Скандал на украинском авиарынке начал тлеть еще тогда, когда главой Госавиаслужбы Украины назначили директора компании «Международные авиалинии Украины» по развитию маршрутной сети и альянсам Дениса Антонюка. Представители других действующих у нас авиаперевозчиков заподозрили, что господин Антонюк будет лоббировать интересы только родной компании. И вскоре на сайте авиаведомства появился проект приказа об изменении правил выдачи разрешений украинским авиакомпаниям на маршруты. Операторы и эксперты авиарынка забили тревогу: по их мнению, новые правила дают МАУ такие преимущества, что возможность конкуренции с ней будет вырублена на корню.
Согласно проекту, перевозчик обязан год осуществлять лишь внутриукраинские авиарейсы, после чего он получает право на заграничные чартеры. А еще через год может претендовать на регулярные международные авиарейсы. Однако реализовать это право практически невозможно: условия конкурса заявок на такие рейсы были выписаны так, что победа в нем гарантирована авиакомпании МАУ. Замминистра инфраструктуры Петр Пинкас в августе предупредил, что предложенные изменения несут «большие риски и могут иметь негативные последствия для участников рынка». После чего Денис Антонюк заявил: нормы об обязательных полетах на внутренних и чартерных рейсах из проекта вычеркнуты.
Новый порядок назначения на маршруты был зарегистрирован Минюстом 13 ноября. На сайте Госавиаслужбы окончательного его варианта пока нет, но в новости от 18 ноября о регистрации приказа есть ссылка на проект, в котором сохраняется норма об обязательном осуществлении внутренних авиаперевозок в течение года для получения права участия в конкурсе на регулярные международные маршруты. Кроме того, право на эксплуатацию международных (как чартерных, так и регулярных) маршрутов могут получить лишь компании, в которых граждане Украины или государство владеют более чем половиной уставного капитала.
Вскоре о возможном уходе с нашего рынка заявили представители лоукостера «Wizz Air Україна». Однако сегодня, 26 ноября, они сообщили, что продолжают свою работу, так как глава Госавиаслужбы пообещал, что существующие назначения на маршруты у них никто не отберет. Впрочем, «Wizz Air Україна» жалуется, что новый порядок назначения не позволит им расширять сеть маршрутов. А также на то, что Антонюк не подписывает уже полученные назначения на полеты из Киева в Рим, Барселону, Варшаву и Будапешт.
О сокращении деятельности заявили и в «ЮТэйр-Украина», «дочке» российской «ЮТэйр». В декабре, после завершения внутренних рейсов, компания вернет на авиазавод в Тулузе пять самолетов ATR-72. Но продолжит осуществлять чартерные перевозки на «Боингах».
Другие перевозчики тоже жалуются на действия Госавиаслужбы в пользу «других операторов рынка». Замгендиректора компании «Трансаэрохендлинг» Юрий Степаненко обвинил службу в преднамеренном затягивании процедуры сертификации его компании. А президент UM Air («Украинско-средиземноморские авиалинии») Родриг Мерхеж заявил, что Антонюк отказывается выполнять решение комиссии Мининфраструктуры, позволившей UM Air увеличить количество рейсов в Тегеран с одного до двух в неделю. При этом, несмотря на отказ комиссии разрешить дополнительный рейс МАУ (из-за ее долгов перед государством), Госавиаслужба все же отдала его этой компании. Денис Антонюк пояснил «Интерфакс-Украина», что «Трансаэрохендлинг», мол, подал документы на два месяца позже необходимого срока, не все и неправильно оформленные. А компания UM Air якобы имела право всего на один рейс в неделю, потому второй выполнять ей запретили.
Создаваемая сейчас Ассоциация авиапредприятий Украины предложит премьер-министру уволить главу Государственной авиационной службы Украины Дениса Антонюка и генерального директора международного аэропорта «Борисполь» Евгения Дыхне. Об этом было заявлено на пресс-конференции организаторов Ассоциации во вторник. А сегодня возле Мининфраструктуры состоялся пикет против нового порядка распределения маршрутов между перевозчиками.