По мнению политика, децентрализация власти должна стать одной из приоритетных реформ в стране
Не так давно известный экономист и финансист Валерий Хорошковский заявил, что готов вернуться в украинский бизнес и политику после почти двухгодичной передышки. По словам бывшего первого вице-премьера, его вынужденный отпуск был продиктован политическими разногласиями с президентом Януковичем. Сейчас Хорошковский идет на выборы в списке «Сильной Украины» и настроен на активную деятельность по восстановлению украинской экономики. «ФАКТЫ» попросили его оценить нынешний экономический потенциал страны и будущее необходимых реформ.
— Валерий Иванович, прогнозы погоды обещают морозы уже в выходные. Как вы считаете, может Украина сама обеспечить себя теплом или мы обречены на выворачивание карманов для оплаты российского газа?
— Энергетическая зависимость от России сегодня искусственная. Украина сама добывала 18,6 миллиарда кубометров газа в год. Отнимем 1,5 миллиарда добычи в Крыму. Остается больше 17 кубов. Считаем дальше. Около 20 миллиардов кубов мы получали в счет платы за транзит голубого топлива из России в Европу. Сейчас объем транзита уменьшился, поэтому пусть будет 15 миллиардов. В итоге, мы имеем 30—32 миллиарда кубометров газа, который можно использовать для наших нужд.
— Хотите сказать, что этого достаточно?
— Для потребностей населения и теплокоммунэнерго — более чем достаточно. Поэтому я считаю, что правительству нужно внимательно и осторожно работать с тарифами, особенно для социально незащищенных слоев населения. Если у нас есть свой собственный газ, мы можем использовать его как компенсатор стоимости коммунальных услуг. В первую очередь — отопления.
— Говорят, в промышленных регионах, где есть металлургические и другие производства или те же ТЭЦ, отопление вообще можно обеспечить за копейки — бросовым теплом. Местная власть может справиться с этим самостоятельно или такие вопросы должны решаться централизованно?
— Децентрализация власти должна стать одной из приоритетных реформ. «Сильная Украина» предлагает сделать это оперативно, через бюджетную реформу. Вопрос о том, какие конкретно полномочия мы должны передать на места, — дискуссионный, но их должно быть гораздо больше, чем регионы имеют сегодня. Мы предлагаем оставить в центральном бюджете всего три налога: НДС, ввозную и вывозную пошлины и акциз на импортные товары. Тогда в местных бюджетах будут оставаться доходы от налога на землю, недвижимость, доходы физлиц, единого, экологического и сельхозналогов. Кроме этого — основные сборы: за первую регистрацию авто, парковку, предпринимательство и туристический сбор. При такой конфигурации региональная власть будет заинтересована в сборе налогов. А значит, общий объем доходов бюджета вырастет. Опять же, оперативные вопросы на месте решаются проще и быстрее.
— Эти изменения реально принять до конца года?
— Нынешнее правительство упускает время: 2015 год не за горами, а бюджетной резолюции до сих пор нет. С точки зрения децентрализации мы можем потерять 2015 год.
— А какие законопроекты партия считает приоритетными?
— Такими являются три направления. Во-первых, борьба с коррупцией. С ним тесно связано второе: реформа судебной и правоохранительной систем. И третье — экономическое возрождение и создание справедливой системы социальных стандартов. Каждый украинец должен чувствовать себя защищенным, независимо от того, завершил он трудовую деятельность или только начинает и открывает свое дело. Чтобы все это осуществить, нам необходим мир, профессиональная команда и большинство в Верховной Раде, способное поддерживать такие инициативы.
— Реально ли сейчас возрождать экономику и особенно промышленность, которая всегда была ориентирована на Россию?
— Россия сегодня строит мобилизационную экономику, которая не будет нуждаться в наших товарах. В таких условиях нашим производителям нужно уже сейчас восстанавливать связи и искать ниши, где украинские товары будут конкурентоспособными на российском рынке. Но нам есть что предложить и западному рынку. Вопрос в том, открыт ли он для наших товаров. Это уже задача правительства — договариваться, искать возможности, поддерживать партнерство стратегических для страны производств. Если рынок России закрыт по политическим причинам, на тех же основаниях нам может быть открыт европейский или американский рынки. Это вопрос переговоров.
— Очевидно, что западные рынки выдвигают более высокие технологические требования. Эксперты предупреждают, что рассчитывать на успех там наивно.
— Все это можно компенсировать за счет возвращения капитала в Украину. Сегодня недоверие бизнеса к государству крайне высоко. Уже семь месяцев в стране новая власть, а изменений к лучшему не происходит. И это является серьезной проблемой. Дефицит технологий можно компенсировать привлечением инвестиций, но для этого необходим соответствующий инвестклимат. А его нет. Я был одним из тех, кто обеспечил вхождение Украины в ВТО. Это огромный рынок. Да, там масса ограничений, но мы можем использовать симметричные меры и создавать условия для открытия производств на нашей территории. Такая политика даст украинской экономике огромный потенциал. Нужно работать, а не искать врагов и оправдания для отсутствия реформ.