Украина

Украинский экипаж судна "Ocean Grand" четвертый месяц терпит бедствие в индонезийском порту

6:00 — 19 ноября 2014 eye 2951

Сорок один украинский моряк, среди которых и женщина, с середины лета находятся в невыносимых условиях: без электричества, топлива, медикаментов, в полной антисанитарии. В раскаленную от зноя металлическую коробку (по-другому сейчас судно не назовешь) стала поступать забортная вода, создав реальную угрозу опрокидывания и даже затопления. Несмотря на то что у всего экипажа давно истекли сроки контрактов, покинуть эту посудину моряки не могут — у них отсутствуют паспорта. Судовладелец же об экипаже «забыл».

Сигнал SOS моряки отправили в одесскую благотворительную организацию «Ассоль», занимающуюся проблемами «покинутых» экипажей.

«Уже более трех месяцев мы стоим на одном месте — якорной стоянке в водах Индонезии, — сообщают члены экипажа. — Задолженность по зарплате превысила четыре месяца! Топливо закончилось, поставок нет, продукты и питьевая вода на исходе. Срок контрактов у всех истек, причем давно. Члены экипажа не могут сойти на берег, начались проблемы со здоровьем, несколько моряков попали в госпиталь».

*Из-за ужасных условий, плохого питания и постоянного стресса некоторые из моряков-украинцев оказались в индонезийской больнице

Как рассказали «ФАКТАМ» в «Ассоли», они сразу же забили тревогу: обратились ко всем дипломатическим службам Украины в Сингапуре — по месту нахождения одного из офисов работодателя и постоянного места работы судна, а также в Индонезии. Юристы дали советы экипажу, разъяснили допустимые и необходимые действия по защите их прав.

— Как можно защитить свои права, если речь сейчас идет о ежедневном элементарном выживании? — в один голос говорят Ирина и Юрий Чакир, чей внук Александр, третий помощник капитана, находится в «индонезийской западне». — Представьте, каково это — быть в океане без пресной воды. И фактически — без еды. Наш Саша похудел уже на 15 килограммов! Морякам приходится спать на палубе, потому что в каютах выдержать невозможно: 47 градусов жары, света нет, кондиционеры не работают, а испарения — сумасшедшие. Ребята молят Бога, чтобы не пошел дождь, а то и приткнуться негде будет.

Скоро четыре месяца, как эта посудина не двигается с места, но самое главное — паспорта у наших моряков забрали, якобы с тем, чтобы они не достались пиратам. Без документов они лишены возможности получить хоть какие-то деньги, которые родственники могли бы отправить из Украины.

— Это судно — бывшее плавучее казино, нового арендатора для которого найти не смогли, — рассказала «ФАКТАМ» Марина Браславская, супруга третьего механика Николая Браславского. — Ремонтировать теплоход, оформлять на него новую документацию хозяину стало невыгодно. В итоге судно поставили не в док — на ремонт, как обещали, а бросили на рейде. Вместе с командой…

Мой 35-летний муж ходит в заграничные рейсы не первый год. Оформлялся на работу в различных фирмах, ничего подобного там не было. Собственно, не случалось у него такого и с «Укртрампом» — одесской крюинговой компанией (компания, занимающаяся наймом моряков для работы на судах под иностранными флагами. — Авт.), с которой супруг подписал нынешний контракт 28 мая. Именно там нанимали экипаж на работу. В нынешней команде есть моряки, с которыми Николай плавал и раньше.

*Члены экипажа стараются держаться вместе: (слева направо) Николай Браславский, Ярослав Бидак, Александр Корнитич и Сергей Гринев

В документации указывалось, что судовладельцем является «Oceanic group international limited». На самом деле после выяснения всех обстоятельств оказалось, что эта фирма осуществляет лишь менеджерские функции. Владеет же «Ocean Grand» гражданин Японии. А вот согласно регистрационным документам — компания TEN BOSCH Panama Inc.

Все нарушения по оформленным контрактам моряки обжаловали еще 23 сентября. Соответствующие документы направлены в Панамский директорат. В ответ — тишина.

*Судно «Ocean Grand» одно время служило плавучим казино, на которое хозяин не нашел нового арендатора

— Странно, но молчит не только компания, нанимавшая нас, но и Международный профсоюз моряков (ITF), — констатирует капитан «Ocean Grand» Леонид Коляденко. — У нас же все ресурсы практически закончились. Из-за отсутствия топлива пребывание людей на борту стало опасным: невозможно запустить дизельный генератор, чтобы вернуть накренившееся судно в нормальное положение. Мобильные телефоны и те удается подзаряжать с трудом… Госпитализированы еще несколько моряков. Однако страховки у них нет, соответственно, лечить их просто-напросто отказываются.

В благотворительном фонде «Ассоль» «ФАКТАМ» сообщили, что их специалисты направили более двадцати претензий работодателю, судовладельцу и администрации флага судна.

— Судовладелец поразил «шикарным жестом» — вместо зарплаты предложил команде билеты домой и оформленный отказ от любых претензий. То есть заработную плату за свой нелегкий труд моряки просто должны «простить». Когда экипаж отказался от столь «выгодного» предложения, судовладелец поставил ультиматум: либо билет домой и зарплата за один месяц, либо судно и моряки лишаются всякого снабжения. Угрозу свою хозяин «Ocean Grand» осуществил. Из-за ужасных бытовых условий, отсутствия питания и постоянного стресса несколько членов экипажа попали в больницу. Если до этого первую медицинскую помощь им удавалось получать, то отправленную недавно с резким ухудшением здоровья единственную женщину среди моряков вернули из медицинского учреждения из-за отсутствия денег на лечение или страховки.

Вслед за экипажем «Ассоль» также обратилась в международные транспортные профсоюзы. Однако ощутимых результатов это не принесло. На активные протесты украинского консула в Сингапуре судовладелец не реагирует. Тем временем из-за отсутствия топлива не работают машины и механизмы, судно практически в аварийном состоянии находится на рейде и представляет угрозу как для жизней экипажа, так и для судоходства.

— Должником является работодатель компания «Осеаnic interna», которая зарегистрирована в Гонконге, — уточняет Виктория Кондакова, юрист «Ассоли». — Именно с ней заключались контракты. Судовладельцем же является другая фирма, но непосредственно с ней экипаж никакой документации не оформлял. Именно из-за этих обстоятельств и поступило вышеупомянутое «предложение» — билеты на вылет домой, без выплаты зарплат. Мотивировка такова: контракты подписывались не с нами, а с другой компанией.

Но отказ от претензий к судовладельцу будет означать, что в дальнейшем наши моряки не смогут отстоять свои законные права. В частности, отсудить заработанные 600 тысяч долларов. Сейчас единственный шанс — подача иска в индонезийский суд о взыскании суммы задолженности с судовладельца. Тогда может стать вопрос о продаже судна с аукциона и возвращения задолженности экипажу из вырученной за реализацию суммы. Рассчитываем также на помощь ITF.

Любопытно, что судьбой украинских мореходов озабочены и индонезийские чиновники. «Корабль по-прежнему задержан в водах близ острова Батам — и мы удерживаем судовые документы», — цитирует главу батамского порта Хери Сетиобуди индонезийская газета Jakarta Post. По его словам, портовые власти потребовали от индонезийской компании-агента PT Batam Samudera немедленно сообщить об инциденте посольствам Панамы и Украины в Джакарте. В свою очередь, Прасетьо — директор компании PT Bias Delta Pratama, занимающейся обслуживанием иностранных судов в водах близ Батама, заявил, что уже направил через посольство послание украинскому правительству с призывом безотлагательно побеспокоиться о своих гражданах. По словам Прасетьо, его тревожит состояние десятков остающихся в Индонезии украинцев, вынужденных проживать на судне, где закончились вода и продукты питания, а также топливо. «Сообщается о заболевании нескольких членов экипажа», — подытоживает издание.

— В МИД Украины рассчитывают, что в ближайшее время проблемы экипажа судна «Ocean Grand», состоящего из украинских моряков, начнут решаться, — сообщил спикер украинского внешнеполитического ведомства Евгений Перебийнис. — МИД Украины совместно с украинскими дипломатическими учреждениями в Индонезии, Сингапуре, Японии и Великобритании принимают меры по защите прав и интересов наших моряков. В частности, путем переговоров с судовладельцем, компанией-оператором, фрахтовщиками судна и портовыми властями Индонезии. Об этом инциденте также проинформирована Панама как государство, под флагом которого находится судно.

К делу привлечены Международная федерация представителей транспорта и наши контакты в рамках международной морской организации.

P. S. Когда материал готовился к печати, третий механик Николай Браславский сообщил «ФАКТАМ», что на судне побывал украинский консул Петр Сухомейло, который лично доставил паспорта всех моряков. «За это ему огромное спасибо!» — от имени экипажа поблагодарил Николай.