Общественная организация «Честное Запорожье» с начала лета опекает бойцов 72-й бригады и других военнослужащих, которые базируются вблизи Запорожской области. Недавнее приобретение волонтеров — современный реанимобиль «Mercedes-Benz 413″.
— Перед отправкой в Украину в Берлине автомобиль загрузили „гуманитаркой“ от бывших соотечественников и неравнодушных к нашей беде немцев, — рассказывает активист организации Оксана Жовнер. — Тут аптечки, медикаменты, костыли, инвалидные кресла, одежда (как для бойцов, так и для переселенцев), оборудование. Представляете, один очень старый немец, воевавший во Вторую мировую войну, принес 50 евро и попросил что-то купить для украинских солдат!
Оксана объяснила, что любит свою семью, потому делает все, чтобы сберечь мир у себя дома, в Запорожской области, и сохранить целостность родной страны. И хотя на домашние хлопоты теперь остается гораздо меньше времени, близкие на нее не в обиде. Более того, часть забот взял на себя супруг, а 11-летняя дочь и пятилетний сын рисуют пожелания для героев.
Такой семейный подход для волонтеров обычное явление.
— У нас теперь домашний бюджет распределяется на четыре части: на меня, мужа, 16-летнего сына и на войну. Причем на сына и войну — в первую очередь, — говорит волонтер Ольга Зуева, которая входит в „клуб кикимор“ — так шутя называют умелиц, плетущих маскировочные халаты („кикиморы“).
— Их первыми начали плести мариупольские девочки, мы посмотрели в Интернете, как они это делают, и у нас образовался свой клуб, — объясняет Ольга. — На одной „кикиморе“ — две с половиной тысячи узелков, если работают сразу четыре человека, то понадобится полный день с утра до вечера. У одного человека уходит на ее изготовление примерно 50 часов. Берется мелкоячеистая рыбацкая сеть, покупаются мешки, режутся, красятся, затем в каждую ячеечку вплетается по нескольку ниточек…
— Знаю, что ваш 64-летний отец тоже подключился к волонтерскому делу и стал мастерить печки-"партизанки».
— Да. Папа много лет работал инженером на заводе «Радиоприбор», чертежи и разные конструкции ему привычны. Сначала он собирал яблоки в своем саду, которые отвозили в зону АТО, в том числе — «киборгам» в донецкий аэропорт. Потом увидел на картинке в Интернете несложную по конструкции, но удобную печку и немного доработал ее в соответствии с требованиями войны. А название «партизанка» подглядел в другом месте, но уж очень оно ему понравилось. Сделал восемь таких печек в домашних условиях. Это все-таки трудоемкий процесс, нержавейку тяжело гнуть. Но ведь можно наладить их выпуск в условиях мастерских — тем более что чертежи уже есть и устройство опробовано в работе.
Несмотря на то что Владимир Иванович Зуев находится в тылу, а не на передовой, у него есть свой позывной: «Дед». По словам дочери, он им гордится, прозвище добавляет ему жизненных сил.
— Наши девчата из «клуба кикимор» еще вяжут шапки и жилеты для военных, — продолжает собеседница. — Мы бросаем клич в социальных сетях, просим приносить нитки, старые свитера, которые можно распустить на пряжу. Одна из женщин шьет мужские трусы. Найти темный ситец удается не всегда, поэтому однажды она пошила трусы из принесенного кем-то розового ситца в цветочек. Мы беспокоились, как суровые парни в АТО воспримут такое «легкомысленное» на вид белье. Но, как выяснилось, они смеялись от души и чуть не подрались за эти несколько пар. Наша мастерица шьет трусы и для «Правого сектора» — одна штанина красная, а другая черная. И объясняет: «Ребята, когда у вас не будет хватать патронов, вы штаны снимайте и показывайте трусы — это убьет сепаратистов наповал!»