Культура и искусство

Ефремов приглашал Олялина во МХАТ, обещая квартиру в Москве, но актер предпочел остаться в Киеве

6:30 — 15 ноября 2014 eye 5416

Ровно пять лет назад ушел из жизни народный артист Украины

Первой работой в кино Николая Олялина была роль молодого летчика-истребителя в фильме «Дни летные», вышедшем на экраны в 1965 году. «Увидев перед началом съемок Олялина, командир авиаполка, куда приехала киногруппа, заявил режиссеру: «Таких худых летчиков не бывает! Давайте мы его сначала откормим», — рассказывал «ФАКТАМ» режиссер «Дней летных» Николай Литус.

Десять фактов из жизни Николая Олялина

1. Режиссера Николая Литуса Николай Олялин называл своим крестным отцом в кинематографе.

— Коля так убедительно сыграл в «Днях летных», что трижды Герой Советского Союза Александр Покрышкин, командовавший в то время 8-й армией ПВО, человек довольно хмурый, растрогался и хотел, чтобы мы сняли фильм по его книге «Небо войны», — вспоминал заслуженный деятель искусств Украины Николай Литус. — В фильме была сцена, когда летчик выпивал в поле с двумя стариками, охранявшими баштан. Наполнив самогонкой стаканы, сделанные из огурцов, служивших одновременно и закуской, честная компания вдруг увидела похоронную процессию, направляющуюся к кладбищу. Хоронили разбившегося летчика. Надо бы помянуть! Но, заглянув в сценарий, присутствующий на съемочной площадке бдительный товарищ сказал, что в советском кино не должны звучать фразы вроде «Царствие небесное…» И тогда Олялин произнес перед камерой: «Будем жить!» После просмотра фильма худсовет решил вырезать сцену с выпивкой. Разгорелся спор. Возможно, поэтому фразу запомнили на киностудии имени Довженко.

2. Фраза «Будем жить!» через годы обрела новое, более сильное звучание в устах героев знаменитого фильма Леонида Быкова «В бой идут одни «старики».

— Быков хотел снимать в этой картине Олялина, — рассказывал «ФАКТАМ» заслуженный артист Украины Вячеслав Воронин. — Прочтя сценарий, Николай, который к тому времени уже снялся в киноэпопее Юрия Озерова «Особождение», ответил, что согласен только на главную роль. «Извини, но я приберег ее для себя», — улыбнулся Быков. Олялин не обиделся.

А вот Леонид Быков, по словам Николая Олялина, красиво отомстил актеру за отказ от роли, пригласив в картину внешне похожего на него Владимира Талашко. И многие зрители потом поздравляли с творческим успехом… Олялина.

3. Родился Николай 22 мая 1941 года в деревне Опихалино под Вологдой в семье портного, получившего тяжелое ранение на финской войне. Настолько тяжелое, что в Великую Отечественную на фронт его не взяли. Николай Владимирович рассказывал «ФАКТАМ», что фашисты в их края не дошли. Но вражеские самолеты долетали. И до одиннадцати лет Коля боялся гула моторов. «А еще у меня до сих пор в ушах стоит плач женщин, получивших похоронки…» — говорил он. Когда закончилась война, в деревню стали возвращаться солдаты, многие без рук, без ног. Взрослые мужчины, они плакали и пили водку. Постепенно жизнь налаживалась. Старший брат, посещавший занятия драматического кружка при Доме пионеров, иногда брал с собой младшего. У Коли обнаружились артистические способности. Правда, отец считал профессию актера несерьезной. И когда Николай окончил школу, отправил его поступать в Ленинградское военно-топографическое училище. Юноша умышленно завалил экзамены и поступил в Ленинградский институт театра, музыки и кино.

4. После института молодой актер Олялин работал в Красноярском ТЮЗе.

— Во время подготовки к съемкам «Дней летных» меня познакомили с Олегом Басилашвили, — говорил «ФАКТАМ» режиссер Николай Литус. — Он показался мне несколько легкомысленным для роли молодого, но начавшего уставать от жизни летчика. В то же время второй режиссер Игорь Ветров привез десятка три фотографий выпускников Ленинградского института театра, музыки и кино. И наиболее подходящим нам представлялось хмуроватое, задумчивое лицо белокурого парня из Красноярска. Это был Олялин. Когда о нем услышали в дирекции киностудии, нам сказали: вы бы еще с Камчатки или Сахалина кого-нибудь пригласили! Но мы настояли на своем.

— Летние сцены снимали поздней осенью в Киеве, — вспоминала в беседе с журналистом «ФАКТОВ» народная артистка России Вера Алентова, которая, как и Олялин, дебютировала в «Днях летных». — Стояла жуткая холодина. Рабочие озябшими пальцами прикрепляли к голым веткам деревьев бумажные листья. Когда в сцене свидания с героем Олялина мне пришлось стоять перед камерой в легком платьице, я поняла, что такое кинематограф. После каждого дубля меня кутали в тулуп. Николай же навсегда запомнился мне красивым, мужественным парнем.

5. Актера провинциального ТЮЗа приглашали сниматься в лучших советских фильмах — «Щит и меч», «Майор Вихрь», «Путь в «Сатурн». Но Олялина за ершистый нрав недолюбливал главный режиссер театра Исаак Штокбант (впоследствии ставший преподавателем сценического искусства — у него учились Юрий Гальцев, Елена Воробей и другие популярные артисты). Однажды Николай сочинил эпиграмму: «Искусству нужен наш Штокбант, как на «нос» розовенький бант». В отместку тот не показывал строптивцу телеграммы и письма с приглашением на кинопробы.

После успеха «Дней летных», получивших приз Пражского кинофестиваля, к режиссеру Николаю Литусу обратился его коллега Юрий Озеров, попросив познакомить с Олялиным. Озеров планировал предложить Николаю главную роль в «Освобождении». На этот раз Олялину повезло: секретарь директора театра увидела телеграмму и поняла, что, если она попадет в руки Штокбанту, главный режиссер ее спрячет. Девушка тайком вручила Олялину телеграмму на автобусной остановке. Чтобы слетать на кинопробы, Николай притворился больным и записался на два дня в санаторий-профилакторий.

6. Третью серию «Освобождения» — сцены форсирования Днепра — снимали в Киеве, и Олялин познакомился с директором Киностудии имени Довженко Василием Цвиркуновым. Вскоре артист перебрался жить и работать в Киев. И когда Олег Ефремов пригласил Олялина во МХАТ, обещая лучшие роли и квартиру в Москве, Николай Владимирович отказался, предпочтя остаться в столице Украины.

— Интересно, что после «Освобождения» со мной хотел выпить каждый ветеран, — вспоминал Николай Олялин. — Но когда я сыграл белогвардейского генерала Врангеля, в высоких инстанциях чуть не зарубили мне командировку в Монголию. Готовясь к роли Врангеля, я перечитал массу материалов о «черном бароне», как его называла большевистская пропаганда, и обнаружил интересный факт. Красный командарм Фрунзе телеграфировал Ленину из Крыма: «Врангель и его войска сброшены в Черное море!..» Оказалось, это не совсем так. Никакого панического бегства белогвардейцев не было. Врангель не стал защищать Севастополь и вывез в Болгарию на пароходах 35-тысячную хорошо вооруженную и экипированную, боеспособную армию. А там, поняв бессмысленность вооруженной борьбы, распустил ее. Своим маленьким открытием я поделился с кем-то из коллег. Естественно, это вскоре стало известно нашим бдительным органам. Меня сделали чуть ли не антисоветчиком. Спасибо, знакомый генерал КГБ выручил.

7. Однажды в Красноярский ТЮЗ пришла Нелли — второй секретарь райкома комсомола. Ей нужны были актеры-декламаторы для торжественного вечера. Нелли и Николай встретились взглядами — и уже через месяц отправились в загс. У супругов Олялиных родились сын и дочь. Нелли Ивановна — педагог, заслуженный учитель Украины. Работала в киевском Дворце пионеров.

Семейная жизнь Олялиных была не всегда безоблачной.

— Ну, представь, — признавался журналисту «ФАКТОВ» артист, — какой жене понравятся ночные дежурства взбалмошных поклонниц в подъезде, телефонные звонки, мешки писем с признаниями в любви? Однажды пришло письмо из Сибири — интеллигентное, сдержанное. Автор — кандидат каких-то наук, явно умная женщина, обстоятельно, без малейшего кокетства, анализировала мои работы. Нелюшке письмо понравилось. Она считала, что я должен ответить. «Если хочешь — сама ответь!» — сказал ей. И Нелли написала поклоннице от моего имени. Вскоре из Сибири пришло письмо: «Я готова все бросить и быть вашей…»

Как-то Николаю Владимировичу позвонила очередная поклонница. Трубку снял сын Володя. У него в то время прорезался бас, похожий на отцовский. Женщина приняла его за любимого актера и начала изливать свои чувства. В мальчишке взыграл юношеский максимализм, и Володя грубо ответил даме. «Никогда не говори так с людьми, — сказала сыну Нелли Ивановна. — Пойми, отец нравится женщинам, и тут ничего не поделаешь…»

Олялина называли секс-символом советского кино. Практически во всех фильмах, в которых он снимался, были любовные сцены. И ни одного поцелуя! Артист, когда его спрашивали об этом, отшучивался: «Если поцеловался, обязательно придется делать следующий шаг…» И говорил, что поцелуй в любовных сценах не нужен. Важно показать его предчувствие, предвкушение.

8. Даже став известным, Олялин не возгордился, оставался открытым и скромным человеком.

— Помню, получил Коля звание заслуженного, — поделился с «ФАКТАМИ» народный артист Украины Лесь Сердюк. — Увидел меня, и чуть ли не на колени: «Лесик, прости! Я не просил! Но ты меня и такого любить будешь, правда ведь?» Ему всегда было неловко, когда что-то получал он, а не кто-то, по его мнению, не менее достойный. Для себя он просить никогда не умел. Зато в тяжелейшие 1990-е и позже, не жалея сил, добивался, чтобы никто из достойных артистов или режиссеров не был обойден в званиях и прочих привилегиях, которые могли дать хоть какую-то прибавку к нищенской зарплате деятелей культуры. Помогал всем как мог.

9. Николая Олялина прикрепили к закрытому магазину, так называемому столу заказов, в котором обслуживались ветераны войны. Раз в месяц выдавали продуктовые пайки — колечко «одесской» колбасы, килограмм гречки, пару банок сгущенки и мясных консервов, синюю куриную тушку… Перед праздниками — «Киевский» торт. Артист — еще молодой человек — стеснялся стоять в очередях вместе с ветеранами. Да и времени не было. Но, чтобы обеспечивать семью, Олялин поручал это дело сыну Володе. И тот однажды услышал сочувственное: «Видать, совсем плох старик, если мальца посылает…»

10. В 57 лет Николаю Владимировичу понадобилась операция на сердце. Где взять деньги? Все капиталы всенародного любимца — 15 тысяч гривен — были заморожены на сберкнижке. Это позже их начали выдавать по крохам — «Юлина тысяча», «Витина»… Походы артиста к людям с деньгами заканчивались ничем. Одни обещали позвонить и не звонили. Другие спрашивали, когда вернет. Третьи предлагали дать в долг под проценты. «А если со мной что-то случится?» — спрашивал Олялин. «Семья отдаст», — слышал в ответ. Откликнулись только известная фирма, торгующая косметикой, и табачная фабрика. Правда, они дали лишь часть необходимых средств.

В отчаянии Олялин позвонил в Москву своему другу — военному летчику, в то время главкому ВВС России Петру Дейнекину. Генерал только и спросил: сколько надо и как переправить. Олялин поехал сам, доверять кому-то большие деньги боялся. Дейнекин усадил Николая Владимировича в свой штабной Ил-18, и они облетели на самолете чуть ли не весь бывший Советский Союз: Москва, Камчатка, Байкал, Черное море… Это была сильнейшая моральная поддержка.

Операция подарила артисту десять лет жизни и возможность сняться в «Ночном дозоре», «Бумере-2», «Ленинграде», «Охоте на изюбря» и многих других фильмах. Даже эпизодические роли у Олялина получались яркими, запоминающимися. А еще он, русский человек, очень любил Украину. Говорил: «Россия — этническая родина. Украина — мой дом».

Фото Сергея Даценко, «ФАКТЫ»