Вчера утром над штаб-квартирой объединенной группировки войск НАТО в Кабуле был спущен флаг Североатлантического альянса и стран — участниц миссии и поднят флаг новой миссии, получившей название «Решительная поддержка». Силы НАТО завершают 13-летнюю военную миссию в Афганистане и открывают «новую главу в отношениях с Кабулом», сообщил генеральный секретарь Североатлантического альянса Йенс Столтенберг.
Президент США Барак Обама заявил в Белом доме, что «самая продолжительная война в американской истории» подошла к логическому финалу. В Кабуле состоялась символическая церемония по случаю вывода большей части войск альянса из страны. В ходе церемонии глава миссии генерал Джон Кэмпбелл сказал: «Мы вывели афганский народ из темноты и страха и дали ему надежду на будущее».
Операция НАТО по свержению режима талибов и ликвидации тренировочных баз террористической организации «Аль-Каида» началась после терактов 11 сентября 2001 года. С начала миссии альянса в Афганистане погибли почти 3500 иностранных военных. Но движение «Талибан» по-прежнему активно и даже набирает силу. Лишь за последние месяцы талибы совершили несколько дерзких нападений. Этот год стал самым кровавым в Афганистане с 2001 года: в борьбе с талибами погибли по меньшей мере 4600 афганских военных.
Общая численность иностранных контингентов в Афганистане сокращается с более чем 130 тысяч военнослужащих из 50 стран в 2011 году до примерно 12 тысяч человек. Отныне ответственность за «безопасность Афганистана будет полностью в руках 350 тысяч афганских солдат и полицейских», подчеркнул Йенс Столтенберг. «Однако союзники по НАТО вместе со многими странами — партнерами альянса останутся тренировать и консультировать афганские национальные силы безопасности», — подчеркнул глава Североатлантического блока.
С 1 января НАТО полностью перейдет от каких-либо военных операций к обучению и консультированию афганских национальных сил обороны и безопасности.
Тем не менее по условиям соглашения между США и властями Афганистана американцы сохранили за собой право в случае необходимости самостоятельно действовать против исламских радикалов на территории страны. Остальные западные государства отныне могут только обучать местных военных.