». Ее развернуло на 180 градусов. Минимальные повреждения в нашей лодке говорят о правильной тактике экипажа. Быстро сориентировавшись, мы продолжили гонку. Но даже секундная задержка приводит к отрыву соперников почти на 40 метров. К тому же нам пришлось набирать скорость с нуля. Судейско-техническая комиссия приняла решение о дисквалификации команды «Baia» за превышение скорости. Кстати, та же участь постигла и женскую команду. А «Украинский дух» занял второе место.

Во время второго заезда «Чайка» шесть кругов лидировала с ощутимым разрывом. Однако на одном из поворотов лодка соперников превысила допустимую скорость. Впрочем, это не означало победу — судьи дали первое место украинской лодке. В итоге «Украинский дух» стал победителем Мальтийского этапа чемпионата мира «Powerboat P1». Итак, всего за год Национальная федерация водно-моторного спорта смогла единственной из восточноевропейских стран восстановиться в международной федерации, создать свою команду и лодку, удачно дебютировать и победить в первом же этапе.

- Был соблазн сделать красивое шоу, приехать первыми, но в результате проиграть гонку, — продолжает Виктор Шемчук.  — Однако опытные гонщики не поддались на провокации соперников. В этом виде спорта любые проявления эмоций — признак непрофессионализма, за них наказывают. Теперь мы готовимся к следующему этапу гонок, который будет проходить в июне в Турции. Он весьма своеобразный, так как проходит между двумя мостами. Денежное вознаграждение, которое мы получим за победу в мальтийских гонках, пойдет на усовершенствование винтов для участия в следующем этапе соревнований.

Мы видели, с каким уважением относятся к нам болельщики. Наша команда привлекла к себе внимание еще и своей многочисленной группой поддержки. В специально сшитых синих и желтых футболках, кепках с логотипом команды и флагом Украины собралась довольно дружная компания, в которой были люди разных взглядов и политических убеждений. Проведение такой гонки — дорогостоящее мероприятие. Без участия инвесторов нашей команды и лодки — Сергея Цюпко и Сергея Бровы победа была бы невозможна. Но всех этих людей объединяет желание поднять престиж Украины.

- Несколько лет назад, увидев гонки на Мальте, я сразу подумала, что акватория Ялты идеально подходит для этих соревнований, — поделилась с «ФАКТАМИ» бизнесвумен Светлана Шевел.  — Но прошли еще три года, прежде чем мне посчастливилось встретить человека, который взялся воплотить эту идею в жизнь. Виктор Шемчук с детства увлечен водно-моторным спортом, поэтому мы сразу нашли общий язык. Украинская Федерация водно-моторного спорта планирует этим летом провести в Ялте гонки лодок класса «Powerboat P1» на Кубок Черного моря, а также ведет переговоры с организаторами Р1 о том, чтобы один из этапов следующего чемпионата мира проводился в Украине.