«ФАКТЫ» продолжают знакомить читателей с фрагментами лекций известного грузинского реформатора
Каха Бендукидзе, бывший государственный министр Грузии по координации экономических реформ, очень хотел помочь нашей стране стать успешной. Но, увы, его планам не суждено было сбыться. Каха Бендукидзе скоропостижно скончался 13 ноября…
Свой опыт реформатора Каха Автандилович старался передать не только коллегам из Украины. Он много общался с молодежью, рассказывая о том, что, по его мнению, следовало бы изменить в нашей стране.
«ФАКТЫ» предлагают вниманию читателей фрагменты лекции, которую Каха Бендукидзе прочитал 30 июня 2014 года при содействии Кембриджского общества в Украине.
«…Одна из основных проблем, с которой я встречаюсь, бывая здесь, — удивительное умение не фокусироваться на главном. Люди в возрасте понимают, что одной болезни не бывает — их всегда много. Задача врача — поставить правильный диагноз и начать лечение того, что в данный момент важнее. Представьте себе такую ситуацию: человек с почечной болезнью, страдающий от рака, с пигментными пятнами на лице и вросшим ногтем на пальце ноги упал в обморок, плюс у него открылось кровотечение. Какая болезнь более опасная? Понятно, что рак и кровопотеря. С чего нужно начать? Естественно, остановить кровь, чтобы он не умер сразу. Потом уже везти в больницу, обследовать и лечить серьезные болезни, игнорируя пятна на лице и ноготь.
Какие проблемы сейчас считает главными общество? Представьте себе, что перед вами лежит не больной, а Украина. Вы тут назвали такие «болезни», как коррупция, оккупация страны, бюрократия, отсутствие нормальной судебной системы, сложность открытия малого бизнеса, плохая работа правоохранительных органов, отсутствие специалистов и процедуры импичмента отдельных политиков, долги… А какая из них самая страшная?
Я считаю, что в украинском обществе основная дискуссия ведется не по главным темам. Ваше понимание главного, реальный анализ и то, что считают основным политики, — это три разные вещи. Посмотрим на законы, которые принимает Верховная Рада. Она зачем это делает? Не для того же, чтобы их выполнять. Политик принимает законы, чтобы сохранить свою власть. Других причин не бывает. Если проанализировать то, что утверждает парламент, и то, что главным считаете вы, то соответствия нет. Они принимают то, что нравится людям. То есть занимаются популизмом.
Ваша основная проблема состоит в том, что не существует реального государства, которое называется Украина. А то, что существует, находится в состоянии несовместимости со своим существованием. А есть еще и внешние силы, которые хотят, чтобы его не было и в этой форме. У вас и рак, и обморок, и кровотечение, и масса хронических болезней, к которым относится, например, сложность открытия малого бизнеса.
Что в вашем случае подразумевается под кровотечением? Для меня это очевидно: чудовищные государственные расходы. Такие траты могла бы позволить себе развитая европейская страна. Вы расходуете 48 процентов валового внутреннего продукта. Столько же, сколько Германия, и больше, чем многие
…Много лет политики обманывали вас. Они говорили, что вас ждет хорошее будущее. Например, спрашивали у студента, хочет ли он бесплатные учебники? И у вас в законе есть соответствующее положение. Или интересовались у врача, хочет ли он получать зарплату вне зависимости от того, сколько у него больных. И так далее. А сейчас это все достигло чудовищной величины.
В этом году вы живете за счет кредитов МВФ. А за чей счет будете жить в следующем? Недавно читал хорошую статью «На кого больше похожа Украина — на Латвию или Грецию?» Почему существует такая дилемма? В 2008 году в мире случился экономический кризис, который отразился в том числе и на этих двух странах. Латыши решили, что с кризисом нужно бороться, резко сократив государственные расходы, пенсии, зарплаты в госсекторе, уменьшив госаппарат. Они сократили расходы на 17 процентов ВВП. Их экономика два года после кризиса не росла, но потом пошла в гору. Кстати, потом правительство, решившееся на эти радикальные меры, победило на выборах.
Греки сказали, что не может быть и речи о сокращении, мол, люди не поймут. Народ вышел на улицы, каждый день проходили какие-то митинги, начались беспорядки. В Афинах в одном из отделений банка заблокировали дверь и подожгли здание — сгорело пятеро людей. Вся Греция — от правительства до простых людей — жестко сопротивлялась сокращению бюджета. И что в результате? Их государственные расходы все-таки сократились (на 25 процентов ВВП по оценкам МВФ и на 18 по оценкам самих греков), поскольку экономика… падает шестой год подряд. То есть расходы Греции принудительно сократились больше, чем добровольные расходы Латвии. При этом экономика первой падает, а второй — растет.
Мне кажется, что это полностью описывает украинскую ситуацию. Если вы предпримете жесткие шаги, в том числе сократите госрасходы, как бы болезненно это ни было, экономика начнет развиваться. А если не сделаете этого, то расходы… все равно сократятся. Но в отличие от Греции, где это произошло путем сокращения экономики, у вас есть выбор. Либо это пройдет по греческому варианту, либо государственные расходы сократятся, поскольку у вас не будет страны. Я, встречаясь с коллегами в Кабинете министров Украины, говорю: «Если не вы проведете реформы, их проведет Путин». Я не говорю, что все реформы нужно провести мгновенно. Некоторые могут быть настолько болезненны, что сейчас их делать не нужно. Но без некоторых вы просто не сможете прожить. Если вы, конечно, хотите иметь независимую Украину.
Раньше мы жили в реальности, возникшей после Второй мировой войны. Тогда страны договорились жить в мире и не отрывать друг от друга куски, не завоевывать территории. И в принципе за последние 70 лет этого не происходило. Распадались государства, в том числе и СССР, и Чехословакия, Косово отделилось от Албании, но такого, чтобы кто-то что-то себе отхватил, не было. А потом Россия де-факто сделала это несколько раз: Приднестровье, Абхазия, Южная Осетия, которые официально так и не вошли в состав РФ, а де-юре это произошло у нас на глазах с Крымом, когда она просто взяла и присоединила чужую территорию. Так что сейчас весь мир живет в посткрымской реальности. Какой она будет, никто не знает. Раньше мы говорили, что нужно иметь эффективное государство, чтобы страна богатела и люди жили лучше. А сейчас возник абсолютно новый аргумент: эффективное государство нужно не только для того, чтобы людям было лучше, но и чтобы страна сохранила себя. Пример этому — происходящее с Украиной. Вы сейчас являетесь главным государством на земном шаре, поскольку в Украине происходит спонтанный эксперимент по изменению миропорядка. Понятно, что с 99 процентами лжи и провокаций со стороны России есть один процент существующих у вас проблем.
Ваша главная проблема в том, что прошлые годы вы жили за чужой счет. А в этом году произошел перелом — вы сделали выбор, за чей счет жить. Одни говорили, что это нужно делать за счет России, но вы выбрали другой вариант. Без России. Однако нужно сделать еще один выбор и сказать: «Давайте будем жить за свой счет». Цена на газ и госбюджет — это и есть основная питательная среда, на которой растет коррупция.
Если мы вернемся лет на двадцать назад, то увидим, что Донецк жил чуть лучше, чем Ростов. Прошли годы, и уровень жизни в Донецке стал в три раза хуже, чем в Ростове. Это обидно и для вас, и для людей, живущих там. Почему так произошло? Вы говорите: «Потому что у России есть газ». У вас тоже есть газ. Но вы знаете, почему он у вас вроде бы и есть, но его нет на самом деле? Потому, что вы готовы платить за российский газ по 380 долларов за тысячу кубометров, а за свой — только по 50. И какой газ будет больше добываться? Тот, который по 380, это же и ежу понятно! Странная ситуация: вы, украинцы, собственную газодобычу гробите, но поддерживаете эту отрасль вашего политического врага. Я не знаю другой страны, которая у врага покупает дороже, а у себя — дешевле.
Вы читали недавнее заявление генсека НАТО? По их данным, Россия давала деньги экологическим организациям в Европе, чтобы те боролись со сланцевым газом, который загрязняет среду. А в вашем случае России даже бороться не надо, вы сами сознательно гробите у себя добычу газа, в том числе и сланцевого. Мешаете этому всячески и в результате готовы миллиарды, которых у вас не хватает, ежегодно отдавать «Газпрому». Почему? Да потому, что поверили политикам, которые обещали вам дешевый газ.
Еще пару месяцев назад киевляне платили за газ меньше, чем жители Москвы. Это нормально? Вам нравится? Если да, то вы должны написать заявление и попросить принять вас в граждане Российской Федерации, а город Киев — мать городов русских — перевести в состав России. А если не нравится, то вы должны понять, что «нет денег — нет игры». Многие из вас стояли на Майдане и в дождь, и в снег, и под пулями. А сейчас вам предстоит более сложная часть: без романтики и адреналина в крови добиться еще более сложных результатов. Вы выиграли борьбу против одного главного бюрократа, а сейчас нужно выиграть у 280-тысячной армии бюрократов. Дух Майдана нужно сейчас развернуть в правильное русло и сосредоточить вокруг главных проблем. Возвращаясь к аллегориям, остановить кровотечение и начать лечение рака. А косметикой можно будет заняться потом".
В свое время Кахе Бендукидзе так и не удалось реформировать грузинский Национальный банк. Свою точку зрения на кредитно-денежные отношения в государстве он изложил слушателям Киево-Могилянской бизнес-школы в лекции «Радикальные реформы: опыт Грузии для Украины».
…Есть две страны, близкие географически, но соперничающие друг с другом: Индия и Китай. В Индии было социалистическое правительство, в Китае — коммунистическое. А поскольку социалисты более сердобольные, чем коммунисты, то индийские власти вроде бы больше заботились о своем населении. Поэтому уровень регулирования и налогообложения в Индии был выше. Они тратили более крупные суммы на социальную сферу. Но Китай настолько стремительнее рос, что хоть и тратил на социалку меньшую долю ВВП, в денежном выражении она была больше.
До сих пор социально-экономическая политика украинских властей и общества заключалась в немедленном разбивании всех яиц, срочном приготовлении омлета и забывании о том, что существует еще и курица. Как выбраться из стадии популизма, перейти к стадии выращивания курицы, а уже потом к поеданию яиц — это тот вопрос, который Украине нужно решить.
Мой знакомый, пытающийся в рамках одной организации принять участие в реформировании вашей медицинской сферы, сказал, что количество больниц в Украине… неизвестно. Это было бы хорошо, если бы все они были частные. Но больницы-то все государственные!
Когда я стал министром, мой дядя из Киева (он, кстати, в советское время был замминистра промышленности) сказал: «Ой, я такой старый… Был бы молодой — строили бы с тобой заводы». Вот это расхожее мнение, что экономика — это заводы, а больницы или университеты — нет. На самом деле больницы и университеты — это всегда была экономика, а сейчас стали экономикой еще в большей степени. То, как устроены украинские университеты и школы, завтра будет больше значить для экономики страны, чем сегодня послезавтрашнее их устройство. Темп жизни очень изменился. Сейчас я никуда не езжу без планшета, а 20 лет назад не знал, что существует электронная почта…
Я в Грузии не смог добиться ликвидации Национального банка. Зачем он нужен? Что мы, швейцарцы, что ли? Национальный банк — сложный инструмент, который в руках дикаря становится страшным оружием. Он нужен цивилизованным швейцарцам. Возможно, англосаксам или японцам. Кстати, у мусульман не получается создать хороший центробанк, впрочем, как и католикам или православным. А плохой — запросто. Если вы создадите нормальный нацбанк (но я боюсь, что нет), это было бы хорошо…
На самом деле страны, которая бы реформировала абсолютно все, нет. Если бы она существовала, то все бы говорили на языке такой страны".
Лекции конспектировала Ирина ГОЛОТЮК, «ФАКТЫ»