Государственная фискальная служба начала проверки информации, указанной в декларациях госслужащих, чтобы выяснить, насколько их уровень жизни соответствует официальной зарплате
В соответствии с Законом «Об очищении власти», будут проверены сведения об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера, указанные в декларациях всех госслужащих, чтобы увидеть, были ли у чиновников нелегальные доходы помимо зарплаты. Проще говоря, брали ли они взятки и в каких размерах.
Осуществить проверки доверили Государственной фискальной службе (ГФС) Украины, которая уже успела заявить, что полностью к ним готова. Тем более что в начале ноября Министерство финансов утвердило порядок их проведения. О том, как будет проходить изучение имущественного состояния наших госслужащих, «ФАКТАМ» рассказал председатель Государственной фискальной службы Игорь Билоус.
— Игорь Олегович, что именно будет проверять фискальная служба? Наличие домов, машин, яхт, самолетов, счетов в банках?
— И это тоже. Давайте начнем с самого начала: в ходе выполнения норм Закона «Об очищении власти» фискальная служба будет выявлять, достоверны ли сведения относительно наличия имущества, а также соответствует ли стоимость указанного в декларации имущества, приобретенного за время пребывания в определенной должности, доходам, полученным из законных источников.
Причем закон предписывает провести проверки всех госслужащих — от младших специалистов до руководителей учреждений.
— Как будет проходить такая проверка? В какие сроки?
— Кабинет министров установил четкие сроки: проверки начинаются в ноябре 2014-го и продолжатся до конца 2016 года.
— А кто пройдет эту процедуру первым?
— Начиная с ноября-декабря и до января 2015 года должны проверить министра юстиции, министра внутренних дел, главу Государственной фискальной службы, председателя СБУ, главу Государственной судебной администрации, генерального прокурора Украины и всех их заместителей, а также должностных и служебных лиц центрального аппарата этих служб, руководителей территориальных органов и их заместителей.
— То есть глав правоохранительных ведомств и их территориальных подразделений?
— Да. До февраля 2015-го пройдут проверку премьер-министр, все вице-премьер-министры, остальные министры, руководители центральных органов исполнительной власти, председатель Национального банка и некоторые другие руководители. Так же, до февраля 2015 года, мы должны проверить членов Высшего совета юстиции, Высшей квалификационной комиссии судей Украины. Остальные судьи будут проходить эту процедуру до декабря 2015 года.
Проверка других госслужащих начнется в 2015-м и будет продолжаться до 2016 года.
— На основании каких документов она осуществляется?
— Госслужащим не придется заполнять новую декларацию. Будет рассмотрена та, которую они подали в предыдущем году.
— Где фискальная служба возьмет эти декларации?
— Все очень просто: по закону госслужащие ежегодно заполняют декларацию о доходах и имуществе. Этот документ хранится в отделе кадров учреждения, где человек работает.
— То есть чиновникам не нужно никуда ходить? Фискальная служба сама придет и проверит эти декларации?
— Не совсем так. Очень важный момент: фискальная служба не является инициатором проверки. Наоборот, госорган, работники которого должны пройти имущественную проверку, сам обращается в фискальную службу, предоставляя ей документы.
— Он обязан подать пачку деклараций своих сотрудников и ждать выводов?
— Сразу уточню: для проверки потребуются не сами декларации, а их копии.
— Копию будут сверять с оригиналом? А то ведь копию можно в фотошопе нарисовать…
— В соответствии с действующими положениями, копия декларации заверяется кадровой службой органа, где проводится проверка. То есть ответственность несет орган, который присылает декларацию.
Кстати, проверка осуществляется в установленный законом срок — 60 календарных дней.
— Еще уточню: кто именно будет проверять эти декларации? Центральный офис фискальной службы или все инспекции?
— Есть перечень должностей, которые будут проходить проверку в центральном офисе (их проверят специалисты департамента доходов и сборов с физических лиц ГФС). Это, в частности, премьер-министр, вице-премьер-министры, министры, председатели Национального банка, Антимонопольного комитета, Фонда госимущества, Государственного комитета телевидения и радиовещания и их заместители. Остальных госслужащих будут проверять государственные налоговые инспекции.
— По месту работы или по месту жительства? Допустим, человек работает в Киеве, а зарегистрирован в Белой Церкви… Где будет проверяться его декларация?
— В налоговой инспекции в Белой Церкви — по месту его регистрации.
— Как вы намерены предотвращать коррупцию во время проверки?
— А вот для этого у нас есть свое управление безопасности. Кроме того, круглосуточно работает горячая линия «Пульс».
Любой человек может позвонить и пожаловаться, даже анонимно, на неправомерные действия сотрудников фискальных органов — налоговой и таможенной служб: 0 (44) 284−00−07.
— И теперь о главном: а что, собственно, будут искать в этих декларациях?
— Проверка проходит по специальному алгоритму. Мы смотрим на две вещи. Первое — это достоверность указанных в декларации сведений о наличии имущества. Второе — соответствие стоимости имущества, приобретенного за время пребывания в должности, доходам, полученным из законных источников.
— Погодите-ка, я начинаю понимать. Вы будете проверять не только доходы за 2013 год. А просто возьмете декларации за 2013-й как своего рода отправной пункт и посмотрите, чем человек владел на тот момент, в какую сумму оценивается имущество и мог ли он купить это на свою зарплату, пока работал госслужащим.
— Вы как-то очень упростили этот процесс. Хотя в общих чертах похоже.
Мы возьмем декларации за 2013 год, в которых чиновники обязаны были записать свои доходы, а также информацию о недвижимом и движимом имуществе, о вкладах в банках и о наличии ценных бумаг и взносах в уставные фонды предприятий. Причем как в Украине, так и за рубежом. Потом сведения, внесенные в декларацию, сравним с информацией, которая есть у нас. Это база данных всех легальных доходов граждан, реестр владельцев недвижимого имущества, реестр собственников транспортных (водных, летательных и автотранспортных) средств и другие базы данных. Посмотрим, какие этому чиновнику принадлежат дома, квартиры, машины, плавательные средства, самолеты, вертолеты, земельные паи, гаражи, дачи, садовые участки. Какова их стоимость. Есть ли акции, облигации, ценные бумаги и на какую сумму. Какие у него открыты счета, сколько на них денег. Грубо говоря, все имущество, которое подлежит госрегистрации и находится в соответствующих реестрах, будет обнаружено и проверено.
— А если чиновник все взятки просто пропивал? Или тратил на путешествия, дорогостоящие круизы?..
— Увы, по закону такие расходы мы проверять не имеем права. Они находятся уже в другой юридической плоскости. Это применение косвенных методов (определение доходов по расходам), которые пока у нас в стране не имеют законного основания. Мы же будем руководствоваться законом и проверять те сведения, которые внесены в декларацию о доходах и имущественном состоянии за 2013 год.
— А шубы, антиквариат, картины?
— Они тоже не подлежат декларированию.
— Значит, чиновник, который свои «левые» доходы пропил, прогулял или вложил в покупку картин, к вам «на карандаш» не попадет?
— Пока нет! Мы приняли пакет антикоррупционных законов и надеемся принять еще некоторые законодательные нормы (хотя бы те же косвенные методы), которые помогут бороться с коррупцией в более расширенном варианте.
Но зато мы будем видеть все операции, которые проходили через налоговых агентов (а это и нотариусы, и биржи, и банки, и комиссионные площадки и множество других субъектов): какое имущество было куплено, какое продано. Что человек получил в наследство или в подарок…
— Давайте тогда поговорим о деталях. Вы будете проверять декларацию только госчиновника или членов его семьи тоже?
— В соответствии с порядком, который разработало и утвердило Министерство финансов, фискальная служба проводит проверку указанных в декларациях сведений, касающихся только государственных служащих.
— Выходит, чиновник может записать все свое имущество на жену и сказать: «Она у меня бизнес-леди и все купила на свои деньги».
— Не запишет, не успеет! Мы будем иметь дело с декларациями за 2013 год. Но если госслужащий сразу оформил купленный дом на жену, по закону мы ничего сделать не сможем.
— То есть если сейчас чиновники бросятся продавать свое имущество, переписывать его на жен и детей…
— Все равно мы в 2014 году будем проверять его имущественное состояние по декларации за 2013 год. Кроме того, еще раз повторю: нотариусы, комиссионные площадки, биржи, банки являются налоговыми агентами, которые по закону обязаны сообщать фискальной службе о проводимых ими операциях. Поэтому все эти «перепишет», «подарит», «продаст» мы тоже будем видеть.
— Что станет результатом проверки?
— Я уже говорил: мы определяем два момента. Первый — соответствие сведений относительно наличия имущества, внесенного в декларацию, реальному положению дел. Второе — соответствие стоимости имущества, которым владел человек, его легальным доходам во время пребывания на госслужбе.
Например, чиновник купил себе еще в 2010 году дачу в живописном уголке Закарпатья. И в 2013 году он все еще владел этим домом, но в декларации его не указал. Вот оно и выявлено: несоответствие сведений, внесенных в декларацию, реальному положению дел.
Или же он указал дачу в декларации. Но стоимость недвижимости составляет свыше миллиона гривен, а его легальная задекларированная зарплата — 60 тысяч гривен в год. Мог ли он накопить на этот дом?
— Вот, кстати, и вопрос. А кто и как определяет стоимость имущества, той же дачи? Вы скажете, что она стоит миллион, а чиновник объяснит, что купил ее за 10 тысяч, мол, повезло…
— Стоимость приобретенного имущества обычно указывается в правоустанавливающих документах, то есть бумагах, подтверждающих покупку. К примеру, в договоре купли-продажи.
— Допустим, госчиновнику эту дачу подарили. Все документы, как положено, заверены у нотариуса. Или вот купил человек машину, а деньги на нее ему дал отец. Что тогда?
— Бывают разные ситуации. Деньги могли одолжить друзья. Могли дать родители или дети. Он мог, наконец, до прихода на госслужбу работать в бизнесе и накопить средства, на которые позже купил дом, машину или яхту.
Поэтому, если мы обнаружим расхождения в декларации, то не позднее чем в 30-дневный срок должны уведомить проверяемого чиновника. И он на протяжении 15 дней обязан предоставить пояснения и все документы, подтверждающие его сведения в декларации.
Мы его пояснения рассмотрим и учтем. Но в целом решение должно быть вынесено, как я уже сказал, не позднее чем через 60 дней с начала проверки.
— Допустим, человек дом не купил, а снимает у какой-то фирмы (например, своей фирмы, но оформленной через жену и тестя на Кипре). Как быть тогда? Формально же он домом не владеет.
— Ну и что? В декларацию вносятся сведения как о том имуществе, которым владеет человек, так и о том, которое находится у него в аренде или другом пользовании. И это имущество также подлежит проверке.
— Предположим, вы провели проверку. Что дальше? Каковы ее практические результаты?
— Мы направляем органу, предоставившему нам декларации для проверки, свои выводы. И параллельно отсылаем Министерству юстиции Украины.
— Что указывается в ваших выводах?
— Те два пункта, о которых я вам уже дважды говорил: достоверность указанных в декларации сведений относительно наличия имущества и соответствие стоимости имущества, приобретенного за время пребывания в должности, доходам, полученным из законных источников.
Очень важный момент: выводы о таком несоответствии делаются только в том случае, если незадекларированное имущество превышает задекларированное. Например, Петров указал, что у него два автомобиля, а мы выяснили, что их три. Тогда мы отмечаем, что декларация не соответствует реальному положению дел.
Но если он указал два автомобиля, а у него оказалась только одна машина, вторую же он, например, снял с учета и просто о ней забыл, то мы это не считаем расхождением и в выводах не указываем.
— А вы не рекомендуете этого человека уволить, привлечь к ответственности?..
— Нет, это не наша задача. Мы лишь делаем выводы относительно его имущественного состояния и сведений, внесенных в декларацию.
Однако по Закону «Об очищении власти» чиновник, который указал недостоверную информацию о приобретенном имуществе и не смог объяснить его происхождение, лишается на десятилетний срок права занимать должности в органах государственной власти и местного самоуправления. В таком случае руководитель соответствующего органа не позднее чем на третий день со дня поступления соответствующего вывода должен принять решение об увольнении этого чиновника.