Наука и технологии

На территории "Софии Киевской" нашли храм жены Ярослава Мудрого?

7:30 — 29 октября 2014 eye 7208

Раскопки фундаментов древней церкви XI века на территории национального заповедника «София Киевская» дают основания говорить, что это остатки патронального храма Ингигерды

С археологом кандидатом исторических наук Тимуром Бобровским мы беседовали возле раскопок фундаментов древней церкви на территории национального заповедника «София Киевская».

— Здесь стоял один из первых каменных храмов Киевской Руси, построенный в начале XI века, — говорит Тимур Анатольевич. — К его исследованию наша группа приступила минувшим летом. Пока раскопали примыкавшую к нему пристройку.

*Тимур Бобровский: «Прежде ученые были уверены, что Ярослав Мудрый и его жена Ингигерда похоронены в Софийском соборе в мраморном саркофаге. Но когда в 2009 году открыли эту усыпальницу, останков князя там не оказалось»

— Как называется этот храм, кто его построил?

— Есть веские основания полагать, что это Ирининская церковь. Из летописи мы знаем, что великий князь Ярослав Мудрый построил Золотые Ворота (въезд в город), Святую Софию, а поблизости от нее две церкви — Георгиевскую (в честь своего небесного покровителя Георгия Победоносца) и Ирининскую (святая Ирина была покровительницей его жены, шведской принцессы Ингигерды).

— Интересно, что одновременно с Ярославом к ней сватался человек, посвятивший ей множество нежных поэтических строк, — норвежский король и поэт Олаф, причисленный после смерти к лику святых, — вступает в разговор заместитель генерального директора национального заповедника «София Киевская» Татьяна Лютая. — В поэмах он писал об Ингигерде как о белокурой красавице на белом коне, рассказывал, какие подвиги ей посвятил. Однако по воле своего отца принцесса стала женой хромого от рождения князя Ярослава. Она заявила, что согласится на брак с ним, если получит в приданое Альдейгьюборг (ныне это российский город Ладога) и заберет с собой своего духовного наставника. Отец согласился на условия дочери. Став женой Ярослава, она приняла христианство и взяла имя Ирина.

К слову, хромота мужа передалась потомкам — внуку, впоследствии ставшему венгерским королем Коломаном Хромым. Этот наследственный недостаток их рода историки называют Рогнединым знаком — по имени матери Ярослава, страдавшей хромотой. Она ненавидела отца Ярослава, великого князя Владимира, ведь он взял Рогнеду в жены по-варварски — изнасиловал на глазах ее отца и братьев, а затем их убил. Неудивительно, что она затем организовала заговор против Владимира, который закончился неудачно. За это Рогнеда едва не поплатилась жизнью. Ее сын Ярослав оказался самым дальновидным и расторопным из детей Владимира: в результате кровопролитной борьбы, в которой были убиты его братья, он занял великокняжеский престол. Первая жена Ярослава, видимо, тоже погибла во время этих междоусобиц. Ирина была его второй супругой.

— Примерно в пяти минутах отсюда, возле здания Службы безопасности Украины, есть улица Ирининская, названная так из-за того, что там когда-то обнаружили старинные фундаменты и приняли их за остатки Ирининской церкви. Так где же в действительности находился этот храм?

— Находка на улице Ирининской была сделана в XIX веке, — отвечает Тимур Бобровский. — Исследовавшие ее ученые не делали категорических заявлений, а лишь высказали предположение, что это может быть Ирининская церковь, ведь подтверждений этому у них не имелось. Ход рассуждений ученых понятен: Георгиевский храм в то время был цел (его снесли в 1930-е годы), где-то поблизости от него стояла не сохранившаяся Ирининская церковь, поэтому и возникла гипотеза, что объект, которым они занимаются, это ее остатки. Наверняка ученые не знали, что в метрах ста от Георгиевской церкви есть другие древние фундаменты, которые сейчас мы начали раскапывать. И нашу, и их версии предстоит проверить.

— На чем основывается ваша версия?

— Проведенные нами раскопки показали, что мы исследуем храм, построенный в начале XI века — как раз в то время, когда возвели и Ирининский. Вообще, было целесообразно разместить его именно в этом месте. Судите сами: в те времена от Золотых Ворот шла дорога к Софийскому собору, поэтому логично по одну сторону от этой дороги поставить церковь в честь небесного покровителя князя Ярослава, а по другую — святой покровительницы его жены. Если все действительно было так, то София Киевская, Георгиевская и Ирининская церкви составляли первый в истории Киевский Руси градостроительный ансамбль.

— Что вам удалось найти в ходе раскопок?

— Небольшой участок, который мы исследовали, принес сразу несколько археологических сенсаций. Первая из них — не имеющее аналогов погребение у стены церкви. Науке известны каменные и кирпичные саркофаги, в которых в старину хоронили князей и вельмож, а мы обнаружили деревянный. Бревна и доски, конечно, истлели, но сохранились их следы и железные гвозди-костыли. В этом саркофаге была похоронена столь важная и уважаемая персона, что над ее погребением через некоторое время возвели пристройку, примыкавшую к храму.

— Это могила жены Ярослава Мудрого?

— Нет. Из летописей известно, что ее похоронили вместе с мужем в мраморной усыпальнице, которая сохранилась и находится в Софийском соборе.


*Тимур Бобровский рассказал, что среди найденных в ходе раскопок предметов были фрагменты внутренней стены храма с фресками. На одном из них оказалось граффити: «Господи, помоги рабу твоему»

«ФАКТЫ» писали, что 2009 году ученые вскрыли гробницу в Софийском соборе, чтобы провести исследования останков с помощью современных технологий. Один меценат выделил для этого 56 тысяч гривен. Тогда практически ни у кого не было сомнений, что внутри покоятся князь и его супруга. Однако специалистов ждало разочарование — мужского скелета там не оказалось. Провели радиоуглеродный анализ женского и получили поразительный результат: это останки двух разных женщин. Причем одна из них могла быть современницей Ярослава Мудрого и, следовательно, его супругой, другая жила за полторы тысячи лет до возникновения Киевской Руси (примерно в VII веке до нашей эры)!

Ученые не знали, что и думать, ведь было известно: в 1936 году, открыв саркофаг, специалисты обнаружили там лежавшие вперемешку кости, из которых сложили два скелета — мужской и женский. Через три года в Киев из Ленинграда прибыла комиссия под руководством известного антрополога Вульфа Гинзбурга. Члены комиссии в присутствии сотрудников заповедника «София Киевская» вновь вскрыли гробницу и увезли останки для изучения в лаборатории Ленинградского мединститута и Института истории материальной культуры. В летописях сказано, что Ярослав прожил около 70 лет, был от рождения хромым, в боях получил ранения в голову и ногу. Мужской скелет в точности соответствовал этим данным, поэтому не оставалось ни малейших сомнений, что это останки Ярослава. По его черепу антрополог Михаил Герасимов создал скульптурный портрет. Считалось, что останки потом вернули в Киев и после войны вновь положили в саркофаг. Но что произошло с ними в действительности, до сих пор остается загадкой.

— Кости женского скелета, извлеченные в 2009 году, через два года вновь положили в усыпальницу, поэтому сейчас нет возможности провести их дополнительные исследования, — говорит Татьяна Лютая.

— Помимо деревянного саркофага в ходе нынешних раскопок мы обнаружили еще около 40 погребений возле фундаментов старинной церкви, — продолжает Тимур Бобровский. — У стены этого храма хоронили вплоть до XVII века. Многие из покоящихся здесь были монахами, о чем свидетельствует то, что под их головы или ноги подкладывали кирпичи.

Еще одна беспрецедентная находка — пять стеклянных кубков (один византийский, четыре сделаны местными мастерами по византийским образцам). Все они располагались в погребениях XII века. Вероятно, в кубках находился елей, которым крестообразно поливали тело монаха (или монахини), после чего сосуд клали в могилу. Подобных кубков времен Киевской Руси еще ни разу не обнаруживали в одном месте в таком количестве. За 900 лет нахождения в земле они растрескались, теперь реставраторам предстоит восстановить сосуды из осколков. Мы также нашли куски внутренней стены церкви с фрагментами фресок, а на одном из них оказалось граффити «Господи, помоги рабу твоему» и дальше указано имя.

Раскопки показали, что церковь построена на месте, где до этого находилась чья-то усадьба — сохранились следы забора и хозяйственная яма, в которой мы нашли битую керамику и бронзовый ключ. В первые годы XI века (скорее всего, именно в тот период появилась эта усадьба) данная территория являлась пригородом Киева, а до этого здесь хоронили усопших по языческому обряду — насыпая курганы. Впрочем, больше всего курганных захоронений было сразу за оборонительным валом древнейшего киевского поселения, где затем князь Владимир построил Десятинную церковь — первый на Руси каменный христианский храм. Следует сказать, что основная часть киевлян жила тогда на Подоле, а укрепленная резиденция князя находилась на холме.

— Можно восстановить внешний вид церкви, остатки которой вы сейчас раскапываете?

— Отчасти, да. Такую возможность дают результаты раскопок этого храма, которые проводились в 1909 году под руководством архитектора и археолога Дмитрия Милеева. Тогда по соседству начали строить доходный многоэтажный дом (он существует и поныне). Приступив к работе, наткнулись на древние фундаменты, и Милеев занялся их раскопками. К сожалению, не все собранные им материалы дошли до наших дней, но план церкви, составленный Дмитрием Васильевичем, сохранился, что дает основание заявить: этот храм по сути повторяет планировку Софийского собора, только в уменьшенном виде.

Участок, который мы сейчас раскопали, Милеев не исследовал, так что наша группа была первой. На зиму проведем консервацию — засыплем это место песком. В будущем году планируем продолжить работы там, где копал Милеев.

Фото Сергея Тушинского, «ФАКТЫ»