Культура и искусство

Украинка Александра Чернышова вошла в десятку самых выдающихся исландцев

0:30 — 23 октября 2014 eye 6430

Организовав профессиональный хор из обычных фермеров, киевлянка получила премию за вклад в развитие искусства Исландии

Киевлянка Александра Чернышова, выпускница музыкального училища имени Глиэра и Одесской консерватории, вот уже 11 лет живет в Исландии, куда уехала, влюбившись в местного викинга. Не побоявшись бросить перспективную карьеру в родном городе, она отправилась в холодный Рейкьявик, не зная языка и не представляя, чем будет там заниматься. Сейчас Александра — любимая жена, счастливая мать двоих очаровательных мальчишек и творчески реализовавшаяся личность. Это, кстати, главная установка в Исландии. Начав все с нуля, украинская певица добилась признания в другой стране, получив престижную в Исландии награду за вклад в развитие искусства и войдя в десятку самых выдающихся исландцев. Сейчас оперная певица солирует в спектаклях, пишет музыку и гастролирует по миру. «ФАКТЫ» застали Александру в Китае, в Пекине у нее состоится концерт. Несмотря на плотный график, оперная певица ответила на вопросы нашей газеты.

— Александра, поздравляю вас! Что значит награда, которую вы получили?

— Эта международная премия присуждается людям до сорока лет в десяти разных номинациях. Победителей определяет почетное жюри в каждой стране. Награждают за выдающиеся заслуги в медицине, экологии, педагогике, политике, новых технологиях… Меня отметили в номинации «Культура» за вклад в развитие искусства Исландии. Премию вручал сам президент страны — Оулавюр Рагнар Гримссон. В день награждения очень волновалась, приняла даже лекарство, чтобы успокоиться и не упасть в обморок при вручении. В Исландии абсолютно спокойно относятся к президенту, звездам шоу-бизнеса, никто не бегает с фотокамерами и не окружает себя кучей телохранителей. Вулкан, северное сияние, верховые скачки, футбол и гандбол вызывают у исландцев гораздо больший ажиотаж, нежели какая-то известная персона.

— Как думаете, за что вас отметили?

— Наверное, потому, что я сделала нечто такое в искусстве, чего до меня никому не удавалось. Это основание оперы на севере Исландии, за что ранее никто не брался. Более того, я создала хор из обычных фермеров. Все было сделано на профессиональном уровне. Пять оперных постановок прошли с большим успехом и на севере страны, и в Рейкьявике. Поющие на профессиональном уровне фермеры — такого Исландия не видела и не слышала. Большим успехом и вниманием пользуется и написанная мною первая опера «Поэт и дочь Бишопа», презентованная в этом году в Исландии.

— Поющие фермеры?! Это интересно…

— Я обратила внимание на то, какие хорошие голоса у северных исландцев. У них принцип — всех можно научить петь. Исландцам очень нравятся хоровые коллективы. Стоит отметить, в стране прекрасная система образования. Почти в каждом маленьком городке есть музыкальная школа, где учат не только детей, но и взрослых. Скажем, вам 47 лет и вы хотите научиться играть на фортепиано или саксофоне, гитаре или ударных, а может, петь? Вас примут без вступительных экзаменов в среднюю музыкальную школу. В музыкальном заведении восемь вокальных уровней. Каждый заканчивается экзаменом и выступлением в концерте.

Обучение доступно всем за скромную ежемесячную плату. В такой музыкальной школе и я преподаю вокал, у меня 15 учеников. Самой юной моей воспитаннице 12 лет, а самому взрослому — 48. Преподаю я на юге Исландии, недалеко от Рейкьявика, там же и живу. Вместе со мной работала команда профессионалов — преподаватель игры на фортепиано из Америки, исландский дирижер, актриса-режиссер. Мой муж помог по маркетингу оперы, родители тоже оказали поддержку.

— Где вы познакомились с будущим супругом?

— После окончания Одесской консерватории летом я поехала в Барселону с группой детей-переселенцев из Чернобыля. Работала переводчиком. На пляже и встретила будущего мужа — моего викинга Йона Рунара. Все было, как в кино. Йон пришел, увидел и победил. Я влюбилась по уши и никого, кроме него, не видела и не слышала. От этого парня исходил такой магнетизм, что передать словами невозможно. Йон приехал в Киев и попросил у родителей моей руки. Мне на тот момент было абсолютно все равно, где и как буду жить, смогу ли петь в оперном театре на новом месте или нет. Главное для меня было тогда — находиться рядом со своим Йоном.

— И вы решились все бросить и уехать в Исландию?

— Переезд был несложный, а вот адаптация проходила долго. Я приехала в Исландию в начале ноября, когда там начинается полярная ночь. День длится всего 5 часов. Первый год на работу устроиться не могла, даже в магазин, торгующий кофе, меня с двумя украинскими высшими образованиями не хотели брать. Начала учить язык. Лишь когда смогла объясняться и говорить по-исландски, почувствовала себя лучше и увереннее. Мои мальчишки очень интересуются футболом, их любимая команда — киевское «Динамо». Каждый день перед сном читаю сыновьям на украинском языке сказки, как когда-то в детстве читала мне моя мамочка.


*У Александры и Йона двое замечательных сыновей

— Ваши способности проявились с раннего детства?

— В лет пять уже пела частушки. Всегда хотелось солировать, и если в хоре мне не давали сольную партию, очень расстраивалась, плакала. Было обидно, когда меня критиковали, даже хотела музыкальную школу бросить в третьем классе, так как учительница по фортепиано поставила мне ноль в дневнике, била по пальцам и всячески издевалась.

Родители перевели меня в другую школу, к педагогу от Бога Татьяне Петровне Гладковой. Благодаря ей я полюбила нудные гаммы, игру на фортепиано и даже захотела стать пианисткой. Поступила на вокальный факультет музыкального училища имени Глиэра. Как раз в это время мой дедушка Родион Ефименко снимал фильм «Олександра» о студентах, их мечтах, планах на будущее. Там есть кадр, где я сижу на уроке у композитора Александра Злотника, он учит меня петь его песню «Новая дача». Совсем недавно узнала, что нынешний директор училища имени Глиэра — Александр Злотник.

У моей мамы хороший голос, у папы тоже приятный тенор. Двоюродный прадед Дмитрий Топчий был оперным певцом, а прабабушка Евгения Селецкая — драматическая актриса и певица. Наверное, пение в моих корнях, генах и крови.

Помню свое первое исполнение и запись на Национальном радио Украины вместе с оркестром народных инструментов. Захожу тихонечко, как мышка, в зал, где идет репетиция песни «Біле місто», а сердце колотится и мурашки бегут по коже. С трудом верилось, что пою с оркестром, ведь мне было тогда лет шестнадцать. После училища имени Глиэра я поступила в Одесскую консерваторию и закончила ее по классу вокала.

— Помните свою первую победу?

— Я победила на международном конкурсе оперных певцов в Греции. Мне тогда был всего 21 год. Первый конкурс — и в яблочко. Очень благодарна своим учителям за их веру в меня. Себя же считаю вечным студентом в искусстве, хотя сама преподаю вокал уже одиннадцать лет. Люблю учиться и предела в этом не вижу. Год назад получила диплом Исландской академии искусств в Рейкьявике. Много интересных проектов создала за время своей учебы. Одними из самых заметных мастер-класс «Плавать и петь» и сольная программа «Дівчина з Кайнугарзу» (в переводе означает «из города лодок», то есть из Киева), которая прошла с огромным успехом на площадках исландских арт-фестивалей. Заключительный концерт состоялся в новом шикарном мюзик-холле «Арфе» в Рейкьявике.

В этой программе я постаралась открыть удивительный мир украинской музыки. Арию Наталки Полтавки, песни «Ніч яка місячна», «Стоїть гора високая», «Дніпровий вальс» воспринимали на «ура». Исландцы просто в восторге от украинского колорита и красоты мелодий, а также мелодичности и мягкости нашего языка. Не могу не упомянуть международный проект «Нордик Арт сближает и вдохновляет». Это состязания между девичьим хором моей школы и музыкальными коллективами из Литвы, Дании, Эстонии и Латвии.

*В своих концертных костюмах Александра Чернышова всегда старается использовать украинские национальные мотивы

— Правда, что карьеру в Киеве вы начинали в образе сказочного героя Ивасика-Телесика?

— Будучи на последнем курсе Одесской консерватории, прошла прослушивание в Киевском музыкальном театре оперы и балета для детей и юношества и меня взяли солисткой. Первой моей ролью в театре стал Ивасик-Телесик из оперы «Пастка для відьми», потом была роль Буратино из оперы «Золотой ключик», Красная Шапочка, Царевна Лебедь.

— Над чем сейчас работаете?

— Этой весной представила зрителю новую оперу «Поэт и дочь Бишопа». Она на исландском языке, написана на основе правдивых фактов о событиях и людях, живших в XVII веке в Исландии. История, которую исландцы знают, но до сих пор задают вопросы. Либретто написано исландской писательницей и актрисой Гвузрун Аусмундсдоттир. Музыку для оперы сочинила я, потратив на это около трех лет.

Когда я была ребенком, мне очень нравилось читать сказки, мифы, легенды. Наверное, это и повлияло на выбор истории для создания моей первой оперы. Сейчас работаю над сборником «Арии, дуэты, терцеты и хоры из оперы «Поэт и дочь Бишопа» для фортепиано и голоса. Это своего рода вызов певице и становление меня как оперного композитора. Я первый раз спела главную роль на исландском языке. И это сама Ракнейзур — дочь Бишопа. Образованная и неповторимая женщина, жившая в XVII столетии, счастливая и трагическая жизнь которой и теперь волнует исландские сердца.